Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо


29 апреля 2025 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами, совершил первый успешный полет. Когда начнется серийный выпуск?

Импортозамещенный МС-21. Первый полет

МС-21 - семейство среднемагистральных пассажирских самолетов, создаваемое предприятиями "Ростеха". Изначально лайнер планировалось выпускать как с российскими двигателями ПД-14, так и с американскими Pratt & Whitney. Версия самолета с иностранным мотором и крылом - МС-21-300 - получила базовый сертификат типа от Росавиации в конце 2021 года.

После введения весной 2022 года антироссийских санкций иностранные партнеры вышли из проекта, что привело к необходимости ускоренного импортозамещения систем и агрегатов МС-21. В конце 2022 года Росавиация одобрила главные изменения в типовую конструкцию самолета, связанные с установкой ПД-14 и крыла из композиционных материалов отечественного производства.

29 апреля опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами, впервые поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода компании "Яковлев". На его борту, в частности, тестировались отечественная авионика, системы электроснабжения и кондиционирования. Полет ознаменовал начало заводских доводочных испытаний.

Борт находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3 тыс. м. Полетное задание выполнено полностью, все системы работали без замечаний, констатировали летчики-испытатели Александр Гуськов и Роман Таскаев.

"Этот полет открывает заводские доводочные испытания МС-21 в новом, российском облике. В наших планах - перелет в Жуковский для выполнения полетов по программе сертификационных испытаний", - отметил гендиректор ПАО "ОАК" (входит в "Ростех") Вадим Бадеха.

Всего в летных испытаниях по программе импортозамещения примут участие два доработанных опытных самолета МС-21, которые ранее были задействованы в сертификационных испытаниях с зарубежными системами.

Первый из них, выполнивший полет 29 апреля 2025 года, получил российский комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в том числе вычислители, коммутаторы, навигационные системы и радиосвязное оборудование, отечественную вспомогательную силовую установку, системы кондиционирования воздуха и регулирования давления, светотехнику, пульты самолетных систем. Отечественные компоненты включены в состав системы электроснабжения, гидросистемы, шасси.

Полностью российский МС-21

Параллельно с испытаниями частично импортозамещенного продолжается работа над полностью российским МС-21. Самолет сейчас находится в цехе окончательной сборки и присоединится к полетам позже, уточнил гендиректор ПАО "ОАК" Вадим Бадеха.

Минпромторг РФ рассчитывает, что первый сертификационный полет среднемагистрального самолета МС-21 с российским двигателем ПД-14 состоится в июне-июле этого года. Как уточнял замглавы Минпромторга РФ Геннадий Абраменков, все опытные образцы, которые готовятся к сертификационным испытаниям, обеспечены российским двигателем ПД-14.

В прошлом году был получен ряд одобрительных документов, которые позволили расширить условия его эксплуатации. Ранее в этом году Минпромторг заключил госконтракт по расширению эксплуатационных характеристик самого самолета, напомнил Абраменков.

"Одновременно с этим мы сейчас ведем работу по подготовке серийного производства на Иркутском авиазаводе. В различной степени готовности 12 машин у нас находятся состыкованных, ждут завершения сертификационных испытаний и дооснащения", - отмечал чиновник.

Укороченный МС-21

Наравне с базовой МС-21 может получить версию с укороченным на одну секцию фюзеляжем. Об этом в прошлом году заявлял первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. "В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолетов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета", - пояснял он в интервью "Ведомостям".  

По его словам, это даст возможность авиакомпаниям "более эффективно" эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик и при этом сохранить изначальные параметры по дальности полета при загрузке 140-150 человек.

В январе этого года правительство РФ утвердило постановление, позволяющее предоставить госкорпорации "Ростех" субсидии на разработку конструкторской документации по эскизному и техническому проекту укороченной модификации самолета МС-21.

Сумма субсидии не уточняется, однако затраты бюджета на разработку эскизного проекта МС-21-210 оценивались в 2024-2025 годах в сумму 1 млрд 940 млн рублей.

В Минпромторге в свою очередь уточняли, что работа будет идти "в рамках уже выделенного финансирования", и, "таким образом, дополнительных затрат со стороны федерального бюджета не потребуется".

Когда начнется серийный выпуск МС-21?

Старт серийного выпуска импортозамещенного МС-21, по последним официальным данным, планируется в 2026 году. Минпромторг РФ рассчитывает, что на первом этапе будет производиться 36 пассажирских самолетов ежегодно.

"Дальше наша задача - удвоить эти мощности, имея в виду в том числе и, конечно, планы по выходу на экспорт", - заявлял в феврале в интервью "Первому каналу" глава ведомства Антон Алиханов.

Планы производства гражданских самолетов в РФ зафиксированы в Комплексной программе гражданской авиаотрасли (КПГА). В мае 2023 года программа была обновлена: сроки выхода на рынок почти всех лайнеров были перенесены на несколько лет вперед, в том числе МС-21 - с 2024 на 2025 год. В соответствии с КПГА, начало поставок МС-21 предполагалось с 2025 года - в количестве девяти штук. С 2026 года производство должно было вырасти до 31 единицы, с 2027 - до 36. Однако уже в 2024 году стало понятно, что программа потребует очередного обновления.

В начале этого года глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявлял, что старт серийного выпуска МС-21 переносится на 2026 год.

"Нам надо завершить все сертификационные испытания. За этот год, я надеюсь, мы завершим все полеты - там очень много полетов. И, начиная со следующего года, уже будет серийное производство", - сказал Чемезов журналистам.

Скорректировать программу гражданского авиапрома

Действующая версия КПГА, обновленная в 2023 году, предполагает выпуск до 2030 года 994 гражданских самолетов, в том числе 592 бортов производства ОАК. Вместе с тем глава "Ростеха" обращал внимание на то, что программа должна быть скорректирована в соответствии с планами и возможностями авиакомпаний.

КПГА, по словам Чемезова, составлялась "в тяжелый момент" (в 2022 году - ИФ): не было понимания, как ситуация в авиаотрасли из-за санкций будет развиваться в будущем, что будет с иностранными самолетами, их обслуживанием, комплектующими - "требовались срочные действия".

Правительство РФ будет готово сформировать скорректированную версию комплексной программы развития авиаотрасли в РФ после того, как будут получены сертификаты на импортозамещенные версии самолетов МС-21 и SJ-100 - ближе к концу текущего года, сообщал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

Минпромторг РФ также выступает за пересмотр налоговой и таможенно-тарифной политики по ввозу иностранных самолетов.

"Если мы планируем дальше так же открывать рынок, как он был до этого открыт (...), если мы не изменим эти положения, конечно, у нас не будет авиационной промышленности, или она будет в том состоянии, в котором она пребывала последние 30 лет", - отмечал в начале апреля замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков.

До этого похожий тезис озвучивал и глава Минпромторга Антон Алиханов. Режим временного ввоза иностранных самолетов, который действовал в РФ последние несколько десятков лет, "российскому авиастроению сильно повредил", заявлял министр. Вместе с тем он говорил, что Минпромторг выступает и за пересмотр условий субсидирования лизинга российской авиатехники, которые, по его мнению, не позволяют формировать прибыль для отрасли авиастроения.

Сейчас большую часть парка российских авиакомпаний составляют самолеты производства американского Boeing и европейского Airbus. После введения в 2022 году западных санкций их поставки в РФ прекратились.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам



Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer