Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Громов:
"Сертификация экземпляра воздушного судна – ключ к поддержанию летной годности"


Ноябрь 1999 года Геннадий Аралов, Воздушный транспорт №46


Когда произошло раздробление "Аэрофлота" на 300 с лишним мелких перевозчиков, которые сами стали решать, куда и как летать, где и как ремонтировать ВС и как обеспечивать безопасность перевозок, прежний подход стал невозможен. Федеральные авиационные власти утратили рычаги прямого командного воздействия на деятельность авиапредприятий. Возникла необходимость поиска новых принципов организации поддержания летной годности.

Михаил Громов
Михаил Степанович Громов окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. С. Орджоникидзе в 1973 г., после чего работал до 1979г. в качестве научного сотрудника, а затем заведующего отраслевой научно-исследовательской лабораторией в МАИ и МИИ ГА. С 1979 г. работал в ГосНИИ ГА в качестве научною сотрудника, а затем начальника отдела долговечности воздушных судов (ВС). С 1997 г. является директором Научного центра поддержания летной годности ВС - заместителем начальника ГосНИИ ГА. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам ресурса и остаточной прочности авиационных конструкций. Является экспертом-аудитором Авиарегистра МАК, отличником воздушного транспорта.

- Михаил Степанович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания Научного центра поддержания летной годности ВС (НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА).

- Появление нашего Центра - не дань моде, когда крупные НИИ по всей стране стали дробиться на мелкие, самостоятельные организации, а ответ на становление рыночных отношений в отрасли. При прежней системе командно-административных отношений в авиакомпании-монополисте "Аэрофлоте" были жестко регламентированы функции всех подразделений, существовала четкая система плановых ремонтов ВС, а оперативный контроль осуществлялся директивами из штаба отрасли МГА. Когда произошло раздробление "Аэрофлота" на 300 с лишним мелких перевозчиков, которые сами стали решать, куда и как летать, где и как ремонтировать ВС и как обеспечивать безопасность перевозок, прежний подход стал невозможен. Федеральные авиационные власти утратили рычаги прямого командного воздействия на деятельность авиапредприятий. Возникла необходимость поиска новых принципов организации поддержания летной годности. В современном представлении эти принципы основаны на том, что государство определяет правила и требования, которым должны удовлетворять авиакомпании в части безопасности полетов. Контроль за обеспечением безопасности эксплуатации осуществляют авиационные власти через систему сертификации объектов и предприятий воздушного транспорта.

Подобная система принята во всем мире, и мы тоже пошли по этому проверенному пути. Так родилась идея создания НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, основными направлениями деятельности которого являются: контроль и поддержание летной годности ВС, обучение и сертификация служб и специалистов эксплуатантов и ремонтных предприятий.

- Таким образом, НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА взял на себя функции, которые выполнял раньше ГосНИИ ГА в части научно-методического сопровождения поддержания летной годности.

- И не только эти функции. Как и в прежней системе, мы проводим оценку технического состояния ВС, анализ условий эксплуатации парка и эксплуатационной нагруженности ВС, разрабатываем и внедряем методики неразрушающего контроля (НК). Помимо этого, НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА осуществляет то, что связано с государственным контролем обеспечения безопасности эксплуатации. В части типовой конструкции ВС сертификацию взял на себя Авиарегистр МАК, а сертификация экземпляра ВС в части соответствия его конструкции и характеристик типовой конструкции - прерогатива НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА. В области контроля летной годности Центр проводит исследования условий эксплуатации, инструментальный контроль летно-технических характеристик (ЛТХ) и обобщение опыта летной и технической эксплуатации. Центр осуществляет продление сроков службы несъемной электропроводки, проводит работы по усилению антикоррозионной защиты ВС, дает рекомендации по доведению ЛТХ до соответствия эксплуатационной документации. В области обучения и сертификации Центр проводит аттестацию служб НК в авиапредприятиях, проводит обучение современным методам и средствам НК, а также технологии работ по дополнительной антикоррозионной защите конструкции ВС.

- Каким составом и техникой реализуются эти функции?

- В НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА 10 отделов и несколько лабораторий, работают около 120 человек. Есть отдел исследований долговечности и коррозионной стойкости, отдел исследований технического обслуживания и ремонта, отдел исследования технической эксплуатации функциональных систем, отдел исследований технической эксплуатации электротехнического оборудования и другие. Среди лабораторий мы имеем, например, лабораторию оценки технического состояния и документирования ВС, лабораторию оценки характеристик и физико-механических свойств авиационных материалов и т. д. Большинство отделов и лабораторий возглавляют высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые степени. Весь персонал - от техника до начальников - владеет компьютерной техникой. Лаборатории оснащены современным оборудованием. Это и средства неразрушающего контроля, и контрольно-измерительная аппаратура, и машины для повторно-статических испытаний, в том числе машина американской фирмы MTS с усилием до 25 тонн и частотой до 100 Гц. Мы, конечно, не в состоянии приобрести все оборудование, какое хотелось бы, ввиду его высокой стоимости, но самое необходимое у нас есть. Выручают и коллеги из Научно-испытательного центра ГосНИИ ГА, с которыми у нас прекрасные отношения, и из организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники.

- Одним из важнейших достижений НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА является разработка концепции сертификации экземпляра ВС. Что это за концепция и как она реализуется на практике?

- Разработка системы сертификации экземпляра ВС является коллективным результатом совместной работы специалистов НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, Управления ПЛГ ГВС Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ) России, Западно-Сибирского МТУ ФСВТ и МАК. Внедрение этой системы позволит создать условия для отказа от поэтапного продления ресурсов и сроков службы действующего самолетно-вертолетного парка. Эта система направлена на обеспечение соответствия каждого экземпляра ВС его типовой конструкции. Практически она призвана обеспечить государственный контроль технического состояния каждого самолета и вертолета. Объективная информация о техническом состоянии ВС нужна, прежде всего, эксплуатантам, потому что позволит им обеспечивать летную годность ВС в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ. Она необходима и территориальным управлениям ГА для осуществления государственного контроля за деятельностью эксплуатантов. Эта информация необходима и ФСВТ для формирования технической политики по обеспечению безопасности полетов.

- Эта система находится в стадии разработки или ей уже придан юридический статус?

- И то, и другое. Приказом директора ФАС России от 1 декабря 1998 г. № 345 введено в действие Положение о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр ВС ГА. Во исполнение этого приказа НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА вместе с инженерной службой Западно-Сибирского МТУ ФСВТ разработал проект Инструкции по подготовке документов для выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр ВС ГА. Базой для этой Инструкции послужили Воздушный кодекс РФ, рекомендации ИКАО, опыт организации работ по поддержанию летной годности в авиакомпаниях Западной Сибири.

- Правовая база для перехода на систему сертификации экземпляра ВС заложена, каковы следующие шаги по ее внедрению?

- Прежде всего, необходимы Федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к экземпляру ВС и методы определения соответствия Основу системы сертификации экземпляра ВС составляет организация такой системы сбора, хранения и обработки объективной документированной информации, которая могла бы быть использована у эксплуатантов и в территориальных управлениях при подготовке доказательной документации для сертификации ВС. Получение такой информации позволит обеспечить поддержание основных ЛТХ ВС на уровне, регламентированном эксплуатационной документацией. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА разработана Методика количественной оценки индивидуальных летных характеристик ВС ГА, основанная на опыте облетов самолетов в эксплуатации по действующим регламентам технического обслуживания.

- Что легло в основу этой Методики и была ли она апробирована на практике?

- В процессе апробации Методики специалистами ГосНИИ ГА были обработаны материалы облета около 30 самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ил-76, Ту-154 и Як-40. Кроме того, около 150 самолетов Ту-154 были обследованы на предмет сохранения продольной и поперечной управляемости. Сделан общий вывод, летные характеристики самолетов в эксплуатации могут существенно ухудшаться. Работы по исследованию основных летных характеристик в опытном порядке проводились в течение года в Западно-Сибирском МТУ ФСВТ. В результате испытании получено, что практически все 10 обследованных экземпляров Ан-24 показали падение скорости горизонтального полета на крейсерском режиме на 15-20 км/ч, существенное снижение скороподъемности в режиме набора высоты и сразу после взлета на 20.% Для самолетов Ту-154 характерно падение эффективности руля высоты на режиме захода на посадку при предельно-передних центровках и "валежка", то есть нарушение параметров поперечной балансировки. Работы по количественной оценке ЛТХ будут полезны и для поддержания летной годности за счет доведения характеристик отдельных экземпляров до требуемого уровня, и для корректировки эксплуатационной документации, и для совершенствования технологии технического обслуживания и ремонта.

- В чем вы видите сейчас недостатки системы поэтапного продления ресурсов, доказавшей свою надежность в многолетней практике прежнего "Аэрофлота"?

- Как и прежде, в настоящее время продление ресурсов объектов авиатехники осуществляется поэтапно. В новых условиях хозяйствования это вызывает нарекания эксплуатантов, которые при каждом этапе продления платят немалые деньги и за само продление и несут убытки от вынужденного простоя ВС. Все настойчивее звучит предложение с их стороны о переходе на западную систему установления ресурсов и сроков службы ВС.

У "них" есть понятие экономически целесообразного ресурса, после выработки которого дальнейшая эксплуатация ВС невыгодна, так как затраты на ТО превышают прибыль от его эксплуатации. Наша система была хороша для тех времен, когда полеты выполнялись строго по расписанию, по заранее расписанным трассам, с известными условиями нагруженности и эксплуатации, когда отход в ремонт ВС и поставки запчастей можно было планировать на несколько лет вперед. Существовало понятие "типовой полет", на основе которого в КБ рассчитывался ресурс среднесписочного ВС и составлялись программы ресурсных испытаний, а отдельные корректировки вносились поправками в эквивалент между программой испытаний и статистикой нагружения в эксплуатации. За этот плановый, размеренный порядок приходилось платить высокую цену: известно, что самолеты больше стояли, чем летали, и в итоге парк был вдвое переразмерен.

- Что же мешает нам завтра не перейти на западную систему продления ресурсов и сроков службы?

- На Западе систему обеспечения ресурса дополняет эффективная система государственного контроля за поддержанием летной годности, в частности, давно действующая система сертификации экземпляра ВС. В России такая система пока что отсутствует. Для перехода к "западной" модели нам требуется провести гармонизацию всей нашей системы технической эксплуатации и обслуживания и авиационных правил с европейскими и американскими требованиями JAR, FAR. Кроме того, требуется реструктуризация авиационной промышленности России.

- Какие наиболее крупные достижения НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА вы бы отметили за последний год?

Наш Центр вместе с ЗСУ МТУ под руководством Управления поддержания летной годности ГВС ФСВТ России (начальник Управления Г.Н. Гипич) уже более двух лет ведет работы по научно-методическому обеспечению повышения эффективности государственного контроля за летной годностью воздушных судов через сертификацию каждого экземпляра ВС. В настоящее время разработаны и проходят апробацию: а) система объективного документирования технического состояния экземпляра ВС; б) программы и методики контрольных облетов ВС; в) нормативные документы, в том числе уже упоминавшийся Приказ № 345, проект Руководства по проведению работ при выдаче и продлении сертификатов летной годности на экземпляр ВС, проект Требований и процедур сертификации экземпляра ВС.

- На местах мне доводилось выслушивать нарекания на слишком высокую цену, которую приходится платить за продление ресурсов. Куда направляются полученные суммы?

- Получаемые средства идут на проведение исследований, выполнение обязательных статических и ресурсных испытаний в организациях авиационной промышленности, например, в ЦАГИ, СибНИА, в лабораториях ГосНИИ ГА. Поддерживаем мы также ресурсные испытания конструкции ВС в самолетостроительных КБ и бывшем филиале ГосНИИ ГА в Риге, что стоит немалых денег. Без проведения этих исследований и испытаний дальнейшая эксплуатация ВС станет невозможной. Надо сказать, что собранных нами средств для полномасштабного проведения всего комплекса работ по поддержанию летной годности стареющего парка ВС недостаточно. Старение парка рождает все новые и новые проблемы, его обследование и восстановление требуют все больше средств.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYd5X
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/gazel/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer