Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет


3 сентября 2024 года Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева, Известия


Правительство РФ одобрило поправки в законодательство, которые обязывают собственников космических объектов регистрировать их в «Роскосмосе». Владельцы будут сообщать в госкорпорацию функциональные характеристики и техническое состояние устройств. Главным образом новая мера необходима для получения актуальных сведений о коммерческих аппаратах на орбите, которых с развитием технологий становится все больше, пояснили авторы законопроекта. По мнению экспертов, принятие правил поможет лучше систематизировать космическую деятельность и избавит ее участников от лишних административных барьеров. Однако представители бизнеса подчеркивают, что дополнительные обязательства для частных компаний могут нанести определенный вред отрасли.

Регистрация космических объектов

Собственников космических объектов обяжут передавать данные о них в «Роскосмос». Как рассказали «Известиям» в пресс-службе правительства РФ, законопроект, подготовленный в госкорпорации, 3 сентября одобрила комиссия по законопроектной деятельности. Правило будет касаться российских граждан и организаций — владельцев «объектов, планируемых к запуску в космическое пространство с территории РФ или иностранного государства», а также уже запущенных в РФ либо за рубежом, но зарегистрированных в нашей стране. Требование также должны будут выполнять юридические лица, которым собственник передал права на эксплуатацию объектов на орбите. Сообщать нужно будет необходимую информацию, в том числе «функциональные характеристики и техническое состояние», говорится в документе.

Новые обязанности возлагаются на собственников в связи с необходимостью актуальных сведений о планируемых к запуску и функционирующих в настоящее время на орбите коммерческих космических объектах, поясняется в законопроекте. Изменения будут внесены в федеральные законы «О космической деятельности» и «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Как пояснили «Известиям» в «Роскосмосе», сейчас законами не предусмотрена обязанность собственников космических объектов предоставлять о них информацию. В результате органы регулирования не видят полной картины по всей российской орбитальной группировке в актуальном состоянии. Необходимость данных в том числе обусловлена обеспечением безопасности и суверенитета страны в сложившейся ситуации, говорится в ответе организации.

Данные об объектах «Роскосмосу» необходимы для того, чтобы госкорпорация, в свою очередь, предоставила их в международные организации. Это требуется, чтобы обеспечить безопасное совместное использование околоземного пространства и исключить, например, столкновения спутников друг с другом и другие инциденты, пояснил «Известиям» научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Прежде негосударственных владельцев космических объектов в нашей стране не существовало. Поэтому и необходимости в таких требованиях тоже не было. Но сейчас, по мере появления частных спутников и развития корпоративных орбитальных группировок, поправки стали актуальны, — сказал он.

Изменения в законодательстве будут способствовать систематизации регулирования деятельности частных субъектов, отметила специалист по международному и частному космическому праву Мариам Юзбашян. По ее словам, будут приняты положения, без которых представители частной космонавтики сталкивались бы со множеством административных барьеров.

— У России есть обязательства по регистрации космических объектов. Государство несет ответственность за всю национальную деятельность отрасли. А также за возможный ущерб, причиненный спутниками или кораблями, в том числе теми, что находятся в собственности или в пользовании частных субъектов. И в отношении которых Россия является «запускающим государством», — сказала она.

Дальнейшие уточнения этой деятельности, как в интересах государства, так и частного сектора, подчеркнула юрист.

Регулирование космической отрасли

По словам главы венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимира Белого, перед тем, как вводить новые требования, нужно четко понимать, как они будут регламентироваться.

— Относительно инициативы возникает много вопросов. Например, что будет, если собственник не станет выполнять эту норму, или запуск будет реализован за границей? Не понятно почему и зачем в таком случае владельцы космических объектов должны кого-то уведомлять.Такие моменты необходимо прорабатывать с экспертами и участниками из частной космической сферы, и понимать, зачем они нужны. Любые запреты мешают рынку, — сказал он.

Подобные решения всегда нужно взвешивать как еще один дополнительный фактор риска. Он может привести к регрессии и заблокировать развитие направления. Вводить их нужно осторожно, чтобы они помогали отрасли, а не мешали, подчеркнул эксперт.

Сегодня производство малых спутников таких, как, например, кубсаты, стало доступным для небольших команд, которых становится все больше. За такими аппаратами нужен учет. Космическая отрасль в нашей стране активно поддерживается государством, поэтому оно вправе устанавливать правила игры в этой сфере, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

— Даже небольшие объекты, летящие на высокой скорости по орбите, могут представлять угрозу в случае столкновения с другими спутниками. У России есть система, которая следит за космическим мусором. Учет нужен в том числе и для нее, — сказал он.

«Роскосмос» и частные компании делают обще дело, поэтому им следует работать согласовано, резюмировал специалист.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer