Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан


16 февраля 2025 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Ровно 35 лет назад, 16 февраля 1990 года, был подписан Меморандум об открытии новых международных воздушных трасс между СССР и США - через Арктическую зону ответственности Советского Союза (Северный Ледовитый океан), советское воздушное пространство в Юго-Восточную Азию и обратно.

По поручению правительства СССР документ подписал Валерий Шелковников, тогда начальник Главного управления воздушного движения Министерства гражданской авиации СССР, а ныне - президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ".

Как это было?

- Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатского маршрутов через территорию СССР было "жестом доброй воли" президента Михаила Горбачева, - рассказывает Валерий Георгиевич. - От США исторический документ подписал представитель Федерального авиационного управления ( ФАУ) США Макдениел. В 1989 году, когда шла подготовительная работа, мы вместе с американцами изучили вопрос до мелочей. Вместе со специалистами ФАУ США пролетели по всему у Дальнему Востоку - от бухты Провидения до Владивостока. Был установлен контакт и постоянная координация с ИКАО, ИАТА и ФАУ.

Меморандум положил начало полетам по новым кроссполярным маршрутам.То был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. Для этого Россия организовала Магаданский океанический центр, используя современнейшие спутниковые технологии управления воздушным движением ИКАО.

В газетах тогда писали: "Если Россия откроет воздушное пространство - мир будет летать по-новому!". И это действительно так.

Еще в середине 80-х годов прошлого века на международной конференции Ассоциации управления воздушным движением (ATCA) талантливый американский ученый Джерри Томпсон провозгласил:

"Думай глобально! В ближайшие полвека через этот участок воздушного пространства будет пролетать 75 процентов всех воздушных судов. Эти полеты затронут воздушное пространство Канады, России и Китая. К концу 1994 года недополученные Россией доходы от полетов составят около 2 млрд долларов. Многомиллиардные потери мировых авиакомпаний будут еще выше.

Последствия этих потерь для России, для развития российской авиации, самолетов, авиакомпаний, воздушного движения, аэропортов, для российской экономики, российской промышленности, технологий и хорошей занятости рабочих мест неизмеримы. Цифры, сопоставимые с теми, которые предлагаются в виде кредитов и субсидий Большой семеркой, Европейским банком реконструкции и развития и т. д. Мы должны немедленно продолжить реализацию этой программы. Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов.

И, если мы посмотрим на нашу планету из космического пространства, то мы увидим огромные возможности и в будущих суборбитальных коммерческих полетах".

Очень важные слова.

Помню общее ликующее настроение после подписания. Обсуждали будущую модернизацию Океанической системы УВД, дальнейшее сотрудничество. Огромную роль сыграл Кристиан Айгль, многолетний коллега и друг, директор Европейского и Североатлантического бюро ИКАО, который постоянно координировал начатую важную работу.

К сожалению, события последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию. Авиакомпании столкнулись с критическим ростом издержек из-за вынужденного удлинения перелетов и увеличения расхода топлива. Многие востребованные маршруты и вовсе пришлось закрыть.

Сейчас западные авиакомпании терпят жесточайшие убытки от того, что им приходится летать в облет выгоднейших маршрутов через территорию России. Как известно, в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских самолетов из России Росавиация ввела ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств. Авиакомпания "Финнэйр", например, которой СССР одной из первых разрешил полеты по транссибирскому маршруту, практически мгновенно оказалась на грани банкротстве.

Чем привлекательны транссибирские, кроссполярные и трансазиатские маршруты? Раньше европейские перевозчики, например, летали из Парижа, Лондона, Копенгагена, Стокгольма, Хельсинки в Токио через Северный полюс, делали посадку в Анкоридже (США) и затем летели над Тихим океаном. Но полет над океанами всегда сложнее и опаснее, чем над сушей. Почему?

Современные самолеты в основном имеют два двигателя. А по стандартам ICAO на маршруте нужно обязательно иметь запасные аэродромы в пределах досягаемости 2,5 часа полета. Это на случай отказа одного из двигателей. Кроме того, такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов, со всеми вытекающими последствиями. В частности, это огромный расход топлива, проблемы с авиапарком и летным составом.

Не стоит забывать: условия "холодной войны" мы уже проходили. И могучая гражданская авиация СССР, также в тисках санкций, десятками лет летала над нейтральными водами, открытыми морями и океанами на Кубу, во Вьетнам, во многие другие места мира. Находили разные решения совместно с дружественными странами.

Всю Европу можно пересечь за три часа, США по диагонали - за четыре с половиной. А вот даже из Калининграда во Владивосток, Южно-Сахалинск, Анадырь самолет летит 10-11 часов…

Тот же транссибирский маршрут - кратчайший авиационный путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. И летали по нему западные авиакомпании вплоть до последнего. Это были для них настоящие даже не "медовые месяцы" - "медовые годы", несмотря на систему компенсационных платежей за пролет над Сибирью, которые они выплачивали "Аэрофлоту".

Теперь же европейские авиакомпании при полете в Японию вынуждены облетать Россию через Казахстан и Монголию. А это плюс несколько часов. Длительность авиадороги из Парижа в Токио достигла свыше четырнадцати часов. А некоторые авиакомпании даже отказались от рейсов в Гонконг, в том числе объяснив это закрытым воздушным пространством России.

Как еще раз не вспомнить слова моего коллеги, талантливого Джерри Томпсона, который уже покинул наш мир: "Думай глобально! Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов и упущенных возможностей".




комментарии (0):













Материалы рубрики


Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию



Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer