Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам


12 сентября 2024 года Маргарита Грошева, РБК


В ходе приемной кампании вузы открыли новые и увеличили набор на имеющиеся программы по беспилотникам. Сейчас специалисты востребованы в военной сфере, но в будущем спрос увеличится в гражданских секторах, уверены эксперты

На какие программы по беспилотникам набирали студентов

В Московском физико-техническом институте в этом году открыли новое направление под названием «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Оно дополнило существующую программу «Авиационные технологии». В сумме на эти две образовательные программы зачислены 36 студентов, сообщил РБК заместитель руководителя Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ Алексей Рудометкин.

14 абитуриентов поступили по общему конкурсу, восемь воспользовались правом поступить без вступительных испытаний, шесть человек поступили на целевые места, еще восемь приняли на платной основе. Абитуриенты поступали по общему набору, а распределяться будут уже в процессе обучения.

«Первоначально планировалось набрать 28 человек, но, увидев неподдельный интерес и мотивацию со стороны ребят, приемная комиссия рекомендовала к зачислению большее количество человек», — отметил Рудометкин. По его словам, поступающие на программы БАС и авиационных технологий продемонстрировали очень высокий уровень подготовки и желание стать частью быстроразвивающейся отрасли.

В прошлом году только на программу «Авиационные технологии» в вуз зачислили 14 человек. Такой рост числа зачисленных с учетом увеличения проходных баллов, по мнению Рудометкина, наглядно показывает повышение интереса к авиации, беспилотным технологиям и к инженерным специальностям в целом.

В Передовой инженерной школе МФТИ также есть образовательные программы бакалавриата «Радиолокационные технологии» и «Программная инженерия», которые тоже связаны с беспилотной тематикой. «Так как любой летательный аппарат летает не в вакууме, он должен видеть, что происходит вокруг, и без радиолокаторов это невозможно», — пояснил Рудометкин. В 2024 году на обе эти программы приняты 44 человека.

Новые программы базового высшего образования (так называется первая ступень обучения в рамках реформы образования) запустил и Томский государственный университет. На «Программное и аппаратное обеспечение беспилотных авиационных систем» приняли, как и планировалось, 20 человек, еще 30 студентов поступили на новое направление «Технологии проектирования и управления беспилотными авиационными системами». Всех этих студентов приняли по общему конкурсу на бюджет, уточнил РБК заместитель декана факультета инновационных технологий ТГУ Дмитрий Шашев.

К 2030 году в России должна появиться сеть аккредитованных Росавиацией научно-производственных центров (НПЦ) для разработки и выпуска дронов в регионах. Работа по созданию таких центров ведется в рамках федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих». Томская область стала одним из пилотных регионов по созданию сети аккредитованных Росавиацией научно-производственных центров для разработки и выпуска дронов в регионах к 2030 году. В регионе такой центр должен заработать уже в 2024 году.

В Московском авиационном институте (МАИ) с 2023 года запущены три направления подготовки в рамках специализированного высшего образования: «Проектирование БАС», «Моделирование и оптимизация в БАС», «Обработка данных полезных нагрузок БАС». В этом году в совокупности на эти направления вуз принял 48 человек, трое из них — на платной основе, сообщили РБК в пресс-службе института. В прошлом году на программы поступили 30 студентов.

В Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) на программы по беспилотным авиационным системам приняли 67 человек, следует из приказов, опубликованных на сайте вуза. Как подсчитал РБК, большинство из них (54 человека) поступили на бюджет, на платное — шесть человек. По отдельной квоте, предусмотренной для участников военной операции и их детей, зачислили пять человек, в рамках особой квоты для инвалидов и на целевое обучение поступили по одному человеку. К тому же среди поступивших есть три иностранца.

В Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), согласно данным на сайте, на две программы, касающиеся беспилотных авиационных систем, в общей сложности поступили 73 студента, из них 49 — на бюджет.

В Московском государственном университете им. Н.Э. Баумана нет отдельного бакалавриата по беспилотным авиационным системам, уточнил РБК ответственный секретарь приемной комиссии Иван Сидельников. При этом сейчас в вузе есть восемь программ, студенты которых в той или иной степени могут быть причастны к разработке БАС в части разработки систем управления, баллистики летательных аппаратов, разработки двигателей, разработки электронной компонентной базы, программного обеспечения, конструкций, а также в части применения композитных материалов.

«Мы перечислили только основные, наиболее тесно связанные. Так, конечно, причастных направлений намного больше», — пояснил Сидельников. В общей сложности на эти программы в 2024 году в рамках бюджета поступили 848 человек, еще 100 — на платное обучение.

В 2024 году стартовал национальный проект по развитию беспилотной авиации в России до 2030 года. Президент Владимир Путин поручил создать систему обучения кадров для развития этой отрасли.

Министр образования и науки Валерий Фальков в июне сообщал, что обучающие программы по управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) в гражданских специальностях разрабатываются в 70 вузах. В 2024 учебном году некоторые университеты уже внедрили новые программы бакалавриата по конструированию и управлению беспилотниками.

Где еще готовят специалистов по беспилотникам

Помимо программ бакалавриата вузы давно обучают специалистов БАС в рамках курсов, программ магистратуры или переквалификации.

К примеру, Удмуртский государственный университет и МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с компанией ZALA, которая производит беспилотные системы, открыли специализированные направления в магистратуре.

В ТГУ помимо только запустившегося бакалавриата есть программы магистратуры для специалистов по беспилотникам, а также программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Отдельные курсы по беспилотным авиационным системам с сентября также запустил университет «Иннополис».

Кроме того, в Министерстве просвещения в апреле этого года сообщали, что в 523 школах откроются специализированные кружки, а в 30 колледжах — центры практической подготовки для обучения управлению беспилотниками. В проекте участвуют 30 регионов. «Полная готовность программы должна быть обеспечена с 1 сентября, когда учащиеся начнут следующий учебный год», — заявлял Андрей Белоусов, бывший тогда первым заместителем председателя правительства (с мая — министр обороны).

Где нужны специалисты по беспилотникам

В общий национальный проект по беспилотным авиационным системам, который стартовал в 2024 году, в том числе входит федеральный проект по подготовке кадров для БАС. Согласно планам к 2030 году число специалистов в сфере беспилотников в России должно вырасти до 1 млн человек.

Кадров действительно сейчас не хватает, отметил в разговоре с РБК руководитель компании «Аэрокон», специализирующейся на разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов разного назначения, эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Эдуард Багдасарян. При этом, по его словам, основной недостаток специалистов сейчас именно в военной области.

«Проблемы возникают у компаний, которые активно занимаются выпуском беспилотников для армии и осуществляют массовый серийный выпуск. И разработчики этих компаний, и производственные подразделения нуждаются в квалифицированных специалистах: сборщиках, наладчиках, программистах, электронщиках, слесарях, электриках», — рассказал Багдасарян.

В то же время при описании учебных программ на сайтах вузов обычно указывают перспективные гражданские направления применения беспилотников. К примеру, в описании бакалавриата МФТИ указано, что «уже сегодня с помощью БАС: доставляют грузы, ведут метеонаблюдение, ищут пропавших людей, наблюдают за использованием природных ресурсов, обрабатывают поля», но никак не упомянуто применение дронов в военных целях.

На странице факультета беспилотных технологий университета «Синергия» среди мест трудоустройства указаны ведущие российские вендоры и интеграторы, технопарки, крупнейшие промышленные предприятия НИОКР.

Самые востребованные области применения беспилотников, по словам директора Центра беспилотных авиационных систем университета «Иннополис» Дмитрия Девитта, те, которые ранее уже сталкивались с беспилотниками в решении своих бизнес-задач: энергетический сектор и аграрный. В целом также фиксируется огромный интерес по решению вопросов мониторинга во многих областях, сказал он РБК.

Какой уровень зарплат

В течение 2024 года на сервисе по поиску работы hh.ru опубликовали 451 вакансию с упоминанием беспилотной авиации в названии или функционале, сообщили РБК в пресс-службе сервиса. Лидерами по спросу на специалистов по БАС являются отрасли электроники и приборостроения (порядка 100 вакансий в 2024 году), информационных технологий (более 80 вакансий), автобизнес (74), госсектор (42), образовательные учреждения (30). По данным сервиса, диапазон предлагаемых зарплат достаточно широкий — от 70 тыс. до 290 тыс. руб. При этом в основном предлагают доход от 90 тыс. до 125 тыс. руб.

В основном кадры готовят сами компании, потому что у любой компании своя техника и специфические программы, есть особенности использования, применения каждого вида беспилотников, говорит Багдасарян. Поэтому у конкретной фирмы, которая производит комплексы, есть свои обучающие программы.

Багдасарян положительно оценивает внедрение специализированных программ по беспилотникам на этапе бакалавриата. «Человек, получивший образование в области беспилотных авиационных систем, получает классическое серьезное образование с хорошей перспективой. Техника будет развиваться, ее нужно будет эксплуатировать, нужны будут специалисты», — считает эксперт.

По словам Багдасаряна, Россия пока отстает в создании высоких технологий в области авиации, робототехники, беспилотных систем. Инвестиции очень незначительны, в основном инвестирует государство, и в военные технологии, в то время как во всем мире развивается применение дронов в гражданских сферах. Военная операция действительно послужила импульсом в развитии инженерной сферы, в том числе и области беспилотных авиационных систем, но после ее окончания российский рынок технологий БАС будет расти, и специалисты будут востребованы, считает Багдасарян.

Рынок получил огромное ускорение за счет нацпроекта и понимания необходимости развития этой области со стороны государства, отметил Девитт. «Сейчас активный спрос исходит от крупных и подведомственных компаний, для работы с которыми требуются довольно серьезные финансовые затраты. С упрощением регуляции и правовой нагрузки бизнес постепенно начнет повсеместное внедрение технологий», — уверен он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer