Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения


22 сентября 2024 года Дмитрий Корнев, Известия


Китай приступил к испытаниям палубного истребителя пятого поколения для вооружения строящихся авианосцев. Это один из ряда амбициозных проектов, реализуемых в этой стране. Как развиваются программы строительства новейших самолетов в КНР — в материале «Известий».

Китай создает новый палубный истребитель для авианосцев

Китайский военный летчик в эфире национального телевидения сообщил, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) приступила к испытаниям палубного истребителя нового поколения. При этом в репортаже не было показано кадров непосредственно испытаний или нового летательного аппарата, но, предположительно, речь идет о самолете J-31 (или J-35) — модификации двухдвигательного истребителя пятого поколения FC-31, совершившего первый полет в 2012 году.

Зачем Китаю палубный самолет пятого поколения? Страна ведет амбициозную программу строительства океанского авианосного флота. Сегодня в ВМС КНР уже есть два действующих авианосца — «Ляонин» и «Шаньдун». При этом «Ляонин» — это перестроенный советский авианосец «Варяг», купленный Китаем в 1998 году. Третий авианосец «Фуцзянь» был спущен на воду в 2022 году, сейчас проходит испытания и будет передан флоту в 2025-м. Этот корабль уже оснащен электромагнитными катапультами. И далее — в строительстве у Китая еще и атомный авианосец совершенно нового проекта, на котором программа строительства подобных кораблей, скорее всего, не остановится. Сейчас для вооружения авианосцев Китай использует палубный истребитель J-15, созданный на базе российского Су-33. Но очевидно, что он планирует перевооружить на самолеты пятого поколения не только свои ВВС, но и авианосные силы.

Первый китайский самолет пятого поколения

Одним из наиболее известных проектов китайских самолетов пятого поколения и, собственно, китайским «первенцем» является многоцелевой истребитель Chengdu J-20. С момента его первого полета в 2011 году он привлекал к себе значительное внимание военных экспертов и энтузиастов авиации по всему миру. Этот самолет Китай относит к пятому поколению, несмотря на некоторые формальные отличия: например, на самолете используется двигатель с российскими корнями, который явно создавался для самолетов предыдущих генераций. Но J-20 стал четвертым поднявшимся в воздух самолетом нового поколения в мире — после американских F-22 Raptor, F-35 Lightning II и российского Су-57.

Как и другие самолеты пятого поколения, J-20 разработан с упором на технологии снижения радиолокационной заметности. Использование радиопоглощающих материалов, внутренних отсеков для вооружения и специальные формы внешних обводов самолета помогают минимизировать отражение радиолокационных волн. J-20 оснащен современной авионикой, включая радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), который позволяет обнаруживать и сопровождать множество целей на больших расстояниях. Вооружение включает в себя ракеты класса «воздух – воздух» и «воздух – земля» с возможностью использования широкой номенклатуры вооружений «воздух – земля». На J-20 использованы российские двигатели, но Китай стремится к тому, чтобы оснастить самолет собственными перспективными двигателями, которые находятся в разработке.

После завершения испытаний, начиная с декабря 2016 года, J-20 поступают в состав полков ВВС НОАК. Строятся самолеты высокими темпами, и сейчас, вероятно, в составе ВВС уже около 200 J-20. Т.е. китайский «рэптор», скорее всего, уже сравнялся числом со своим американским «коллегой».

Каковы перспективы Китая в сфере создания новейших самолетов

Но J-20 относится к тяжелым истребителям, а Китай сделал ставку сразу на несколько вариантов самолетов пятого поколения. И на год позже J-20 первый полет совершил более компактный и выполненный по классической аэродинамической схеме Shenyang FC-31. Изначально на самолете использовались российские двигатели, но в дальнейшем на те образцы, которые проходят испытания, устанавливаются китайские WS-13. Самолет проходит испытания и, помимо того, что стал прототипом для нового палубного истребителя также, видимо, планируется к поставкам на экспорт. И на мировом рынке самолет позиционируется как менее дорогой конкурент американского F-35. В таком качестве он явно будет иметь серьезный потенциал для поставок на экспорт. Тем более что китайский самолет оснащен двумя двигателями в отличие от заокеанского F-35. А это означает большую надежность при меньшей стоимости — то есть является уникальным преимуществом.

На базе второго китайского истребителя пятого поколения была создана новая машина — вариант для базирования на авианосцах. В 2021 году первый полет совершил прототип нового истребителя, который создан на базе FC-31 и который получил неофициальное обозначение J-35. На палубном самолете появилось приспособление для запуска катапультой и модернизирован планер — крыло сделано складывающимся. Есть и другие незначительные изменения в конструкции, но основное осталось таким же, как в FC-31: два двигателя, новейшая авионика, закрытый отсек для вооружения. И сейчас именно этот самолет вышел на программу полноценных испытаний. И вполне может быть, что в эту программу войдут и полеты с третьего китайского авианосца «Фуцзянь», который оборудован катапультами (два первых китайских авианосца аналогично российскому «Адмиралу Кузнецову» катапульт не имеют, взлет происходит при помощи трамплина).

Таким образом сегодня Китай становится одним из лидеров в создании и производстве истребителей пятого поколения в мире. Да, у китайских машин пока используются менее совершенные двигатели, чем на американских или российских аналогичных самолетах. Но в остальном эти самолеты соответствуют всем критериям, которые сегодня предъявляются к самой современной авиационной технике. А индустриальные возможности Китая, конечно, впечатляют — нет никаких сомнений, что после завершения испытаний новый палубный самолет получат все новые авианосцы ВМС НОАК.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний



Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer