Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке


24 марта 2025 года Айгуль Абдуллина, Коммерсантъ


Перевозчикам предложили ввести «период охлаждения» при покупке билетов на поезда и самолеты. По данным “Ъ”, идею Союза пассажиров Минтранс попросил оценить ОАО РЖД и авиакомпании. По оценкам объединения, доля пассажиров, которые совершают ошибки при выборе даты или направления, не превышает 3% и право на бесплатное переоформление или отказ от билета не обрушит экономику перевозок. Но собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что бесплатные возвраты в случае внедрения инструмента возрастут или обернутся злоупотреблениями перекупщиков.

Как стало известно “Ъ”, Минтранс в середине марта попросил ОАО РЖД и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) оценить предложение внедрить «период охлаждения» при покупке невозвратных билетов на поезда и самолеты. С инициативой проработать поправки к Воздушному кодексу и Уставу железнодорожного транспорта выступил Союз пассажиров, который ранее обратился с ней в Госдуму и аппарат правительства, подтвердил “Ъ” председатель организации Кирилл Янков.

Как указано в письме союза (есть у “Ъ”), идея в том, чтобы пассажиры получили бесплатную возможность исправить ошибки, например, в выборе данных пассажира, даты или направления в течение определенного времени.

Продолжительность такого периода может различаться в зависимости от глубины продажи. Так, для билета, купленного за месяц до поездки, она могла бы составлять несколько суток, а для купленного в день отправления — 30 минут после покупки, если до вылета или отправления поезда осталось более двух часов.

Целесообразность и актуальность данного предложения увеличиваются на фоне роста числа пассажиров, самостоятельно покупающих билеты без посредников в виде агентств и авиакасс, говорит господин Янков. В основу идеи легла практика «периода охлаждения», успешно применяемая сегодня в кредитовании и страховании, добавил он.

Доля совершающих ошибки пассажиров, по оценке организации, не превышает 2–3%. «В таком масштабе возможность возврата билетов не окажет влияния на экономику перевозчиков»,— отмечает Кирилл Янков. Сейчас, по его словам, авиакомпании получают некоторую прибыль от ошибок пассажиров при переоформлении на новую дату или маршрут, «но это неправильная практика».

Сегодня по правилам перевозок пассажиры могут бесплатно исправить до двух ошибок в билете: в паспортных данных и ФИО.

В ОАО РЖД саму инициативу оценивать не стали, но напомнили, что уже сейчас билеты можно переоформить. Если стоимость нового билета выше стоимости первоначального, то с пассажира взимается разница, если ниже — возвращается. Если ошибок в билете больше двух, пассажиру необходимо переоформить билет в билетной кассе и оплатить сбор за переоформление в 222,7 руб.

Согласно Воздушному кодексу, авиапассажир может вернуть билеты бесплатно в случае документального подтверждения болезни его или близких родственников. В остальных случаях авиакомпании могут взымать доплату за обмен или возврат билетов в соответствии со своими тарифными политиками. Так, у «Аэрофлота» на международных рейсах это стоит €46, на внутренних направлениях — 2,8 тыс. руб.

В АЭВТ и Минтрансе воздержались от комментариев. Близкий к министерству источник “Ъ” уточнил, что сбор позиций перевозчиков еще продолжается. “Ъ” направил запрос в группу «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7, RedWings, Azur Air и другим перевозчикам.

Собеседник “Ъ” в АЭВТ считает, что «при кажущейся привлекательности заботы о пассажирах» предложение «периода охлаждения» чревато рядом рисков. В первую очередь это угроза всплеска возвратов билетов за день-два до вылета. Недополученную прибыль перевозчики будут вынуждены закладывать в стоимость общих тарифов, полагает он: «И всем пассажирам придется доплачивать за невнимательность других». Близкий к Минтрансу собеседник “Ъ” также видит угрозу появления злоупотреблений на рынке в виде спекулянтов и перекупщиков. Еще один источник “Ъ” в крупной авиакомпании отметил, что внедрение «периода охлаждения» потребует изменений в работе систем бронирования, чтобы отслеживать, когда пассажир приобрел билет и до какого срока может его вернуть или изменить. «Это тоже расходы, которые вряд ли оплатят авторы популистских инициатив»,— добавил он.

Институт невозвратных тарифов вводился именно для того, чтобы перевозчики могли гарантировать загрузку рейса и минимизировать цены на билеты, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Авиакомпании снижают цены на такие билеты ради гарантии, что эти кресла не полетят пустыми»,— говорит он. Авиакомпании предусматривают отсутствие на каждом рейсе нескольких пассажиров, среди которых есть и оформившие билет ошибочно, отмечает глава портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин, «и перевозчики могут заработать на перепродаже освободившегося места». Если же все пассажиры смогут переоформлять билеты, то цена перевозки вырастет для всех, резюмирует он.

Масштаб проблемы «ошибок пассажира» преувеличен и не требует внесения поправок в законодательство, полагает господин Гусаров. «Конечно, такие случаи бывают, и, наверное, некий пассажир может ошибиться между Архангельском и Астраханью, июнем и июлем»,— отмечает он. Но подобные частные случаи не должны препятствовать свободе договора в сделках купли-продажи и отменять ответственность покупателя в невозвратных категориях, таких как невозвратные билеты или лекарственные препараты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей



Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer