В чем же причины рекордного роста и что нам ждать дальше?
- Подорожание вызвано сразу несколькими причинами в совокупности: это и рост пассажиропотока, и растущие затраты авиакомпаний, и подорожание авиатоплива, - перечислил в беседе с «Комсомольской правдой» главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров. – Долгое время авиакомпании боролись за выживание и не могли повышать цену, а теперь выходят в зону рентабельности. Причем, касается это и внутренних рейсов, и зарубежных – цены везде сейчас диктует растущий спрос.
Причины роста цен на авиабилеты
Причина 1. Популярность путешествий на самолетах
На недавнем Восточном экономическом форуме Глава Минтранса Роман Старовойт привел данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС): авиабилеты за первое полугодие подорожали на 20%, в среднем до 9150 рублей. В качестве главной причины он назвал как раз увеличение пассажиропотока.
И действительно, Росавиация отчиталась, что по итогам шести месяцев 2024 года пассажиропоток наших авиакомпаний вырос на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до более 51 млн пассажиров).
- Пассажиропоток – главный фактор, который ведет к росту цен, - считает Роман Гусаров. – А самолеты летают сейчас с рекордной загрузкой – под 100%.
Причина 2. Подорожание запчастей и ремонта
- В нашем авиапарке по-прежнему много иностранных самолетов, есть трудности с ремонтом и покупкой запчастей, поэтому авиакомпании несут дополнительные расходы – как из-за инфляции, так и из-за подорожания доставки комплектующих, - объясняет эксперт. – Ремонт самолетов подорожал еще в 2022-м году, причем на 30-50%, но резко поднимать цены на билеты авиакомпании на тот момент не могли. А теперь это компенсируют.
Причина 3. Аэропортовый и аэронавигационный сборы
- Авиакомпании несут существенные расходы на аэропортовые сборы, которые ежегодно индексируются как минимум на уровень инфляции, - объясняет Роман Гусаров. – А она сейчас достаточно высокая (согласно прогнозу Центробанка, по итогам 2024 года она превысит 7%, - Ред.).
Кроме того, на будущий рост цен повлияет и выросший с 17 сентября аэронавигационный сбор для российских авиакомпаний. Он увеличился сразу на 37% для внутренних рейсов и вдвое - для международных (для зарубежных перевозчиков ставки остаются прежними, но они и так платят больше). Как писала «КП», за счет повышения сбора власти хотят дополнительно собирать порядка 12 млрд рублей в год, чтобы отремонтировать к 2030 году 50 малых аэропортов страны. По подсчетам ФАС, увеличение аэронавигационного сбора не сильно скажется на ценах. На внутренних рейсах это даст подорожание в 150 рублей за билет максимум. Для зарубежных рейсов, по подсчетам экспертов, оно может составит 1,5-2 тысячи.
Причина 4. Рост стоимости кредитов
- Вы же видите, какая у нас ключевая ставка и какие проценты по кредитам, - говорит авиаэксперт. – Сейчас большинство авиакомпаний работают с прибылью, а зимой они вынуждены брать кредиты – на развитие, обслуживание самолетов, сборы, выплаты зарплат и т.д. И стоимость кредитов тоже закладывается в тарифы.
Причина 5. Цены на авиатопливо
- Стоимость авиакеросина в августе била все рекорды, - напоминает Роман Гусаров. – Цена на бирже поднималась выше 84 тысяч рублей за тонну.
Сколько будут стоить авиабилеты
Будут ли авиабилеты дорожать и дальше
- Многое зависит от макроэкономической ситуации в стране - продолжит ли рост экономика теми же темпами? Если да, то и спрос на авиабилеты продолжит расти. А, значит, продолжат расти и цены, - считает Роман Гусаров. - И другие причины нынешнего повышения цен по-прежнему будут оказывать влияние на стоимость авиапутешествий. Я думаю, что и в следующем году подорожание будет двузначным.
По словам эксперта, есть еще один значимый фактор.
- Иностранные самолеты стареют и выходят из строя, а российские машины пополняют наш авиапарк не так быстро. Поэтому рост перевозок может упереться в потолок нехватки судов. Пассажиры могут столкнуться с дефицитом мест в самолетах, и тогда рост цен ускорится, - предполагает Роман Гусаров.