Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик


6 марта 2025 года Антон Белый, Известия


Ученые создают первый в РФ космический транспортер — спутник по очистке орбиты от космических обломков. В мире таких устройств всего восемь. Уникальность отечественной разработки заключена в возможности многоразового использования мусоросборщика с опцией возвращения одного из модулей на Землю. Авторы готовятся к тестовому запуску в 2025 году, а эксперты полагают, что проект пока выглядит слишком амбициозным и дорогостоящим для скорой реализации.

Что такое космический транспортер

В России разработали тестовый образец первого многоразового аппарата для сбора, транспортировки и утилизации мусора на орбите. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе Национальной технологической инициативы (НТИ). Предполагается, что он решит проблему космического мусора — устройство способно делать это точечно и безопасно без риска создания новых фрагментов. При этом транспортер способен передвигать любые объекты в космосе, например перемещать спутники между орбитами, продлевая срок их эксплуатации.

Технология способна возвращать спутники на Землю для ремонта и повторного использования, а также способна производить релокацию любых объектов в зависимости от задач, рассказал «Известиям» руководитель компании-разработчика VT Empire Али Аль-Зубейди. При этом сам аппарат в состоянии работать без возврата на Землю.

— Космический транспортер — фактически спутник по очистке орбиты от космических обломков. На данный момент подобных аппаратов всего восемь во всем мире, но ни один из них нельзя вернуть на Землю для технического обслуживания и реэксплуатации. Уникальность нашего продукта в том, что работа мусоросборщика многоразовая. Сейчас мы ведем подготовку к первому тестовому запуску аппарата в космос. Проект находится на ранней стадии развития, но уже имеются достижения: например, мы стали финалистами престижной премии GSEA и были отмечены мэром Москвы Сергеем Собяниным, — отметил он.

По словам сооснователя проекта Ахмеда Аль-Зубейди, технология решит проблему космического мусора на орбите с помощью устройства для очистки пространства от устаревших искусственных спутников Земли и их обломков. Проблема реальна, ведь спутникам, МКС и будущим миссиям угрожают уже более 8 тыс. тонн космического мусора, добавил он.

Транспортер собирает космические обломки и мусор благодаря модульной системе и сетке, способной выдерживать сверхвысокие температуры. При обнаружении обломков модули расстыковываются и мусор попадает в сеть. Один из модулей возвращается на Землю, при этом обломки сжигаются в атмосфере, уточнил эксперт.

Как новинку оценили эксперты

Разработка таких изделий сейчас как никогда актуальна, отметил ведущий научный сотрудник Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ имени Н.Э. Баумана Андрей Галиновский.

— Проект предполагает не просто спутник, а достаточно маневренную систему — транспортер с собственной двигательной установкой, системами управления, разделения модулей, роботизированными устройствами захвата объектов и др. Это требует по меньшей мере серьезной кооперации. Кроме того, наличие в российских лабораториях спутников, проработавших длительное время на орбите, поможет оценить комплексное влияние негативных факторов космического пространства на узлы, приборы и материалы, — подчеркнул эксперт.

Однако говоря в целом о задаче очистки орбит от мусора, все упирается в финансирование, рассказал доцент, заместитель декана факультета «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана Андрей Новиков. Пока запуски возможны, а орбиты относительно свободны, вряд ли на это будут выделять существенные деньги.

— Проблема космического мусора уже становится острой. Сегодня при запуске пилотируемых экспедиций отдельно выбирается окно, в котором риск столкновения с мусором минимальный. У космических агентств есть карта мусора объектов размером более 10 см. Крупные спутники, космические корабли, орбитальные станции умеют уворачиваться от него, но это полумера. Орбиту пора начинать «чистить». И есть сейчас ряд идей, наработок, посвященных этому. Это должна быть общемировая задача, космическим агентствам крупнейших стран стоит объединиться и совместно решить задачу, — сказал он.

При этом специалисту непонятно, за счет чего будет обеспечиваться многоразовость, как будет удаляться мусор и где будут пополняться запасы топлива.

— А уж возврат спутников целиком — таких технологий у нас больше нет. Когда была система «Энергия-Буран» или «Спейс шаттл» — да, это было возможно, там был большой отсек для полезного груза. Но сейчас возврат объектов на Землю — это сверхтяжелая задача в силу колоссальных тепловых нагрузок. И многоразовые аппараты очень дорогие. В 2011 году, последний год эксплуатации шаттла, одна его экспедиция обходилась NASA более чем в $800 млн, — добавил Андрей Новиков.

Сама задумка повторяет технологию американской компании — ловлю сеткой. Но в отечественной разработке модули должны маневрировать вокруг объекта, это гораздо сложнее, отметил гендиректор компании «Спутникс», эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Владислав Иваненко.

— Основная сложность при захвате космического мусора в том, что он движется с огромной скоростью. Практически всегда такие операции сопряжены с риском повреждения аппарата. В связи с этим остается неясным, насколько многоразовой окажется система и будут ли повышенные затраты на ее разработку и эксплуатацию оправданы. Возможно, использование одноразовых систем окажется более экономически выгодным, — сказал IT-эксперт и старший преподаватель кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Даниил Аржаков.

При этом он отметил, что разработка уникальна для России, но это также подчеркивает отсутствие у отечественных специалистов опыта в данной области, что может увеличить риски при реализации проекта.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer