Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант


3 сентября 2024 года Евгений Берсенев, Свободная Пресса


Airbus и Boeing наблюдают за самолетом, который делают в КНР, но реально опасаются нашего МС-21

Производство китайского пассажирского среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера СОМАС С919 будет расширяться, сообщает китайский портал Ithome.com.

По данным портала, в нынешнем году предприятия «Коммерческой авиационной корпорации Китая» (СОМАС) соберут 30 единиц самолета, который называют аналогом европейского Airbus A320, американского Boeing 737 и российского МС-21. Причем на этапе финальной сборки в 2024 году окажется 50 машин.

Согласно предполагаемому наращиванию производства, к 2027 году будет выпущено 100 единиц, а произведено 150. К настоящему времени выпускающее предприятие получило уже более тысячи заказов на COMAC C919. Этот самолет будет находиться в авиапарке всех ведущих китайских авиаперевозчиков, в том числе главной компании страны Air China. Данная машина обещает стать для СОМАС вторым успешным проектом после ARJ-21.

Следует напомнить, что разработка данного самолета велась по инициативе правительства КНР и является частью долгосрочного стратегического плана потеснить на мировом рынке западное лидерство в гражданской авиации, олицетворяемое «Боингом» и «Эйрбасом». Разработка и создание первого прототипа продолжалось около двух лет. Первый образец был представлен в Шанхае 2 ноября 2015 года. Дебютный полет состоялся 5 мая 2017-го. Сертификат был получен в 2022 году, а поставки заказчикам начались в 2023-м.

28 мая 2023 года COMAC C919 выполнил рейс из шанхайской воздушной гавани «Хунцяо» до пекинской «Шоуду».

Известно, что COMAC C919 оснащен французско-американским мотором CFM International LEAP 1C, максимальная дальность полета машины составляет 5555 км, максимальная скорость — 963 км/ч. Длина машины — 38,9 м,

Воздушное судно имеет несколько вариантов компоновки. Скажем, у компании Air China она будет двухклассной: 150 кресел в эконом-классе и два кресла в бизнес-классе. Лайнеры компании China Southern Airlines будут иметь трехклассную компоновка: 138 кресел в обычном эконом-классе, 18 кресел в улучшенном эконом-классе, 8 кресел в бизнес-классе.

Авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров находит намерение китайской стороны поколебать дуополию западных авиационных гигантов слишком уж амбициозным.

— Все-таки масштабы производства этих самолетов пока не столь велики, поскольку «Боинг» с «Эйрбасом» в состоянии на двоих выпускать около 50 самолетов в месяц.

В то же время нужно учитывать, что внутрикитайский рынок довольно велик и даже собранные к концу 2024 года 30 самолетов — это уже заявка, на то, чтобы постепенно забрать у этих компаний, пусть сначала небольшую, но долю на внутреннем рынке КНР.

«СП»: Но производитель намерен масштабировать производство лайнеров.

— Для такого масштабирования нужно понимать рынки, спрос и перспективы на десятилетия вперед.

Можно вложить большие средства в организацию производства большого количества самолетов, но когда внутренний рынок, на котором национальная авиакомпания имеет преференции, насытится, встанет вопрос, куда расти дальше.

Авиационная промышленность эффективна, когда работает равномерно, в нужном темпе с расчетом на ближайшие лет 10−15, в некоторых случаях на 20. В авиапроме заказы на многие годы вперед расписаны.

Если «Боинг» выпускает какое-то количество самолетов в месяц или год, то этот темп он будет сохранять в течение нескольких лет, администрация компании уже знает, кому продукция будет реализована.

«СП»: Будут ли заказчики у COMAC C919 на международном рынке?

— Объективности ради, следует заметить, что эта машина, хотя и является аналогом Airbus A320 и Boeing 737, все же уступает им. Надо учитывать, что Китай пока еще учится, не имея за спиной большой школы гражданского самолетостроения, за короткие сроки выйти в число мировых лидеров у него вряд ли получится.

Понятно, что первый продукт может быть подобием, даже очень качественным, но никак не лучшим. К тому же «Боинг» с «Эйрбасом» занимаются модернизацией своих самолетов и будут идти на шаг впереди.

Поэтому рассчитывать на слишком большую долю мирового рынка КНР не может.

Кроме того, нужно учитывать известные геополитические обстоятельства — китайским самолетам не дадут развернуться в странах-союзниках Запада. При необходимости придумают для недопущения различные предлоги.

Например, могут заявить: вы субсидируете авиационную промышленность, а это нечестная конкуренция, либо обложат непомерными пошлинами.

В общем, что-нибудь придумают. Поэтому Китай может рассчитывать только на собственный рынок и рынки близких ему государств — скажем, Ирана, который в условиях санкций может купить С919.

Но в течение ближайшего десятилетия у него будет стоять задача удовлетворения внутреннего спроса. Затем, конечно, возможен выход на внешние рынки, но все будет зависеть от геополитической ситуации к тому времени.

«СП»: Может ли растущее производство С919 создать проблемы для нашего МС-21? Сроки выпуска этого самолета мы постоянно сдвигаем, а планируемые объемы — уменьшаем. Если будем тянуть и дальше — на наш рынок придут китайские производители воздушных судов, как это случилось в автопроме.

— Стоит отметить, что МС-21 имеет явные конкурентные преимущества. Это более технологичный, более современный самолет, по некоторым параметрам он даже лучше аналогов «Боинга» и «Эйрбаса».

Задержки с его поставками вызваны тем, что это будет полностью отечественная машина. Мы не будем с ним зависеть от западных комплектующих ни на йоту. Это является гарантией того, что в будущем на нас никто не сможет давить каким-то образом и остановить наши авиакомпании.

«СП»: С919 — тоже полностью импортозамещенная модель?

— Нет, самолет во многом собран из западных комплектующих. Не имея полного цикла производства, Китай производит это воздушное судно по тому же принципу, что мы поначалу делали «Суперджет»: собрали компоненты от производителей во всем мире и вроде как сделали отечественный самолет. Особенно это касается двигателя — самого уязвимого элемента.

Поэтому я и сомневаюсь в способности С919 потеснить западные компании. Они, как только почувствуют опасность, перекроют поставки двигателей. И это может поставить под угрозу его производство.

На сегодняшний день Китай не в состоянии создать двигатель такого класса, в отличие от России, имеющей свою школу, научную базу и созданный двигатель. Наш МС-21, напомню, оснащен двигателем ПД-14. Поэтому на наш рынок «китайцы» никак не «залетят», потому что мы вряд ли еще раз захотим попасть в ловушку зависимости от зарубежных партнеров. И нам нужны самолеты, которые будут летать, а не стоять из-за отсутствия запчастей.

Повторю, С919 уязвим в плане зависимости от зарубежных компонентов. С нарастанием геополитического противостояния западные страны могут ввести санкции, как они это делали в отношении МС-21 — первый раз это произошло в 2018 году, затем в 2022-м. Китай же пока не может технологически преодолеть проблему зависимости от импорта.

Так что, теоретически, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, КНР может обратиться за помощью к России, запросить какие-то комплектующие или поставить на самолет наш двигатель. В любом случае, даже насыщение внутреннего рынка — процесс длительный и займет еще немало времени.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт




РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer