Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения


27 сентября 2024 года Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова, РБК


«Роскосмос» обсуждает план переподчинения госкорпорации оператора спутников «Космическая связь», говорят источники РБК. Эксперты не видят логики в передаче управления оператором, которое сейчас осуществляет Минцифры

О том, что в «Роскосмосе» обсуждается инициатива перевода управления ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) от Минцифры к госкорпорации, РБК рассказал источник на рынке космической связи.

Источник РБК, близкий к госкорпорации «Роскосмос», подтвердил, что вопрос обсуждается «пока на уровне разговоров», решения правительства по этой инициативе, по его словам, нет.

«Сейчас «Роскосмос» реализует проекты по развитию всех видов телекоммуникационных систем спутниковой связи — низкоорбитальных, среднеорбитальных, геостационарных, — а также высокоэллиптическую систему «Экспресс-РВ». Интеграция операторской деятельности под единственным в стране заказчиком систем на геостационарной орбите является логичной и позволит оптимизировать и конкретизировать пул решаемых государством задач в области спутниковой связи», — объяснил собеседник РБК на рынке космической связи. Он также оговорился, что в то же время «есть желание различных операторов обособиться вне зависимости от того, есть ли у них возможности по поддержанию и развитию систем спутниковой связи».

Представитель «Роскосмоса» отказался от комментариев.

РБК направил запрос в правительство и Минцифры.

Глава ГПКС Алексей Волин отказался от комментариев.

По словам собеседника РБК на рынке спутниковой связи, одной из первых предпосылок для проработки инициативы переподчинения ГПКС стала передача финансирования создания спутниковой группировки «Экспресс-РВ» (должна обеспечить связью полярные регионы России) от Минцифры в «Роскосмос» в 2022 году. Этот проект вошел в реализуемую «Роскосмосом» федеральную программу «Сфера», в рамках которой создается несколько спутниковых группировок гражданского назначения, в том числе «Марафон IoT» — для обеспечения доступа в интернет разным устройствам и «Скиф» — для предоставления услуг спутникового интернета обычным абонентам.

Главный редактор Comnews Леонид Коник отметил, что ГПКС до 2021 года находилась в ведении Федерального агентства связи (Россвязь), еще один госоператор, спутниковая система «Гонец», контролировался «Роскосмосом», а остальные орбитальные группировки и проекты «жили сами по себе». После того как Россвязь прекратила существование, ее функции перешли к Минцифры. «Роскосмос», в свою очередь, в марте этого года наделил спутниковую систему «Гонец» полномочиями оператора всех новых орбитальных группировок, входящих в программу «Сфера». Он стал госструктурой, которая управляет основными спутниковыми проектами в России. Но и Минцифры активно продвигает низкоорбитальный спутниковый проект «Рассвет» частной компании «Бюро 1440», указал Коник. Он также напомнил, что Минцифры договорилось о выделении прямого федерального финансирования для «Бюро 1440» в объеме 116 млрд руб., тогда как «Роскосмос» испытывает недостаток финансирования и «вынужденно ополовинил количественный состав группировок «Марафон IoT» и «Скиф».

По мнению Коника, «двоевластие в отрасли космических коммуникаций нужно прекратить в пользу Минцифры», поскольку именно оно отвечает за сети связи. «Роскосмос» в большей степени является производственным холдингом: входящие в него полсотни предприятий выпускают ракеты, космические аппараты, приборы и модули. За «Роскосмосом» разумно оставить создание ракетно-космической техники и оказание пусковых услуг», — считает главред Comnews.

Руководитель спутникового оператора AltegroSky Сергей Пехтерев также не видит логики в объединении «Роскосмоса» и ГПКС: «Производители оборудования, в данном случае спутников, и связисты, которые его эксплуатируют, — это совершенно разные бизнесы. Сейчас «Роскосмос» вынужден строить те спутники, которые соответствуют параметрам и характеристикам, которые нужны связистам, но если ГПКС будет внутри «Роскосмоса», есть мнение, что связисты будут получать те спутники, которые госкорпорации проще создать».

В ближайшие годы ГПКС нужно будет серьезно обновить группировку: из-за завершения срока службы нужно будет заменить восемь из 12 спутников до 2030 года. Исходя из сроков проектирования и создания спутников, работу нужно начать в ближайшее время. Осенью прошлого года в презентации министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева указывалась стоимость обновления группировки ГПКС до 2030 года в размере 80,1 млрд руб.

Что такое ГПКС

В 1968 году приказом Минсвязи СССР была создана Станция космической связи, которая со временем стала госпредприятием «Космическая связь» (ГПКС) — оператором российской орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения. В апреле 2001 года получило статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). Ныне выступает оператором спутниковой группировки из 12 геостационарных спутников, которые используются для телерадиовещания, непосредственного спутникового вещания, передачи ТВ-репортажей, президентской и правительственной связи, широкополосной передачи данных и доступа в интернет, магистральных каналов связи, связи на морских судах и других подвижных объектах. Считается крупнейшим спутниковым оператором в России и входит в десятку крупнейших операторов мира по объему орбитально-частотного ресурса. Предоставляет услуги связи и вещания клиентам из 58 стран.

Выручка ФГУП в 2023 году составила 14 млрд руб., говорил Волин в интервью информационной группе Comnews. Доля дохода от международного бизнеса составляла, по его словам, около 50%. Другие финансовые показатели не раскрываются. В 2021 году (последние доступные данные) выручка ГПКС составила 12 млрд руб., чистая прибыль — 4,7 млрд руб., следует из данных Rusprofile.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer