- Анатолий Николаевич, как удалось за короткий срок создать компанию столь высокого в прямом и переносном смысле полета?
- До 1996 года компания входила в состав объединения гражданской авиации "Белавиа", имеющего 60-летние традиции пассажирских и грузовых перевозок. Поэтому нельзя сказать, что мы создавались на пустом месте. По наследству нам досталось многое: самолеты, опытные специалисты, "накатанные" воздушные трассы. Это, безусловно, сослужило добрую службу и позволило нам с первых дней существования заниматься не наработкой базы, а ее развитием и усовершенствованием.
- В этом вы немало преуспели. В 1997 году компания "Белавиа" стала полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) - крупнейшей в мире организации воздушных перевозчиков, на долю которых приходится 98 процентов объема перевозок.
- Тщательный анализ деятельности "Белавиа" по выполненным коммерческим, пассажирским и грузовым тонно-километрам в общем количестве перевезенных пассажиров, груза, почты на международных авиалиниях, при отсутствии серьезных происшествий позволил компании стать действительным членом ИАТА. Членство а ИАТА не только престижно. Теперь нам доступны новейшие источники экономической и технической информации, которые позволяют использовать в работе международный авиационный опыт, повышать уровень предоставляемых услуг.
- Анатолий Николаевич, что на сегодняшний день является приоритетным для авиакомпании?
- Главным было и остается безопасность полетов. Кстати, за все время полетов у нас не было ни одного серьезного происшествия. Профессионалы поймут, какой титанический труд персонала за этим скрывается. Думаю, безопасность и будет оставаться визитной карточкой "Белавиа". Кроме того, мы стремимся создать максимально комфортные условия для пассажиров. Стюарды авиакомпании в сочетании с традиционным белорусским радушием и гостеприимством обеспечивают на борту лайнеров стандарт обслуживания международного класса. Расписание авиакомпании составлено таким образом, что утром большинство бортов "Белавиа" вылетают из Минска в Западную Европу. А к вечеру самолеты возвращаются домой, чтобы тут же отправиться по новым маршрутам. Это очень удобно для деловых людей из европейских стран, следующих дальше на восток. К утру "восточная" волна белорусских лайнеров возвращается в Минск с пассажирами из азиатских стран, многие из которых отправляются в Западную Европу утренними рейсами "Белавиа". Такая схема работы позволяет компании расширять свое присутствие на европейских и азиатских рынках.
Цены на наши услуги для граждан СНГ практически не изменились даже после обрушившегося кризиса. Когда наших конкурентов лихорадило и они то отменяли рейсы, то взвинчивали цены на билеты, мы спокойно выполняли свою работу. Вообще ценовая политика компании имеет ярко выраженную социальную направленность. Мы учитываем интересы различных слоев населения: деловых людей, пенсионеров, молодежи, студентов и т.д. Существует широкая система льгот и скидок.
- Вы как-то сказали, что пассажиры "Белавиа" будут летать на лучших в мире самолетах. Каков сейчас воздушный парк компании?
- Основу парка составляют самолеты Ту-134 и Ту-154. У них репутация надежных и безопасных машин. Но комфорт - категория не застывшая. И мы стремимся к лучшему. При поддержке президента, Кабинета министров и Государственного комитета по авиации решается вопрос о лизинге 6-737 или А-319. Мы также не исключаем и возможность приобретения российского среднемагистрального самолета Ту-204 В значительной мере этому способствуют прекрасные деловые отношения, которые сложились у компании с казанскими и рыбинскими авиастроителями, с Быковским и Минераловодским авиаремонтным заводами.
Компания, как видите, развивается. Появляются новые маршруты. Открытие каждой очередной линии в условиях жесточайшей конкуренции на международном авиарынке -это большое событие. Поэтому всегда, когда отправляю самолет в первый рейс по новому направлению, чувствую себя как на седьмом небе.
- Анатолий Николаевич, вопрос и в шутку, и всерьез: как чаще приходится летать - во сне или наяву?
- В детстве часто летал во сне. Кто знает, может быть, поэтому решил связать свою судьбу с авиацией. Правда, в летное училище поступить не удалось - не пропустила строгая медкомиссия. Зато долгое время работал на авиаремонтном заводе - давал самолетам вторую жизнь. Затем всерьез занялся менеджментом и понял, что это занятие не менее творческое и увлекательное.
Сейчас по роду службы мне много приходится летать. Я не верю, что можно грамотно руководить такой большой компанией, не выходя из кабинета. Собственные впечатления нельзя сравнить даже с самым искусным пересказом или самым точным отчетом. Считаю, что должен лично удостовериться, насколько комфортабелен и востребован тот или иной рейс. Кроме того, часто приходится летать в командировки. Наверное, поэтому перестал летать во сне. Хватает реальных впечатлений.