Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку


6 марта 2025 года Евгений Берсенёв, Октагон


Признаки нормализации российско-американских отношений стали поводом для прогнозов о возвращении в Россию аэрокосмического концерна «Боинг». Судя по комментариям экспертов и участников отрасли, возобновление сотрудничества с этой американской корпорацией произойдёт нескоро и будет коррелироваться с программой развития отечественного авиапрома.

Самолёты в обмен на титан

В марте 2022 года «Боинг» приостановил контракт с российским производителем титана «ВСМПО-Ависма», являющимся мировым лидером. Заместить российский металл пытались закупками больших партий в США, КНР, Казахстане и Японии, но его качество у альтернативных поставщиков не было безупречным.

Недавно телеграм-каналы сообщили о готовящемся возвращении «Боинга» на российский рынок. Якобы корпорация намерена разрешить продажу самолётов и запчастей российским авиакомпаниям РФ. Звучали утверждения, что взамен американцы рассчитывают на поставки титана, которого им серьёзно не хватает.

В настоящее время поставки запчастей для «Боингов», находящихся в российском авиапарке, идут по параллельному импорту, при этом значительная доля прибыли уходит посредникам. Некоторые комплектующие теперь выпускаются в России.

Официальной информации о возвращении американской корпорации на российский рынок не было.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявлял, что в Кремле пока не видели об этом «ни одного заявления представителя компании», поэтому «какие-то рассуждения вряд ли уместны».

Даже если «Боинг» намерен вернуться в Россию, это произойдёт нескоро, отмечает авиаэксперт Роман Гусаров:

– Процесс потребует снятия некоторых персональных санкций с руководителей компаний, акционеров, а также финансовых структур для проведения взаиморасчётов и даже целых отраслей – для поставок комплектующих.

В рамках сотрудничества с «Боингом» в Сколково действовал специальный учебный центр, продолжает Гусаров:

– С уходом компании в 2022-м он был ликвидирован, оборудование уничтожено американцами. Никто ведь не мешал им просто законсервировать его, приостановить работу с расчётом на последующее возобновление, но они выбрали деструктивный вариант. А ведь современный тренажёр – это половина стоимости самолёта. Ясно, что в прежних рамках сотрудничества уже не будет.

Возвращение «Боинга» – вопрос прежде всего политический, подчёркивает кандидат технических наук, бывший конструктор КБ «Сухой» Вадим Лукашевич:

– Если Трамп даст указания, компания вернётся – никуда не денется. Тогда у нас будут нормальные запчасти к американским самолётам, ремонт, качественный сервис, мы сможем закупить новые борта. Однако программу импортозамещения в авиационной отрасли это уже не отменит – слишком большие деньги в неё вложены, слишком много людей на неё завязаны. К тому же мы не знаем, кто придёт к власти в США после Трампа, как его преемник будет настроен к нам.

Сроки сдвигаются к реальным

После ухода в 2022-м из страны западных авиакомпаний правительство РФ утвердило программу развития отечественной авиационной отрасли до 2030 года, которая предусматривала производство тысячи новых самолётов. Основная ставка в документе делается на производство ближнемагистрального лайнера «Суперджет» (SSJ-100) и среднемагистрального МС-21.

В настоящее время в России эксплуатируется 160 «Суперджетов» (регулярность их вылетов, по данным «Ростеха», составляет 98 процентов), всего произведено более 230 штук. С 2024 года планировалось производить 20 единиц ежегодно. Однако полностью импортозамещённым самолёт пока не является. В феврале текущего года Минпромторг на своём сайте информацию о приёме заявок на разработку комплектующих для лайнера. Цена вопроса – 27,6 млрд рублей.

Серийное производство МС-21 до сих пор не запущено. В начале 2010-х на него планировалось установить двигатель PW1431G американской фирмы Pratt & Whitney. Однако три года назад стало ясно, что без мотора российской разработки не обойтись: сейчас лайнер дорабатывается под использование ПД-14 производства «Пермских моторов».

Все основные самолёты, заявленные в программе развития отрасли уже поднимались в воздух, теперь дело – в замене импортных комплектующих на отечественные, отмечает Вадим Лукашевич:

– «Суперджет» летает с 2012 года – хороший самолёт, он просто появился, как говорится, не в то время и не в том месте. Что касается МС-21, он летает с 2017-го, его, конечно, доведут до серийного производства, поскольку особой альтернативы ему нет. Для нас развитие авиации, в том числе гражданской, это вопрос национальной безопасности.

В начале реализации программы развития российского авиапрома некоторые чиновники давали завышенные обещания, рассказывает Роман Гусаров:

– В авиастроении чудес не бывает: невозможно создать за год–два то, на что уходит десяток лет. Сейчас сроки и объёмы производства постепенно сдвигаются к более реальным. Но при этом мы приблизились к потолку возможностей наших компаний по перевозкам, уже летом текущего года самолётов будет не хватать. К тому же старые машины будут потихоньку выбывать из строя, а российские поступают пока в небольших количествах.

В штопор не уйдём

В отличие от «Боинга», европейский «Эйрбас» возвращаться не планирует. ЕС очередным пакетом санкций запретил экспорт в Россию самолётов и связанных с ними технологий.

Пока «Эйрбасы» в нашем небе летают. Более того, в 2014 году авиакомпания «Россия» решила вернуть в строй два самолёта, находившиеся в аэропорту Пулково и использовавшиеся ранее как доноры – с них снимали запчасти и ставили на действующую технику. В 2023–2024 годах ситуация с запчастями стабилизировалась настолько, что для возобновления полётов этих лайнеров приобрели новые двигатели.

Ещё одна иностранная «пташка» – бразильская компания «Эмбраер» – в марте 2022-го отказалась поставлять России запчасти для своих самолётов и свернула техобслуживание. Это затронуло прежде всего авиакомпанию S7, в парке которой находится 17 двухмоторных узкофюзеляжных Е-170, которые в 2023 году были перебазированы в Новосибирск для использования в рамках региональной программы развития компании.

В прошлом году первый вице-премьер Денис Мантуров заявлял, что Россия больше не допустит повторения ситуации, когда отечественная авиация из-за ухода иностранных компаний могла уйти в штопор. Он заверил, что идёт постоянная работа в части технического обслуживания, а самолёты «соответствуют полностью всем тем требованиям, которые предъявляются нашими российскими авиационными властями».

Китайский опыт ценен, но далёк

Китай сравнительно недавно приступил к производству узкофюзеляжного лайнера Comac С919, считающийся аналогом Airbus A320neo, Boeing 737 MAX и российского МС-21. Разработка самолёта началась в 2008 году по инициативе правительства КНР в рамках долгосрочного плана, призванного потеснить «Боинг» и «Эйрбас» на рынке Поднебесной. Партнёром китайской авиастроительной корпорации Comac выступила с 2011 года ирландская компания Ryanair. Первый коммерческий полёт состоялся в 28 мая 2023 года, а в феврале 2024-го С919 совершил первый зарубежный рейс.

На С919 установлен двигатель французско-американской компании CFM International. Как утверждают китайские СМИ, примерно 40 процентов комплектующих китайского лайнера – импортного производства. Американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) утверждает, что этот показатель выше: примерно три пятых запчастей поставляются из США, треть – из Европы, а 7 из 14 китайских производителей комплектующих являются совместными предприятиями.

В 2019-м Минюст США утверждал, что группа хакеров, названная Turbine Panda, путём взломов, проникала в компьютерные сети американских компаний Ametek, Honeywell, Safran, Capstone Turbine, GE и похитила сведения, которые были использованы для производства С919. В ноябре 2022-го федеральное жюри присяжных в Цинциннати признало 42-летнего Сюй Янцзюня виновным в экономическом шпионаже, приговорив его к 20-летнему заключению.

Сотрудничество с китайской стороной для нас выглядит проблематичным, говорит Роман Гусаров:

– Ранее Китай не создавал собственные гражданские самолёты с нуля, поэтому они просто приобрели у иностранных производителей комплектующие и собрали лайнер. Мы сейчас свой «Суперджет» переводим на отечественные запчасти, а Китай находится у Запада на коротком поводке. Поэтому он не сможет продавать нам С919, поскольку это грозит санкциями и отказом в поставках компонентов. К тому же для нас выгоднее покупать запчасти по параллельному импорту, а те же «Боинги» мы приобретём при необходимости на вторичном рынке, когда это станет возможно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21



Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer