Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет


3 сентября 2024 года Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева, Известия


Правительство РФ одобрило поправки в законодательство, которые обязывают собственников космических объектов регистрировать их в «Роскосмосе». Владельцы будут сообщать в госкорпорацию функциональные характеристики и техническое состояние устройств. Главным образом новая мера необходима для получения актуальных сведений о коммерческих аппаратах на орбите, которых с развитием технологий становится все больше, пояснили авторы законопроекта. По мнению экспертов, принятие правил поможет лучше систематизировать космическую деятельность и избавит ее участников от лишних административных барьеров. Однако представители бизнеса подчеркивают, что дополнительные обязательства для частных компаний могут нанести определенный вред отрасли.

Регистрация космических объектов

Собственников космических объектов обяжут передавать данные о них в «Роскосмос». Как рассказали «Известиям» в пресс-службе правительства РФ, законопроект, подготовленный в госкорпорации, 3 сентября одобрила комиссия по законопроектной деятельности. Правило будет касаться российских граждан и организаций — владельцев «объектов, планируемых к запуску в космическое пространство с территории РФ или иностранного государства», а также уже запущенных в РФ либо за рубежом, но зарегистрированных в нашей стране. Требование также должны будут выполнять юридические лица, которым собственник передал права на эксплуатацию объектов на орбите. Сообщать нужно будет необходимую информацию, в том числе «функциональные характеристики и техническое состояние», говорится в документе.

Новые обязанности возлагаются на собственников в связи с необходимостью актуальных сведений о планируемых к запуску и функционирующих в настоящее время на орбите коммерческих космических объектах, поясняется в законопроекте. Изменения будут внесены в федеральные законы «О космической деятельности» и «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Как пояснили «Известиям» в «Роскосмосе», сейчас законами не предусмотрена обязанность собственников космических объектов предоставлять о них информацию. В результате органы регулирования не видят полной картины по всей российской орбитальной группировке в актуальном состоянии. Необходимость данных в том числе обусловлена обеспечением безопасности и суверенитета страны в сложившейся ситуации, говорится в ответе организации.

Данные об объектах «Роскосмосу» необходимы для того, чтобы госкорпорация, в свою очередь, предоставила их в международные организации. Это требуется, чтобы обеспечить безопасное совместное использование околоземного пространства и исключить, например, столкновения спутников друг с другом и другие инциденты, пояснил «Известиям» научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Прежде негосударственных владельцев космических объектов в нашей стране не существовало. Поэтому и необходимости в таких требованиях тоже не было. Но сейчас, по мере появления частных спутников и развития корпоративных орбитальных группировок, поправки стали актуальны, — сказал он.

Изменения в законодательстве будут способствовать систематизации регулирования деятельности частных субъектов, отметила специалист по международному и частному космическому праву Мариам Юзбашян. По ее словам, будут приняты положения, без которых представители частной космонавтики сталкивались бы со множеством административных барьеров.

— У России есть обязательства по регистрации космических объектов. Государство несет ответственность за всю национальную деятельность отрасли. А также за возможный ущерб, причиненный спутниками или кораблями, в том числе теми, что находятся в собственности или в пользовании частных субъектов. И в отношении которых Россия является «запускающим государством», — сказала она.

Дальнейшие уточнения этой деятельности, как в интересах государства, так и частного сектора, подчеркнула юрист.

Регулирование космической отрасли

По словам главы венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимира Белого, перед тем, как вводить новые требования, нужно четко понимать, как они будут регламентироваться.

— Относительно инициативы возникает много вопросов. Например, что будет, если собственник не станет выполнять эту норму, или запуск будет реализован за границей? Не понятно почему и зачем в таком случае владельцы космических объектов должны кого-то уведомлять.Такие моменты необходимо прорабатывать с экспертами и участниками из частной космической сферы, и понимать, зачем они нужны. Любые запреты мешают рынку, — сказал он.

Подобные решения всегда нужно взвешивать как еще один дополнительный фактор риска. Он может привести к регрессии и заблокировать развитие направления. Вводить их нужно осторожно, чтобы они помогали отрасли, а не мешали, подчеркнул эксперт.

Сегодня производство малых спутников таких, как, например, кубсаты, стало доступным для небольших команд, которых становится все больше. За такими аппаратами нужен учет. Космическая отрасль в нашей стране активно поддерживается государством, поэтому оно вправе устанавливать правила игры в этой сфере, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

— Даже небольшие объекты, летящие на высокой скорости по орбите, могут представлять угрозу в случае столкновения с другими спутниками. У России есть система, которая следит за космическим мусором. Учет нужен в том числе и для нее, — сказал он.

«Роскосмос» и частные компании делают обще дело, поэтому им следует работать согласовано, резюмировал специалист.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке



Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer