Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21


24 марта 2025 года Ксения Власова, «Ирсити.ру»


На площадке Иркутского авиазавода собрали первый полностью импортзамещенный самолет МС-21. Предполагается, что его сертификационные испытания начнутся в середине этого лета. Редакция «ИрСити» поговорила с авиаэкспертами, чтобы выяснить, когда первые машины могут быть вовлечены в авиаперевозки и на каких маршрутах мы их увидим.

Будут готовы к передаче в 2026 году

Уже в начале 2022 года планировалось запустить серийное производство новейшего самолета МС-21, но эту работу остановили из-за санкций, так как примерно половина компонентов нового воздушного судна была импортного производства, напомнил аналитик авиаотрасли, главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. По его словам, программа импортзамещения была рассчитана примерно на 2 года, но она немного затянулась.

Как ранее объяснял исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, сдвиг сроков серийного производства связан с неготовностью ряда компонентов и систем. По его мнению, пока не будет уверенности в том, что на стендах всё работает безотказно, на летающий самолёт ставить эту продукцию не стоит.

— Выполнен уже огромный объем работы, и, на мой взгляд, вполне реально завершить эту программы в текущем году. Имеется ввиду — разработать альтернативные отечественные системы, установить их на самолеты и провести весь комплекс летных сертификационных испытаний. Понятно дело, что нужно еще наладить серийное производство этих компонентов на предприятиях. Работа большая, но вполне реализуема, вопрос только в сроках. Поэтому я думаю, что сейчас все складывается так, чтобы в текущем году МС-21 был полностью уже сертифицирован, — подчеркнул Роман Гусаров.

Он подчеркнул, что «серийное производство самолета уже ведется». По имеющимся данным, пояснил Гусаров, на заводе в Иркутске почти готово уже 13 серийных самолетов, но их не передадут в авиакомпании, так как они не укомплектованы теми системами и компонентами, которые еще не прошли необходимые испытания. Как только эти агрегаты получат документацию о соответствии требованиям безопасности, их «произведут серийно» и установят на собранные самолеты. «Я думаю, что к началу следующего года уже около 20 самолетов будут готовы к передаче перевозчикам», — оценил аналитик, добавив, что передача не пройдет за один день, авиакомпании будут получать МС-21 по мере их доукомплектования.

По мнению Романа Гусарова, все процессы сейчас идут параллельно — и производство компонентов, и сборка самолетов. «Уже отлаживаются все механизмы, вся система сборки, вся логистика, в том числе производство и поставка комплектующих», — пояснил эксперт.

Сразу МС-21 не полетит

Авиаэксперты уверены, что авиакомпании постараются как можно быстрее вовлечь в работу новенькие МС-21, иначе зачем тогда вообще покупать новые самолеты? Но сразу же авиалайнеры не полетят. Напомним, что первым эксплуатантом МС-21 станет «Аэрофлот».

Авиакомпания уже платит деньги за самолет, и она должна знать, что он ей эти деньги будет возвращать, то есть он должен летать. Именно поэтому такой длительный срок испытаний самолета — чтобы многократно проверить все системы. И когда самолет получит сертификат типа, это будет значит, что он безопасен и на нем можно возить пассажиров.
Роман Гусаров, аналитик авиаотрасли, главный редактор портала Avia.ru Network

Самолет будут вовлекать в работу постепенно, так как потребуется переподготовка пилотов и инженерно-технического персонала. По оценкам Романа Гусарова, на 10 самолетов потребуется подготовить 80 летчиков — по восемь человек на каждый лайнер. Обычно, замечает эксперт, на переподготовку идут уже опытные пилоты, поэтому обучение занимает всего около 2 месяцев. Вполне вероятно, что эта работа уже началась, уточняет Гусаров.

— Постепенно МС-21 начнет летать все больше и больше. Я думаю, что все будет отлажено примерно в течение года. Все последующие лайнеры смогут летать с полноценной нагрузкой, — подчеркнул аналитик.

Нужна подготовка и наземной инфраструктуры. По словам Романа Гусарова, проблем с обслуживанием МС-21 в аэропортах не должно возникнуть, так как сейчас все более-менее стандартизованно. Но требуется подготовить наземный службы и линейные станции, а также подумать о запчастях и складах для них.

— Скорее всего, на первом этапе поддержку в эксплуатации МС-21 будут оказывать сами производители, специалисты ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит Иркутский авиазавод — Прим.ред.). Это огромный объем работы, но как в принципе с любым самолетом, который раньше не использовался авиакомпанией. Другое дело, что это совсем новый самолет, и перенять опыт у соседней авиакомпании не получится. Но МС-21 построен по современным стандартам, поэтому, я думаю, никаких суперсложных особенностей в нем нет, — подчеркнул Гусаров.

По его мнению, готовящаяся к выпуску версия МС-21-300 может использоваться на среднемагистральных направлениях — «в диапазоне трех часов полета от Москвы».

Дорогой самолет?

В 2023 году «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в отрасли писал, что стоимость МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах оценивалась в 4,3–4,6 миллиарда рублей. Такое предложение Государственная транспортная лизинговая компания направляла авиакомпаниям, не входящим в группу «Аэрофлота». Это, подчеркивали эксперты, дороже, чем аналоги от Airbus и Boeing. Для «Аэрофлота» самолеты были дешевле — по 3,2 млрд рублей, сделку должен был профинансировать Фонд национального благосостояния.

О том, сколько будет стоить МС-21 для авиакомпаний, говорить преждевременно, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

— Стоимость самолета будет определена административно с учетом господдержки, которую получила ОАК, с учетом возможностей авиакомпаний, с учетом возможности бюджета. Это будет достаточно сложный процесс. Но в данном случае это так. Если ситуация изменится с точки зрения санкций и ценообразования, то будет смотреть, что будет дальше, в любом случае это вопрос платежеспособности авиакомпаний, — подчеркнул эксперт.

По его словам, при выпуске маленькой партии самолеты всегда имеют высокую себестоимость. Поэтому все будет зависеть от объемов производства МС-21. «Понятно, что если проект успешный, если самолеты покупают все больше, то каждый новый самолет будет стоить дешевле», — заметил Федоров.

Нужна технологическая независимость

Эксперты не берутся оценивать объем всех вложенных средств в проект МС-21 — это колоссальные суммы с учетом дополнительных вливаний, которые потребовались для импортзамещения самолета и его двигателя. Но, по мнению Романа Гусарова, расходы вполне оправданы. «Например, ПД-14 — это семейство двигателей, модификации которого можно будет использовать на различных самолетах. Или „Аэрокомпозит“, который занимается изготовлением крыла для МС-21, в дальнейшем будет делать компоненты из композитных материалов для других самолетов. Поэтому на самом деле это долгосрочные инвестиции и не в один проект, а во все будущие проекты. Это большой технологический задел», — подчеркнул эксперт.

По мнению Романа Гусарова, сейчас остро стоит вопрос обновления авиапарка. В первую очередь, это связано с международной обстановкой. «Мы бы с удовольствием летали на иностранных самолетах, но нам показали, что в любой момент могут попытаться приземлить нас и не дать самолеты или запчасти. Поэтому мы не можем рисковать. Россия — очень большая страна, которая без авиации существовать не может. Поэтому у нас как минимум две трети магистрального флота должно быть собственные, нашего производства. Тогда это гарантирует нам защиту суверенитета и безопасность», — подчеркнул аналитик.

По его оценкам, на иностранных самолетах можно летать еще около 10 лет. «Я думаю, что если мы до 2035 года заменим хотя бы две трети флота, то это уде будет хорошим результатом», — уточнил Роман Гусаров.

О технологической независимости России говорит и главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, в условиях санкций важен сам факт поставки новых самолетов.

— МС-21 находится в нише самых востребованных самолетов, которые сейчас выпускаются, — это Airbus A320 и Boeing 737. Их больше всего производится и больше всего покупается. Для авиационного рынка этот тип номер один. В условиях санкций у нас нет выбора, нам нужно выпускать отечественную технику. Даже если санкции будут сняты, так или иначе с точки зрения независимости, с точки зрения предупреждения будущих рисков, мы должны обладать технологиями по выпуску таких самолетов, — пояснил эксперт.

В условиях санкций МС-21 — это единственный самолет, он не имеет конкурентов, потому что он не конкурирует с тем, что нельзя приобрести и обслуживать. Но даже если санкции будут сняты, все равно необходимо доводить этот самолет до ума, потому что это вопрос нашей технологической независимости в одном из ключевых секторов экономики.
Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Федор Борисов подчеркивает, что по разным импортным самолетам, которые сейчас летают на территории России, ситуация по оставшемуся сроку эксплуатации очень разнится. Но он уточняет, что их количество уже сокращается.

— С учетом того, что спрос растет, с каждым годом люди хотят летать все больше и больше, можно констатировать, что самолетов уже сейчас не хватает, — резюмировал эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей



Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer