На церемонии инаугурации Дональда Трампа в ротонде Капитолия, которая прошла 20 января, присутствовал узкий круг избранных лиц, включая миллиардеров Илона Маска и Джеффа Безоса. Но когда речь заходит о соперничестве в космосе, компания Blue Origin Безоса не находится в одном ряду со SpaceX Маска.
Джефф Безос заработал огромное состояние благодаря гиганту электронной коммерции Amazon. На эти деньги 25 лет назад он основал аэрокосмическую компанию Blue Origin, которая 16 января 2025 года впервые провела успешный запуск своей ракеты в открытый космос. Маск основал свою компанию SpaceX на два года позже Безоса, однако ему потребовалось всего лишь шесть лет, чтобы достичь той же цели. В прошлом году SpaceX провела 133 успешных запуска ракет, на долю которых пришлось более 85% совокупной массы грузов, выведенных на орбиту по всему миру в III квартале.
Подобный результат частично связан со способом финансирования компаний: Безос взвешенно подошел к разработке ракетной технологии, вливая в компанию до недавнего времени личные средства. Маск же на старте своей деятельности имел ограниченное финансирование, из-за чего любая неудача могла стать настоящим провалом. Однако он подошел к бизнесу в классическом стиле Кремниевой долины — «делай и учись на ошибках».
«В SpaceX инженеры работают до полного выгорания. Blue Origin же предлагает своим специалистам стабильность, — говорит Калеб Квилти, аналитик компании Quilty Space. — Однако с годами стало понятно, что компания чересчур заботится о стабильности».
Согласно подсчетам управляющего партнера инвестиционной компании Space Capital Чада Андерсона, Безос вложил в Blue Origin $14,6 млрд. Маск, по имеющимся данным, выделил SpaceX $100 млн для разработки первой ракеты-носителя Falcon 1. Для финансирования он использовал средства, вырученные от продажи своих первых компаний — Zip2 (за $307 млн) и PayPal (за $1,5 млрд).
Но Маск также получил дополнительную поддержку в виде контрактов Пентагона и NASA: в 2006 году NASA выделило SpaceX $278 млн на разработку более мощной ракеты-носителя Falcon 9, которая стала «рабочей лошадкой» компании. А в 2008 году NASA заключило контракт со SpaceX на $1,6 млрд на доставку грузов на МКС в рамках программы по развитию частных космических компаний, которые, как считалось, смогут предоставлять услуги по более низкой цене. (Blue Origin также заключила контракты с NASA, но только в последние несколько лет.)
Подписание крупных государственных контрактов помогло SpaceX привлечь частных заказчиков и сторонних инвесторов: в общей сложности компания Маска привлекла не менее $9,5 млрд. Маск является владельцем 42% акций компании, стоимость которых достигла $147 млрд, поскольку инвесторы оценили стоимость SpaceX в $350 млрд на момент последней частной продажи акций в декабре. (По оценке Forbes USA, состояние Маска составляет $434 млрд, что обеспечивает ему уверенное первое место в рейтинге самых богатых людей мира. Безос занимает второе место с $239 млрд.)
Маск и Безос преследуют одну цель — дать человечеству возможность отправиться к звездам, снизив стоимость полетов благодаря многоразовым ракетам-носителям. Но если SpaceX славится своей стремительностью, то Blue Origin предпочитает более методичный подход к разработке технологий, что отражено в девизе компании — Gradatim ferociter, что в переводе с латыни означает «Отважно, шаг за шагом».
В последнее время SpaceX стремительно наращивала темп: в 2017 году компания провела 18 запусков ракеты-носителя Falcon 9, а в 2022-м количество запусков достигло 60. Запуск конкурирующей ракеты New Glenn от Blue Origin был изначально запланирован на 2020 год, однако его отложили. В 2021 году Blue Origin осуществила первый суборбитальный полет с экипажем на своей ракете New Shepard, запустив сервис по трансферу туристов в открытый космос. Однако годом ранее SpaceX также завершила подобную миссию, доставив астронавтов NASA на МКС. (Тем не менее у Безоса есть повод для гордости: в отличие от Маска, который не совершал выхода в космос ни на одной из своих ракет, он участвовал в первом полете New Shepard.)
В 2021 году Безос покинул пост гендиректора Amazon и посвятил все свое время развитию Blue Origin. По словам одного из бывших сотрудников компании, Безос был недоволен медленным темпом работы. «Он пытался внедрить огромное количество новых показателей KPI, — поделился экс-сотрудник на условиях анонимности. — Он очень расстроился, когда ничего не изменилось, и в конце концов уволил гендиректора».
Пост нового гендиректора занял Дэйв Лимп, который пришел в компанию в прошлом году из Amazon. Под его руководством Blue Origin удвоила усилия по подготовке New Glenn к первому запуску и наращиванию производства своих мощных двигателей Be-4, которые также используются в ракете Vulcan компании United Launch Alliance.
Несмотря на то что Blue Origin потребовалось 25 лет, чтобы осуществить свой первый успешный запуск ракеты в космос, компания уже создала инфраструктуру для массовых полетов в будущем. SpaceX создавала свою инфраструктуру постепенно, шаг за шагом, после первого выхода на орбиту.
Blue Origin нарастила производственные мощности в компании, которые позволят создать более 100 двигателей Be-4 в 2025 году, а также множество ракет-носителей, способных обеспечить 12 запусков в год.
Космическая отрасль с нетерпением следит за успехами Blue Origin, которая может лишить SpaceX монополии в области доставки грузов в космос. Как рассказал Forbes USA бывший сотрудник компании Blue Origin, у тяжелой ракеты-носителя New Glenn грузоподъемность примерно вдвое больше, чем у Falcon 9, а стоимость одного запуска получается значительно ниже, чем у SpaceX.
Тем не менее в SpaceX заняты тестированием своей самой крупной ракеты Starship (вторая ступень ракеты взорвалась в полете 16 января). Новый космический аппарат высотой 122 м позволит компании нарастить объемы спутниковой связи Starlink, что особенно радует инвесторов, поскольку это принесет большую прибыль, чем запуски ракет.
«Маск сразу понял, что развитие спутникового интернета принесет больше прибыли, чем космические запуски», — считает Генри.
По оценкам аналитиков Morgan Stanley, в прошлом году SpaceX получила доход в размере $14,2 млрд, из которых 65% пришлось на Starlink. По их прогнозам, в 2030 году прибыль Starlink составит $48 млрд, а также достигнет 83% от общей чистой прибыли в $16 млрд.
Бизнес-перспективы Blue Origin все еще покрыты тайной. У компании имеется большой портфель контрактов на запуск спутников для компаний, создающих конкурирующие со Starlink сети спутникового интернета, включая сеть Kuiper компании Amazon. Более того, правительство США рассматривает Blue Origin для запуска военных спутников. За последние три года компания также получила финансирование от NASA: $3,4 млрд на создание лунного посадочного модуля и $172 млн на разработку коммерческой космической станции.
Конечная цель Безоса — использовать возможности Blue Origin для создания космической экономики, в которой производство будет перенесено в открытый космос, чтобы на Земле можно было заняться восстановлением экологии.
«Я уверен, что как предприниматель Безос имеет некое представление, как монетизировать свои решения, — поделился Генри. — Но я понятия не имею, как именно он хочет этого добиться».