Госдума в первом чтении приняла законопроект, позволяющий российским производствам изготавливать неоригинальные запчасти для воздушных судов. Цель инициативы — развитие отечественного производства альтернативных компонентов гражданской авиационной техники (Part Manufacture Approval / РМА).
"Учитывая, что дефицит запасных частей иностранного производства в условиях антироссийских санкций и ограничений, введённых западными поставщиками, в ближайшее время не будет устранён, можно сделать вывод, что рынок альтернативных запасных частей будет активно развиваться на территории РФ. Однако, в случае если нормативное регулирование будет “догонять” фактическую потребность отрасли, высока вероятность, что вместо цивилизованного рынка РМА–компонентов перевозчики столкнутся с серым рынком неаутентичных компонентов", — говорится в пояснительной записке.
Эксперты, к которым обратился за комментарием "ДП", отмечают, что авиакомпании продолжают эксплуатировать сотни единиц воздушных судов иностранного производства. Часть этого флота целесообразно поддерживать на крыле как минимум до конца нынешнего десятилетия. Поэтому вопрос с запчастями решать нужно. Сейчас авиакомпании делают это благодаря параллельному импорту. Однако из–за усложнения логистики запчасти подорожали, местами в 1,5 раза, отметил главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.
Эксперт подчеркнул, что практика производства неоригинальных запчастей для самолётов есть во всём мире, в том числе в США.
"Автономные компании производят, например, запчасти для “Боинга”, которые сертифицируются уполномоченным органом. В нашем случае это будет Росавиация. Ситуация коснётся так называемых расходников — наиболее часто заменяемых деталей: фильтров, колёс, патрубков, смазочных материалов", — пояснил Гусаров.
Изготовление таких запчастей возможно наладить в краткие сроки, цены на них при этом будут ниже. Производить более сложные системы не имеет смысла — их можно приобретать по параллельному импорту.
Как отметил исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, авиакомпании столкнулись не только с ростом стоимости запасных частей, но и с необходимостью замораживать большие оборотные средства для пополнения складов. Это нужно для того, чтобы при возможных сбоях с поставками было время найти альтернативные каналы.
"Тем не менее рост интенсивности эксплуатации иномарок и увеличение объёмов перевозок свидетельствуют, что проблему с запчастями сейчас удаётся пусть и не вовсе снять с повестки дня, но держать под контролем", — уточнил он.
По словам эксперта, неоригинальные компоненты уже производятся в России. Принятие поправок в Воздушный кодекс позволит быстрее легализовать применение таких изделий.