Контроль за коммерческими рейсами
Авиаперевозчиков, которые устраивают на самолетах и вертолетах экскурсии и прогулки, обяжут получать сертификат эксплуатанта. Этот документ подтверждает, что юрлицо или предприниматель соответствуют требованиям для выполнения полетов, а чтобы его получить, заявитель проходит проверку в Росавиации. Эта мера предлагается в качестве ужесточения контроля за такими авиаперевозками в ответе замглавы Минтранса Владимира Потешкина председателю комитета Госдумы по труду Ярославу Нилову.
Ранее депутат обратился в ведомство с просьбой усилить наказание для физических и юрлиц, организовывающие полеты с нарушением Воздушного законодательства, которые порой заканчиваются трагедиями.
«Существуют оплачиваемые виды авиационной деятельности, не включенные в перечень авиаработ и не относящиеся к коммерческим воздушным перевозкам. К такой деятельности относятся, например, обзорные, экскурсионные, прогулочные, рекламные полеты», — говорится в ответе Минтранса, который есть у «Известий».
В нем отмечается, что прорабатывается вопрос об отнесении такой деятельности к коммерческим перевозкам, что повлечет для авиаперевозчиков необходимость получения сертификата экскплуатанта.
В документе также сообщается, что Ространснадзор проводит мониторинг объявлений от компаний в целях пресечения перевозок пассажиров, которые выполняются с нарушениями правил.
В части ужесточения ответственности коммерческих перевозок пассажиров Минтрансом совместно с Ространснадзором и Росавиацией ведется работа в части увеличения штрафов за нарушение правил использования воздушного пространства, говорится в ответе ведомства.
«Однако следует учитывать, что увеличение размеров административных наказаний может нанести ущерб открытым и добросовестным субъектам, занимающимися деятельностью в сфере перевозок. В этой связи представляется целесообразным в первую очередь рассматривать увеличение штрафов за повторное и сознательное нарушение правил использования воздушного пространства», — говорится в документе.
В настоящее время статьей КоАП 11.4. предусмотрено наказание за нарушение правил использования воздушного пространства. Согласно ей, для физлиц штраф составляет от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для должностных лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей, юрлиц — от 250 тыс. до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За нарушение правил лицами, не наделенными правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, штраф для физлиц составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, должностных лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, юрлиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
— В ответе Минтранса подчеркивается важность мер по ужесточению ответственности за осуществление коммерческих перевозок, с которыми мы ранее обратились в ведомство, — прокомментировал «Известиям» ответ ведомства глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
По его словам, усиление контроля за малой авиацией и ужесточение наказаний за повторные и преднамеренные нарушения воздушного законодательства — необходимые шаги для защиты правопорядка и предотвращения авиаинцидентов.
«Рекомендуем обратиться за комментариями в пресс-службу Минтранса России», — заявили «Известиям» в Росавиации.
«Известия» также направили запрос в Минтранс и Ространснадзор с просьбой прокомментировать необходимость усиления контроля за авиаперевозчиками.
Ответственность за экскурсионные полеты
В компании MegaExtreme, которая сотрудничает с ведущими аэродромами России и организует экскурсионные полеты в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Тверской, Калужской, Рязанской, Тульской и Владимирской областях, сообщили, что в первую очередь контроль должен быть усилен аэроклубами.
— Конечно, нужно повысить меры безопасности полетов, а тем, кто их организует, не гнаться за прибылью. Человеческая жизнь важнее всего, ее в случае каких форс-мажоров не вернуть. Некоторые компании к этому подходят ответственно, а некоторые, к сожалению, нет, — пояснили в организации.
При этом там отметили: усиление контроля за такими полетами со стороны государства не должно привести к тому, что бизнесу проще будет от них полностью отказаться. С учетом территории России малую авиацию надо стремительно развивать, полагают в MegaExtreme.
Однако, как выяснили «Известия», большая часть продавцов воздушных экскурсий ничего не могут сказать о перевозчиках и безопасности услуг, которые они предоставляют. Например, в компании Helimax, услышав, что им звонят из газеты, положили трубку.
В «Полетомании» рассказали, что это всего лишь «магазин подарочных сертификатов, а к полетам они имеют опосредованное отношение».
— У нас просто ребята размещают информацию об услуге, а летают они сами, — пояснили представители агрегатора.
«Известия» направили запросы в другие компании, которые продают экскурсионные полеты.
Усиление контроля можно поддержать, но важно не перегнуть палку, считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
— Безусловно, необходимо повысить меры контроля и навести порядок. В последнее время стало очень много таких полетов, когда выясняется, что пилот что-то не предусмотрел, а в итоге катастрофа, — сказал «Известиям» эксперт.
По его словам, он бы не стал относить полет к коммерческому, если за него не берутся деньги, например, если он ознакомительный или благотворительный — например, для пенсионеров. Вот тут главное не переборщить, подчеркнул Кирилл Янков.
— В России сейчас происходит бурное развитие внутреннего туризма и многие локации доступны только с помощью средств малой авиации. В этих условиях кране важно обеспечить безопасность потребителей, потому что при отсутствии контроля за обзорными, экскурсионными и прогулочными перелетами будет всегда большое поле для злоупотреблений, — завил «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
По его словам, поэтому предложенные Минтрансом меры заслуживают поддержки.
— Одновременно с этим нужно вводить ответственность для организаторов таких авиаэкскурсий. Например, если речь идет о туроператоре и турагентстве, чтобы они тоже контролировали своих подрядчиков, которые предоставляют эти услуги, — предложил эксперт.
Также необходимо вводить ответственность для интернет-сервисов, где размещается реклама таких перелетов, полагает общественник.
Справка «Известий»
10 июля в Татарстане самолет Cessna 172 выполнял экскурсионный полет для семьи на борту, пилот которого выполнял опасные виражи и «горки» на предельно малой высоте с огибанием рельефа. Во время одного из маневров самолет рухнул и воспламенился, а три человека, в том числе пилот, сгорели заживо.
8 июня легкомоторный самолет Piper совершил аварийную посадку на шоссе в районе Лыткарино в Московской области. На кадрах с места происшествия воздушное судно лежит рядом с проезжей частью. Инцидент обошелся без пострадавших и разрушений.