Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам


12 сентября 2024 года Маргарита Грошева, РБК


В ходе приемной кампании вузы открыли новые и увеличили набор на имеющиеся программы по беспилотникам. Сейчас специалисты востребованы в военной сфере, но в будущем спрос увеличится в гражданских секторах, уверены эксперты

На какие программы по беспилотникам набирали студентов

В Московском физико-техническом институте в этом году открыли новое направление под названием «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Оно дополнило существующую программу «Авиационные технологии». В сумме на эти две образовательные программы зачислены 36 студентов, сообщил РБК заместитель руководителя Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ Алексей Рудометкин.

14 абитуриентов поступили по общему конкурсу, восемь воспользовались правом поступить без вступительных испытаний, шесть человек поступили на целевые места, еще восемь приняли на платной основе. Абитуриенты поступали по общему набору, а распределяться будут уже в процессе обучения.

«Первоначально планировалось набрать 28 человек, но, увидев неподдельный интерес и мотивацию со стороны ребят, приемная комиссия рекомендовала к зачислению большее количество человек», — отметил Рудометкин. По его словам, поступающие на программы БАС и авиационных технологий продемонстрировали очень высокий уровень подготовки и желание стать частью быстроразвивающейся отрасли.

В прошлом году только на программу «Авиационные технологии» в вуз зачислили 14 человек. Такой рост числа зачисленных с учетом увеличения проходных баллов, по мнению Рудометкина, наглядно показывает повышение интереса к авиации, беспилотным технологиям и к инженерным специальностям в целом.

В Передовой инженерной школе МФТИ также есть образовательные программы бакалавриата «Радиолокационные технологии» и «Программная инженерия», которые тоже связаны с беспилотной тематикой. «Так как любой летательный аппарат летает не в вакууме, он должен видеть, что происходит вокруг, и без радиолокаторов это невозможно», — пояснил Рудометкин. В 2024 году на обе эти программы приняты 44 человека.

Новые программы базового высшего образования (так называется первая ступень обучения в рамках реформы образования) запустил и Томский государственный университет. На «Программное и аппаратное обеспечение беспилотных авиационных систем» приняли, как и планировалось, 20 человек, еще 30 студентов поступили на новое направление «Технологии проектирования и управления беспилотными авиационными системами». Всех этих студентов приняли по общему конкурсу на бюджет, уточнил РБК заместитель декана факультета инновационных технологий ТГУ Дмитрий Шашев.

К 2030 году в России должна появиться сеть аккредитованных Росавиацией научно-производственных центров (НПЦ) для разработки и выпуска дронов в регионах. Работа по созданию таких центров ведется в рамках федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих». Томская область стала одним из пилотных регионов по созданию сети аккредитованных Росавиацией научно-производственных центров для разработки и выпуска дронов в регионах к 2030 году. В регионе такой центр должен заработать уже в 2024 году.

В Московском авиационном институте (МАИ) с 2023 года запущены три направления подготовки в рамках специализированного высшего образования: «Проектирование БАС», «Моделирование и оптимизация в БАС», «Обработка данных полезных нагрузок БАС». В этом году в совокупности на эти направления вуз принял 48 человек, трое из них — на платной основе, сообщили РБК в пресс-службе института. В прошлом году на программы поступили 30 студентов.

В Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) на программы по беспилотным авиационным системам приняли 67 человек, следует из приказов, опубликованных на сайте вуза. Как подсчитал РБК, большинство из них (54 человека) поступили на бюджет, на платное — шесть человек. По отдельной квоте, предусмотренной для участников военной операции и их детей, зачислили пять человек, в рамках особой квоты для инвалидов и на целевое обучение поступили по одному человеку. К тому же среди поступивших есть три иностранца.

В Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), согласно данным на сайте, на две программы, касающиеся беспилотных авиационных систем, в общей сложности поступили 73 студента, из них 49 — на бюджет.

В Московском государственном университете им. Н.Э. Баумана нет отдельного бакалавриата по беспилотным авиационным системам, уточнил РБК ответственный секретарь приемной комиссии Иван Сидельников. При этом сейчас в вузе есть восемь программ, студенты которых в той или иной степени могут быть причастны к разработке БАС в части разработки систем управления, баллистики летательных аппаратов, разработки двигателей, разработки электронной компонентной базы, программного обеспечения, конструкций, а также в части применения композитных материалов.

«Мы перечислили только основные, наиболее тесно связанные. Так, конечно, причастных направлений намного больше», — пояснил Сидельников. В общей сложности на эти программы в 2024 году в рамках бюджета поступили 848 человек, еще 100 — на платное обучение.

В 2024 году стартовал национальный проект по развитию беспилотной авиации в России до 2030 года. Президент Владимир Путин поручил создать систему обучения кадров для развития этой отрасли.

Министр образования и науки Валерий Фальков в июне сообщал, что обучающие программы по управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) в гражданских специальностях разрабатываются в 70 вузах. В 2024 учебном году некоторые университеты уже внедрили новые программы бакалавриата по конструированию и управлению беспилотниками.

Где еще готовят специалистов по беспилотникам

Помимо программ бакалавриата вузы давно обучают специалистов БАС в рамках курсов, программ магистратуры или переквалификации.

К примеру, Удмуртский государственный университет и МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с компанией ZALA, которая производит беспилотные системы, открыли специализированные направления в магистратуре.

В ТГУ помимо только запустившегося бакалавриата есть программы магистратуры для специалистов по беспилотникам, а также программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Отдельные курсы по беспилотным авиационным системам с сентября также запустил университет «Иннополис».

Кроме того, в Министерстве просвещения в апреле этого года сообщали, что в 523 школах откроются специализированные кружки, а в 30 колледжах — центры практической подготовки для обучения управлению беспилотниками. В проекте участвуют 30 регионов. «Полная готовность программы должна быть обеспечена с 1 сентября, когда учащиеся начнут следующий учебный год», — заявлял Андрей Белоусов, бывший тогда первым заместителем председателя правительства (с мая — министр обороны).

Где нужны специалисты по беспилотникам

В общий национальный проект по беспилотным авиационным системам, который стартовал в 2024 году, в том числе входит федеральный проект по подготовке кадров для БАС. Согласно планам к 2030 году число специалистов в сфере беспилотников в России должно вырасти до 1 млн человек.

Кадров действительно сейчас не хватает, отметил в разговоре с РБК руководитель компании «Аэрокон», специализирующейся на разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов разного назначения, эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Эдуард Багдасарян. При этом, по его словам, основной недостаток специалистов сейчас именно в военной области.

«Проблемы возникают у компаний, которые активно занимаются выпуском беспилотников для армии и осуществляют массовый серийный выпуск. И разработчики этих компаний, и производственные подразделения нуждаются в квалифицированных специалистах: сборщиках, наладчиках, программистах, электронщиках, слесарях, электриках», — рассказал Багдасарян.

В то же время при описании учебных программ на сайтах вузов обычно указывают перспективные гражданские направления применения беспилотников. К примеру, в описании бакалавриата МФТИ указано, что «уже сегодня с помощью БАС: доставляют грузы, ведут метеонаблюдение, ищут пропавших людей, наблюдают за использованием природных ресурсов, обрабатывают поля», но никак не упомянуто применение дронов в военных целях.

На странице факультета беспилотных технологий университета «Синергия» среди мест трудоустройства указаны ведущие российские вендоры и интеграторы, технопарки, крупнейшие промышленные предприятия НИОКР.

Самые востребованные области применения беспилотников, по словам директора Центра беспилотных авиационных систем университета «Иннополис» Дмитрия Девитта, те, которые ранее уже сталкивались с беспилотниками в решении своих бизнес-задач: энергетический сектор и аграрный. В целом также фиксируется огромный интерес по решению вопросов мониторинга во многих областях, сказал он РБК.

Какой уровень зарплат

В течение 2024 года на сервисе по поиску работы hh.ru опубликовали 451 вакансию с упоминанием беспилотной авиации в названии или функционале, сообщили РБК в пресс-службе сервиса. Лидерами по спросу на специалистов по БАС являются отрасли электроники и приборостроения (порядка 100 вакансий в 2024 году), информационных технологий (более 80 вакансий), автобизнес (74), госсектор (42), образовательные учреждения (30). По данным сервиса, диапазон предлагаемых зарплат достаточно широкий — от 70 тыс. до 290 тыс. руб. При этом в основном предлагают доход от 90 тыс. до 125 тыс. руб.

В основном кадры готовят сами компании, потому что у любой компании своя техника и специфические программы, есть особенности использования, применения каждого вида беспилотников, говорит Багдасарян. Поэтому у конкретной фирмы, которая производит комплексы, есть свои обучающие программы.

Багдасарян положительно оценивает внедрение специализированных программ по беспилотникам на этапе бакалавриата. «Человек, получивший образование в области беспилотных авиационных систем, получает классическое серьезное образование с хорошей перспективой. Техника будет развиваться, ее нужно будет эксплуатировать, нужны будут специалисты», — считает эксперт.

По словам Багдасаряна, Россия пока отстает в создании высоких технологий в области авиации, робототехники, беспилотных систем. Инвестиции очень незначительны, в основном инвестирует государство, и в военные технологии, в то время как во всем мире развивается применение дронов в гражданских сферах. Военная операция действительно послужила импульсом в развитии инженерной сферы, в том числе и области беспилотных авиационных систем, но после ее окончания российский рынок технологий БАС будет расти, и специалисты будут востребованы, считает Багдасарян.

Рынок получил огромное ускорение за счет нацпроекта и понимания необходимости развития этой области со стороны государства, отметил Девитт. «Сейчас активный спрос исходит от крупных и подведомственных компаний, для работы с которыми требуются довольно серьезные финансовые затраты. С упрощением регуляции и правовой нагрузки бизнес постепенно начнет повсеместное внедрение технологий», — уверен он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer