Вскоре сервис заработает на различных направлениях, но прежде всего в СЗФО. Ожидается рост турпотока за счет включения в число пассажиров как самих людей, имеющих проблемы с переносимостью полетов, так и сопровождающих их лиц. Причем достаточно часто будут летать семьями (ребенок с особенностями развития плюс мама, папа, братья и сестры). То есть авиаперелеты, ранее недоступные из-за болезни одного из членов семьи, станут возможными.
- Для детей с аутизмом действительно именно авиаперевозки являются наиболее проблемными. Почему? Потому что, если едешь на автомобиле, можно остановиться, прогуляться, то есть сменить обстановку. Поезд тоже делает остановки, к тому же есть возможность прогуляться по вагону, зайти в тамбур, если вагон спальный - полежать на нижней полке, затем на верхней, то есть хоть как-то менять обстановку. В салоне самолета ситуации иная: выйти абсолютно некуда, - рассказывает Северин Гречаный, главный детский психиатр Санкт-Петербурга.
Если никак не обойтись без полета, семьи, имеющие таких детей, придумывают различные варианты, которые далеко не всегда оказываются эффективными. Например, дать ребенку сильное успокоительное. Или же занять его смартфоном, который ранее был под запретом.
Аналогична ситуация с людьми, имеющими страх перелетов. Понятно, что по возможности они и не покупают авиабилеты, предпочитая наземные виды транспорта. Но порой все равно перелет необходим. Например, нужно лететь в командировку, альтернативы нет, зато угроза появления проблем на работе в случае отказа вполне ощутима. И в таких случаях каждый решает вопрос по-своему. Кто-то берет успокоительные, кто-то употребляет спиртное (а некоторые - очень большое его количество, что влечет за собой проблемы уже другого плана). Кто-то весь полет сидит, вцепившись в подлокотники и боясь оторваться от них. Для кого-то полет возможен только в том случае, если из иллюминатора виден работающий двигатель. Кто-то вроде и спокоен, но как только подумает, что может случиться авария, его захлестывает паническая атака. И он начинает бояться самого появления таких мыслей (фобофобия - боязнь появления страха). Некоторые граждане по жизни все любят досконально контролировать: от упаковки товара в магазине и действий сантехника в квартире до врачебных действий. Человеку кажется, что пока он контролирует, все будет хорошо. Оказавшись в самолете, он понимает, что здесь ничего не проконтролируешь, в кабину экипажа не проникнешь. И - начинается паника. Еще одну группу опасающихся перелетов составляют те, кто очень много знает о самолетах либо, наоборот, наслушался страшилок о авиаперевозках.
В авиакомпании, поставив задачу сделать перелет максимально комфортным для таких сложных групп пассажиров, обучают сотрудников навыкам общения с ними. И прежде всего нужно верно считать невербальные сигналы пассажира при посадке и во время перелета, то есть понять, что перед тобой - именно такой тревожный пассажир. Во-вторых, войти с ним в контакт и выстроить дружелюбную коммуникацию и помочь преодолеть сенсорную перегрузку и справиться с тревогой.
Сейчас идет обучение сотрудников навыкам общения с особенными пассажирами. Во-первых, собраны данные о ситуациях с тревожными людьми в аэропортах и во время перелетов. Во-вторых, проведено очное обучение старших бортпроводников и сотрудников наземных служб. Готовится онлайн-курс и регламент его внедрения в обязательное обучение для всех сотрудников авиакомпании, которые контактируют с пассажирами. До конца года каждый сотрудник будет четко знать алгоритм действий при панических атаках у пассажиров или повышении тревожности.
В ход идет все: и добрые слова, и вовремя поданный стакан воды, и предложение воспользоваться пледом или шумоподавляющими наушниками. А главное - быть дружелюбным и открытым к взаимодействию с человеком, которому так нужна помощь в полете.
Мнение
Юлиана Якуббо, АВА-терапевт:
- Главный совет тем, кому приходится общаться с аутистами, - будьте терпимы и действуйте гибко. Не стыдитесь, не злитесь и не осуждайте. Аутистами и родителями детей-аутистов это переносится тяжело. Косые взгляды, неосторожные комментарии и другое проявление пренебрежения может сильно ранить тех, кто уже испытывает сильнейший стресс. Запомните, что никто не хочет показывать свою уязвимость в публичном месте и тем более сталкиваться с отвержением. Универсальных советов, как реагировать, нет. Но если ваши намерения добрые, то вы не навредите и не будете казаться навязчивым.