Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Рубцов:
Стоит ли менять российские крылья на западные?


3 ноября 1999 года : Владимир Зайцев


В последнее время в печати стали появляться многочисленные материалы, затрагивающие тему отечественной авиапромышленности. В какой-то степени интерес прессы подогревает проблема, касающаяся лизинга новейших отечественных лайнеров Ил-96-300 авиакомпании "Аэрофлот - Российские международные авиалинии".

В последнее время в печати стали появляться многочисленные материалы, затрагивающие тему отечественной авиапромышленности. В какой-то степени интерес прессы подогревает проблема, касающаяся лизинга новейших отечественных лайнеров Ил-96-300 авиакомпании "Аэрофлот - Российские международные авиалинии".

В этой связи наш корреспондент обратился к Александру Рубцову, заместителю председателя правления АКБ "Национальный резервный банк", финансовой структуры, которая уже несколько лет ведет дела с авиастроительной отраслью.

- Как складывались взаимоотношения "Национального резервного банка" с авиапромом в целом и с Авиационным комплексом им. С.В.Ильюшина в частности?

- У нас давняя история отношений с авиацией и авиапромом. В свое время мы были финансовым советником "Аэрофлота" и остаемся им в сделке по приобретению этой компанией самолетов Ил-96-М/Т. К сожалению, в августе прошлого года финансовая схема, которую мы разработали, разрушилась. В целом кризис тяжело ударил по отрасли. Тем не менее, за последнее время произошли два важных события, которые позитивно отразятся на нашей авиационной промышленности: во-первых, самолет Ил-96-Т получил международный сертификат летной годности Федеральной авиационной администрации США, что означает возможность экспорта этих машин во многие страны мира.

Кроме того, после недавнего успешного визита нашего премьер-министра Сергея Степашина в США, где он провел переговоры с вице-президентом Альбертом Гором, американский Экспортно-импортный банк вновь вернулся к теме кредита под программу Ил-96-М/Т. (В свое время этот банк обещал в обмен на отмену импортных пошлин на 12 самолетов "Боинг-737" предоставить кредит на финансирование поставок самолетов Ил-96-М/Т компании "Аэрофлот". Российская сторона свои обязательства выполнила, однако банк нам в кредитах отказал, ссылаясь на кризис. - Прим. авт.)

Параллельно с проектом по поставкам "Аэрофлоту" самолетов Ил-96-М/Т мы совместно с Авиационным комплексом им. С.В.Ильюшина работали над созданием своей собственной лизинговой компании. Сейчас она уже зарегистрирована в Воронеже под названием "Ильюшин - финансы". Мы надеемся, что в ней будут участвовать целый ряд крупных инвесторов, включая Национальный резервный банк, несколько страховыхкомпаний". Авиаэкспорт, а также два крупных авиационных завода - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), которое входит в ильюшинский комплекс и "Авиастар" (г.Ульяновск). С ВАСО соответствующий предварительный договор ухе подписан, сейчас ведутся переговоры с финансовыми инвесторами. Если все пойдет удачно, наша компания станет крупной структурой с хорошей капитализацией. Первая же сделка, которую мы сейчас обсуждаем с "Аэрофлотом", касается лизинга 7 самолетов Ил-96-300.

- Как вы оцениваете нынешнее положение отечественной авиационной промышленности?

- Как чрезвычайно плачевное. Самолеты практически не производятся и не продаются. Главная причина этого кроется в том, что в последние годы авиация не удостаивалась внимания со стороны правительства. Отрасль фактически была брошена на произвол судьбы. Руководители конструкторских бюро умели разрабатывать самолеты. Директора серийных заводов умели их производить. Но и у тех и других абсолютно отсутствовали навыки по сбыту самолетов и тем более по финансированию их продаж. Те немногие сделки, которые были заключены в докризисное время за наличные, сейчас, когда деньги стали дорогими, невозможны. Кроме того, наше законодательство не ориентировано на поддержку продаж и покупок дорогостоящих самолетов. Из-за плохой ситуации в налоговой и финансовой сферах у банков не было и нет желания вкладывать деньги в реальный сектор.

В свое время мы совместно с ильюшинцами разработали систему поддержки государством продаж самолетов и 2 года назад направили свои предложения в правительство. Несмотря на 2 положительные резолюции Виктора Черномырдина, Министерство экономики так и не приняло никаких мер к тому, чтобы внедрить эту систему.

Сейчас ситуация несколько изменилась: в руководство Министерства экономики пришли новые люди, которые энергично взялись за решение этой ситуации. Мы надеемся, что на совещании по проблемам развития гражданской авиации, которое состоится 7 августа в Ульяновске и на котором собирается присутствовать Сергей Степашин, будет рассматриваться и пакет документов, наработанных нами совместно с Минэкономики за последние полгода. Это целый комплекс мер, затрагивающий и законодательство, и налоговую, и банковскую системы и который в конечном итоге должен стимулировать закупки самолетов.

- Сейчас ильюшинцы ведут переговоры с "Аэрофлотом" о лизинге самолетов Ил-96-300. Одновременно есть данные, что наше правительство намерено рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по импортным пошлинам для закупок "Аэрофлотом" нескольких "Боингов-767". Как вы могли бы прокомментировать эту ситуацию?

- Я не думаю, что наши авиастроители будут в восторге, если в страну станут ввозиться иностранные лайнеры, а отечественные - не закупаться. С другой стороны, мы должны отдавать себе отчет в том, что продавать самолеты так, как это было раньше, - бери то, что у нас есть, а не то, что тебе надо, и по той цене, которую я назначу, а не той, которая тебя устраивает, - сегодня уже невозможно. Самолет должен приносить прибыль авиакомпании, а для этого необходим целый ряд вещей: техническая спецификация, послепродажный сервис, достаточное количество запчастей и т.д. Наши авиазаводы уделяют подобным проблемам недостаточное внимание, и это одна из причин, из-за которой их самолеты не покупаются. Видимо, в такой ситуации основную роль в формировании потребительской привлекательности российских машин должны взять на себя лизинговые компании.

Например, мы с "Аэрофлотом" активно работаем над тем, чтобы максимально приблизить Ил-96-300 к требованиям авиакомпании. Это касается интерьера самолета, новых бортовых систем и ряда других вещей. Были проблемы с невысокой надежностью двигателей ПС-90. Однако сейчас они преодолены - налет двигателя со съема с крыла достигает 7 тысяч часов, что сравнимо с мировыми показателями.

- Что означает для ВАСО заключение сделки на поставку своей продукции "Аэрофлоту"?

- Это означает полтора года работы, причем не только воронежских авиастроителей. В рамках этой сделки планируется закупить около 40 капитально отремонтированных двигателей ПС-90, а это большой объем для "Пермских моторов" и их поставщиков. Будет закуплено большое количество дорогостоящих бортовых навигационных комплексов, которые делаются в Москве, в Санкт-Петербурге, в Ульяновске, во Владимире. Заработает завод в Самаре, выпускающий шасси. Т.е. на реализацию этой программы будет трудиться полстраны.

Мы не против того, чтобы любая авиакомпания имела возможность приобретать за рубежом отдельные типы машин, если они не производятся в России. Например, деловые самолеты не выпускаются у нас, и,очевидно, если на рынке существует такая потребность, их надо закупать за границей. Но если в России есть аналоги западным машинам, то, вероятно, авиакомпании должны дать возможность отечественным производителям побороться за заказ. В целом, с моей точки зрения, у нас в стране должна меняться культура взаимоотношений между производителем и потребителем, то, чего пока в авиастроительной отрасли не происходит.

- С коммерческой точки зрения брать в лизинг "Аэрофлоту" самолеты Ил-96-300 выгоднее, чем "Боинги-767"?

- Мы пытаемся сделать лизинг наших самолетов более выгодным, чем американских. Однако стоимость эксплуатации самолета - это не только стоимость месячного платежа за ставку лизинга, к ней плюсуется еще множество расходов. В чем-то мы проигрываем, например, по расходу топлива, но где-то и выигрываем, скажем, по лизинговой ставке или страховым платежам. Тем не менее, мы стремимся быть более конкурентоспособными. Это непросто, ибо в России главная проблема - дороговизна капитала, которая мешает разрешению этих проблем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer