- Обеспечение безопасности полетов в первую очередь зависит от состояния здоровья летного состава. Проведенные исследования дают основание считать, что после 50-летнего возраста у летного состава происходит преждевременное старение, то есть снижается профессиональная трудоспособность. Это явление происходит под влиянием более напряженных условий труда, чем на земле. Летный состав поэтому подвержен преждевременному заболеванию по отношению к другим наземным профессиям. Уже в этом возрасте выявлен высокий процент случаев заболеваний, ведущих впоследствии к потере профессиональной работоспособности.
Члены летного экипажа работают фактически в экстремальных условиях. Они постоянно рискуют здоровьем и даже жизнью. Неблагоприятные факторы полета грозят им ранним биологическим старением/нервно-психическим перенапряжением. Между тем очень часто пилоты скрывают начальные стадии заболеваний, что может быть первым симптомом серьезного заболевания, из за которого преждевременно может закончиться их летная карьера.
Сегодня авиационная медицина располагает эффективными средствами для лечения самых разнообразных заболеваний и проведения восстановительных мероприятий, позволяющих возвращать в строй до тридцати процентов летного состава, которым прямо угрожала дисквалификация по состоянию здоровья. Если авиатор обратится к врачу на начальной стадии заболевания, в большинстве случаев ему гарантировано излечение и продолжение летной деятельности.
- Согласитесь, что данная проблема требует дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов и охраны здоровья авиаторов. Как обстоит депо в действительности?
- Надо признать, что медицинская служба гражданской авиации переживает не лучшие времена. В настоящее время неудовлетворительно финансируется авиационная медицина, до сих пор в отрасли не создан специальный медицинский фонд за счет авиакомпаний и предприятий, обязательное добровольное медицинское страхование авиаработников и отчисления от фондов социальной поддержки.
Медицинское обеспечение полетов требует четкого функционирования системы врачебно-летной экспертизы, базирующейся на нормативно-правовой документации. Ее состояние определяется оснащенностью диагностической и лабораторной базы, квалификацией врачей-экспертов и необходимым финансированием.
Важнейшей задачей авиационной медицины является предотвращение острого и хронического переутомления членов летных экипажей. Речь идет об ограничении летного и рабочего времени членов экипажей и создании условий для их полноценного отдыха. Эти вопросы являются предметом постоянных требований Международной организации гражданской авиации - ИКАО.
Есть и другие направления деятельности авиационных медиков, которые в наше время требуют обновления и реформирования.
- Валентин Дмитриевич, вы являетесь президентом Ассоциации авиационной и космической медицины России. Когда и с какой целью она была создана?
- Ассоциация авиационной и космической медицины - это общественное объединение в составе специалистов в области авиационной и космической медицины. Она существует четыре года и все еще находится в стадии становления. Объективные предпосылки для ее создания зарождались в процессе развития отечественной авиации и космонавтики. Такое объединение необходимо для успешного решения актуальных проблем авиационной медицины, дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов, сохранения здоровья авиаспециалистов, разработки и реализации вопросов их социальной защиты, а также для защиты профессиональных интересов медицинского персонала авиации. Объединение способствует конструктивному сотрудничеству медицинских и авиационных специалистов в решении проблем, связанных с человеческим фактором в авиации и космонавтике. Осуществляет также взаимодействие с аналогичными обществами и ассоциациями за рубежом.
Ассоциация в России была организована через 60 лет после учреждения аналогичной организации в США, которая с 1946 года принимает международный характер. Материальную поддержку американской ассоциации оказывают коллективные члены и организации авиационного профиля.
Мы хотим, чтобы наша ассоциация в будущем стала такой же сильной и эффективной. И существовать она будет до тех пор, пока в России существует авиация и космонавтика.
- Какие основные направления деятельности Ассоциации?
- Со дня основания ассоциация выполняет многопрофильную работу. Уже создано более 50 региональных отделений в России, а также в Армении, Казахстане, Латвии, Молдове, Таджикистане и Узбекистане, что придало объединению межгосударственный статус. Такая консолидация авиамедицинских сил весьма необходима для решения актуальных проблем авиационной медицины.
Основными направлениями деятельности ассоциации являются совершенствование медицинского обеспечения полетов и повышения уровня их безопасности, сохранение здоровья авиационных специалистов и продление их профессионального долголетия с учетом отечественного и зарубежного опыта авиационной медицины и рекомендаций ИКАО. К ним также относятся: повышение квалификации авиационных врачей, участие в совершенствовании и проведении сертификации медицинской деятельности и аттестации авиамедицинских работников, разработка и внедрение в практику авиационного врача профилактических и реабилитационных мероприятий, проведение научно-исследовательской работы, подготовка информационного материала по актуальным проблемам авиационной медицины, просветительная работа по вопросам сохранения здоровья авиаработников, защита профессиональных интересов членов Ассоциации с оказанием им любой консультативной помощи. Ассоциация принимает активное участие в защите социальных и профессиональных прав медицинского и летного состава.
Другими направлениями деятельности нашего объединения являются участие в создании независимой врачебно-летной экспертной комиссии, сохранении и укреплении авиамедицинских структур гражданской и военной авиации.
- Валентин Дмитриевич, за сравнительно небольшое время ассоциация уже приобрела определенный опыт проведения необходимых мероприятий. Расскажите об этом.
- С первых дней существования ассоциация начала заниматься реализацией своих уставных задач. Совместно с Межгосударственным авиационным комитетом, Военно-медицинской академией и Институтом авиационной и космической медицины организовали и провели в Санкт-Петербурге симпозиум по проблеме профилактики и реабилитации в авиационной и космической медицине. Приняли участие в организации конференции по актуальным вопросам медицинского обеспечения полетов Совместно с Федеральной службой воздушного транспорта России, Межгосударственным авиационным комитетом и при участии Международной организации гражданской авиации (ИКАО) провели пятый Европейский региональный семинар на тему "Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов, врачебно-летной экспертизы и реабилитации летного состава". Данный семинар проходил в Москве. Его участники, специалисты авиационной медицины России и стран Европы, получили прекрасную возможность обменяться опытом, рассказать о своей работе, совместно обсудить общие проблемы.
Ассоциация организовала курсы усовершенствования авиационных специалистов. Занятия проводятся на базе Института авиационной и космической медицины, Межгосударственного авиационного комитета, Медицинского центра гражданской авиации, Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации и Центрального научно-исследовательского авиационного госпиталя. К их проведению привлекаются специалисты Российской медицинской академии последипломного образования, Военно-медицинской академии и других медицинских учреждений. За последние три года мы организовали на этих курсах девять семинаров, на которых изучались проблемы врачебно-летной экспертизы, сертификации и лицензирования медицинской деятельности в гражданской авиации, клинической авиационной эндокринологии и отоларингологии, психодиагностики, безопасности полетов и др. Большинство слушателей дало очень высокую оценку этим семинарам, а это значит, что мы выбрали правильное направление в своей работе.
Совместно с профсоюзом летного состава мы провели конференцию по проблеме пенсионного обеспечения пилотов гражданской авиации в России. Государственной Думой приняты и одобрены Советом Федерации изменения в Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", подписанный в феврале 1999 года Президентом РФ, которым ряд проблем с пенсионным обеспечением летного состава решен. Надеюсь, это поможет снять остроту проблемы старения авиаторов.
Можно привести и такой пример. В адрес ассоциации поступило обращение по поводу намечающейся передачи медицинских учреждений гражданской авиации Республики Беларусь в ведение Министерства здравоохранения. Мы направили обоснованное письмо от имени ассоциации Председателю Совета Министров В.Ф. Кебичу, что способствовало сохранению ведомственной авиамедицинской службы гражданской авиации и органов ее управления.
В дополнение к изложенному вопросу можно обратиться к зарубежному опыту. Во многих авиационных державах существуют аналогичные организации. В Соединенных Штатах Америки, хотя эта страна не переживает, подобно России, никаких политических и экономических потрясений, существует американская Ассоциация авиационной и космической медицины, возраст которой около семидесяти лет. Это мощная общественная организация, пользующаяся авторитетом в авиационных кругах страны. Более шестидесяти авиапредприятий оказывают ей финансовую помощь, у нее много спонсоров. Каждый год она проводит международные конференции или симпозиумы по проблемам авиационной и космической медицины, имеет постоянный штат и свое здание и издает журнал.
Особенностью нашей ассоциации является то, что она ставит своей целью объединение специалистов медицинского, летного и другого профиля для решения ее основных задач, что принципиально отличает ее от американской.
- Валентин Дмитриевич, расскажите о ваших планах на будущее.
- Мы намерены широко проводить просветительную работу по вопросам сохранения здоровья и высокой работоспособности, продления профессионального и биологического долголетия пилотов, их психофизиологической подготовки. Для этой цели создана редакция журнала ассоциации "Медицина и авиация", его первый номер только что вышел в свет. Надеемся издавать специализированную научно-методическую и учебную литературу, всевозможные памятки, методички и буклеты, проводить специальные семинары для авиаспециалистов. Мы планируем также организовать Фонд социальной защиты и финансовой поддержки бывших авиационных работников.
Ассоциация стремится участвовать в разработке и реализации программ здоровья и реабилитационных мероприятий для летного состава, организовать для авиаспециалистов консультации по вопросам врачебно-летной экспертизы и медицинское обследование пилотов, на основании которого дается рекомендательное заключение об их годности к летной работе. Очень важной считаем работу над созданием независимой комиссии по врачебно-летной экспертизе для переосвидетельствования пилотов, не согласных с экспертными заключениями. На основании статьи 53 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан президиум ассоциации одобрил образование Независимой комиссии по врачебно-летной экспертизе и поддержал предложение Межгосударственного авиационного комитета о создании ее на межгосударственном уровне. Проблема эта актуальна и должна быть решена совместными усилиями. Одновременно планируется образование в ассоциации врачебно-летной экспертной комиссии, однако ее решения будут иметь только консультативный и рекомендательный характер.
Важным вопросом деятельности ассоциации является ее финансирование. В основном средства ассоциации формировались за счет педагогической деятельности, выполнения научной тематики и членских взносов. Для финансовой поддержки деятельности ассоциации было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа "Медас", которое оказалось мертворожденным. В настоящее время оно реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный клинический центр "Мегас-НПКЦ" (генеральный директор Н.Н. Калугина). Предстоит большая работа, чтобы наладить его деятельность. В настоящее время Ассоциация авиационной и космической медицины России не имеет необходимой минимальной рабочей площади для своей деятельности, оптимального количества штатных сотрудников, финансовой и материальной поддержки авиационных предприятий и организаций, которые должны быть заинтересованы в ее деятельности.
Задачи, стоящие перед Ассоциацией авиационной и космической медицины России, являются не простыми. Они могут быть решены совместными усилиями медицинских работников и авиаспециалистов при поддержке Федеральной службы воздушного транспорта России, руководителей региональных управлений воздушного транспорта ГА и авиапредприятий России и других государств. Для нас единственный путь к успешному решению проблем авиационной медицины - объединение и взаимопомощь. А это значит - сохранение здоровья авиаспециалистов, продление их профессионального долголетия и безопасности полетов.