- Анатолий Степанович, в № 13 нашей газеты мы уже публиковали интервью с вами о делах возглавляемой вами авиакомпании, но за прошедшие 8 месяцев "Полет" достиг таких выдающихся успехов, что мы просто не можем обойти их молчанием. В частности, ваша авиакомпания недавно, уже второй раз за год, удостоена международной премии. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.
- В начале октября в Мадриде авиакомпания "Полет" была удостоена "Международной транспортной премии" за 1999 год, которая была вручена ей Клубом лидеров торговли, международной организацией, объединяющей 16 тысяч членов со всего мира. Дипломом и премией клуба награждаются компании, показывающие современный международный уровень и высшее качество предоставляемых услуг. Компании из разных стран, удостоенные этой высокой чести, заносятся в Книгу Почета. Кроме "Полета", такого же международного признания из российских перевозчиков удостоилось также авиапредприятие "Халактырка" с Камчатки. Основанием для вручения международного диплома и награды авиакомпании "Полет" послужил анализ ее деятельности, проводимой Клубом лидеров торговли за последние 2 года. Им была отмечена чрезвычайно эффективная деятельность авиакомпании в области чартерных грузовых перевозок по заказу предприятии и рейсов VIP для деловых людей, туристических чартерных рейсов и рейсов по индивидуальным заказам. Особо отмечены были им уникальные перевозки крупногабаритных тяжелых грузов, которые были не под силу любой другой иностранной авиакомпании. Это уже вторая международная награда. Первая была нам присуждена Комитетом по грузовым авиаперевозкам. Европейского Института Транспортного Управления "За выдающееся мастерство 1999".
- Не могли бы вы привести примеры уникальных транспортных операции, выполненных вашей авиакомпанией?
- В сентябре этого года нам пришлось перевозить из Ирана в Австралию самолет "Фоккер 100", потерпевший при посадке поломку шасси. Самостоятельно взлететь он не мог. Этот самолет, по размерам похожий на наш Ту-134, разобрали, отстыковали крылья, двигатели и оперение и загрузили в "Руслан" целиком. Потом его закрепили специальной оснасткой, втянули по рельсам в фюзеляж и благополучно доставили в аэропорт назначения. В качестве еще одного примера можно привести доставку самолетами "Руслан" спутников по заказам Французского космического агентства из Льежа на космодром Куру во Французской Гвиане. Для быстрой загрузки моногрузов в самолет нами сделана миниатюрная железная дорога, по которой они втягиваются внутрь грузовой кабины. Затем железная дорога разбирается и компактно укладывается в фюзеляж, чтобы помочь в разгрузке по прибытии.
- Какое значение для вашей авиакомпании имеет это международное признание?
- Признание авторитетных международных организаций в условиях конкуренции многое значит для российской авиакомпании, названной одной из лучших среди всех авиаперевозчиков в мире. Эксперты Европейского Института считают, что авиакомпания "Полет" в ближайшем будущем может стать одной из ведущих грузовых авиакомпаний мира. Существенно и то, что Департамент транспорта США принял решение о выдаче авиакомпании "Полет" лицензии на работу ее самолетов Ан-124-100 в Северной Америке.
- Не могли бы вы вкратце рассказать о предварительных итогах авиакомпании за прошедшие 10 месяцев уходящего года?
- В этом году мы выполнили очень много перевозок негабаритных сверхтяжелых моногрузов. Например, для АО "Алмазы России-Саха" мы перевезли из Владивостока в пункты города Полярный и Мирный тяжелые грузовики, бульдозеры и другую технику фирмы "Катерпиллер", доставленную во Владивосток из США морем. Только из Владивостока по этому заказу мы сделали 60 рейсов. Сейчас мы перевозим большегрузные карьерные самосвалы из Минска. Подобные перевозки проводим и за рубежом. В целом объем транспортной работы по доставке моногрузов возрос по сравнению с тем же периодом прошлого года где-то на 30-40%.
- При таком росте объема перевозок, видимо, приходится думать о расширении самолетного парка?
- Сейчас у нас два Ан-124-100, Як-42 и Як-40. Як-42 выполняет регулярные рейсы в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Сирию, Италию. "Русланы" работают и на внутренних, и на международных линиях. Среди сотен клиентов "Полета" такие крупнейшие компании, как "Росвооружение", "Алмазы России-Саха", "Филип Моррис". В ближайшее время мы думаем взять в лизинг два-три Як-42, что позволит расширить диапазон пассажирских перевозок. Недавно по распоряжению Правительства РФ нам разрешили купить 4 "Руслана" из самолетного парка военно-транспортной авиации. На них мы думаем перевозить такие моногрузы, как космические аппараты и компоненты ракет-носителей: разгонные блоки, отдельные ступени и легкие ракеты целиком весом до 100 тонн.
- Нет ли препятствий международным полетам вашей авиакомпании в плане ограничения шумов, вредной эмиссии двигателей, а также выполнения последних требований IСАО и IАТА к бортовому радиоэлектронному оборудованию (БРЭО)?
- Самолет Ан-124-100 соответствует самым строгим экологическим нормам и оснащен современным БРЭО. В процессе эксплуатации наши самолеты постоянно дорабатываются. Уже несколько лет тому назад мы оборудовали Ан-124 системами спутниковой навигации GPS. В последнее время на них установлены радиостанции с новой сеткой частот, системы предупреждения столкновения в воздухе TCAS фирмы Honeywell, мотогондолы двигателей оборудованы звукопоглощающими комплектами производства НПО "Авиастар". В ближайшее время будут установлены системы предупреждения столкновения с землей. В Москве и в Ульяновске по "Русланам" регулярно проводятся технические конференции эксплуатантов и производителей, где решаются все наболевшие вопросы.
- Отличительной особенностью авиакомпании "Полет" является ее новаторский дух, поиск нестандартных путей развития. (Это в чем-то роднит ее с голландской KLM - признанным пионером по части внедрения новаций.) Свидетельством этому является программа "Воздушный старт". Как развивается эта программа, каковы планы ее реализации?
- "Воздушный старт" - это уникальная ракетно-космическая программа, целью которой является доставка "Русланом" на высоту 10-11 км двухступенчатой ракеты-носителя массой около 100 тонн. В заданной точке происходит десантирование ракеты, через 6 секунд включаются двигатели первой, затем второй ступеней, и ракета выводит спутник на околоземную космическую орбиту. Эта разработка авиакомпании уже получила мировое признание. Масса спутника может достигать 3,5 тонны, что в 8 раз больше, чем в существующей в США подобной системе. Стоимость выведения спутника на орбиту вдвое ниже, чем при использовании ракет наземного базирования. Создаваемый комплекс может стартовать с любого места, где есть ВПП длиной не менее 3000 метров. Для реализации проекта подписан ряд соглашений с промышленностью, в частности с ракетно-космической корпорацией "Энергия" и НПО им. Мясищева, которые активно взялись за осуществление проекта под девизом: "Сделали морской старт, сделаем и воздушный'". Сейчас выполняется техническая документация, делаются проработки вариантов проекта, его технико-экономическое обоснование. Как показал анализ, стоимость доставки 1 кг полезной нагрузки на околоземную орбиту составит менее 5000 дол., в то время как в случае использования американского "Шаттла" - 40 тысяч дол., а при традиционном ракетном старте даже самых эффективных существующих систем - 12-15 тысяч долларов.
- Идея заманчива. Но, как говорится, "гладко было на бумаге". В чем вы видите трудности реализации проекта <Воздушный старт>?
- Как водится, всякий технически сложный проект обычно проходит три стадии: "не может быть", "в этом что-то есть" и "ну это всем давно известно". Надеемся, что такая же судьба ожидает и нашу программу. Трудностей на ее пути немало, но непреодолимых мы не видим и уже в 2002 году думаем произвести первый старт. Кроме проблем финансового и технического порядка, нам приходится сталкиваться с традиционной косностью чиновничьей бюрократии, торможением правительственных постановлений, непониманием, недоверием, скептицизмом и недобросовестной конкуренцией. В борьбе за осуществление проекта нас вдохновляет то, что его реализация поднимет престиж не только нашей отрасли, но и страны в целом. Для России это даст примерно 100 тысяч рабочих мест, подключение десятков специализированных НИИ, КБ и заводов, то есть оживление всей космической промышленности.
- Что можно сказать о перспективах рынка "Воздушного старта"?
- Оценки мирового рынка услуг показали, что в период с 2000 г. по 2015 г. прогнозируется запуск около 1800 легких космических аппаратов, общая масса которых составит примерно 1000-1500 тонн, в денежном выражении потенциал рынка оценивается в колоссальную сумму 10-15 млрд. долл. Стоимость проекта "Воздушный старт" составит примерно 120 - 130 млн. дол. (для сравнения: реализация проекта "МАКС" обойдется в 2 млрд. дол.), а затраты на один пуск составят 10-11 млн. дол. При стоимости вывода на орбиту 1 кг массы спутника втрое меньшей, чем у самых лучших существующих наземных систем запуска, наша программа для потенциальных заказчиков представляется очень привлекательной. Более того, программа реальна. Посудите сами: самолет есть, ракета есть, двигатели есть, система управления есть, аэродинамическая, конструкторская и экономическая проработки проведены. Осталось только связать все это воедино. В целях реализации авиационно-ракетного комплекса "Воздушный старт" мы рассматриваем возможность создания широкой международной кооперации как для финансирования, так и для продвижения комплекса на мировой рынок космических услуг. Если все пойдет так, как мы за думали нам уже будет мало шести самолетов АН-124-100, Ульяновский авиационно-промышленный комплекс "Авиастар" по лучит новые заказы на Ан-124, а перед нашей авиакомпанией от кроются новые перспективы. Заказы нам уже поступают. В частности есть заказы на пуски из Южной Кореи, Чехии, стран Юго-Восточной Азии. Проявили громадный интерес американские компании, например "Orbital Sciences Corp.".
- Неужели никто, кроме "Полета", не додумался о возможности запуска ракеты с грузового самолета?
- Идея создания ракетного космического комплекса воздушного базирования не нова. Впервые такой запуск был произведен в 1974 г., когда ВВС США запустили ракету "Minuteman" с борта самолета С-5. В настоящее время американская компания "Orbital Sciences Corp." уже более десяти лет использует для вывода на орбиту спутников весом до 450 кг крылатую ракету-носитель "Pegasus", сбрасываемую с борта широкофюзеляжного самолета L-1011. Наш проект - это модернизация американской системы воздушного старта, но масса выводимой в космос полезной нагрузки увеличена почти в 8 раз. К тому же стоимость вывода на орбиту 1 кг полезной нагрузки на российской ракете будет вдвое ниже, чем у американцев. Надо сказать, что идея нетрадиционного запуска спутников получила мощный стимул после успешного проведения "Морского запуска" летом этого года.
- С этой точки зрения, видимо, было бы полезно расширение партнерства с зарубежными компаниями?
- Мы за развитие сотрудничества и освоение этого сегмента рынка с родственными компаниями США, с той же "Orbital Sciences Corp.". У них накоплен громадный опыт, компания располагает тремя базовыми аэродромами, где стартуют их "локхиды", отработаны системы управления и контроля. А у нас есть технология, позволяющая увеличить полезные нагрузки. Так что взаимный интерес налицо. Проявили интерес к проекту также фирма "Hughes", разрабатывающая спутники, английские государственные организации, израильские фирмы, Европейское космическое агентство, малазийская государственная компания. Интерес во многом продиктован тем, что в этих странах отсутствуют носители, которыми располагаем мы.
- Действуют ли на заказчиков какие-нибудь другие стимулы, кроме экономических?
- Да, некоторые страны сами делают спутники, то есть заказывают их "на стороне", например в США. Из соображений престижа они заинтересованы в запуске со своей территории. Автономность и мобильность комплекса позволит осуществлять космические запуски из воздушного пространства любой страны. При этом весь цикл подготовки космического аппарата также будет осуществляться в стране заказчика. Это позволит обойти действующие ныне квоты на запуски иностранных спутников с российских космодромов. К заказчику прилетает наш самолет с ракетой на борту, загружает спутник, стартует с территории страны заказчика - значит, запуск произвела страна-заказчик. У американцев процедура вывоза и запуска спутника с территории другой страны занимает значительный период, который уходит на согласования с Государственным департаментом. В случае использования системы "Воздушный старт" все эти проблемы отпадают.
- И в заключение, Анатолий Степанович, скажите, пожалуйста, как складываются у вас отношения с фирмой-разработчиком АНТК им. О. К. Антонова из Киева. Нет ли трений, подобных тем, что возникли у авиакомпании "Волга-Днепр"?
- У нас с АНТК сложились прекрасные, деловые отношения. Ведь для них хорошие результаты эксплуатации самолетов Ан-124 - лучшая реклама. А участие Ан-124 в проекте "Воздушный старт", в который они войдут как партнеры, еще более повысит международный престиж АНТК. Украинская сторона охотно сотрудничает с нами, во всяком случае, по всем проблемам, включая продление ресурсов, мы находим общий язык. С производителями и поставщиками запасных частей у нас тоже нормальные, хорошо налаженные отношения.