Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов


7 августа 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Российские авиационные специалисты создали свой вариант программного обеспечения для электронного летного планшета — устройства для расчета взлетно-посадочных характеристик воздушного судна. Разработка сократит время на предполетную подготовку, поможет выбрать безопасные и экономичные режимы начального и заключительного этапа полетов. В отличие от зарубежных аналогов новый софт может быть адаптирован под любой самолет или вертолет. И в перспективе — под различные беспилотные летательные аппараты.

Авиационный калькулятор

Российские инженеры и программисты из стартап-команды, созданной из выпускников Московского авиационного института, разработали первую отечественную версию программного обеспечения для электронного полетного планшета — устройства, которое помогает экипажу воздушного судна рассчитывать его взлетно-посадочные характеристики в автоматическом режиме.

Основная функция разработки — выбор наиболее безопасного и эффективного режима полета в зависимости от факторов, которые могут повлиять на него. К таким факторам относят, например, фактическую массу самолета, погодные условия, особенности взлетно-посадочной полосы и управляющие воздействия пилота. Также с помощью ПО планшета экипаж может определить количество груза, которое судно может дополнительно принять на борт.

— На взлет и посадку приходится более 40% всех инцидентов в гражданской авиации. Поэтому корректность расчетов характеристик воздушного судна этих этапах — один из важнейших факторов безопасности. Наша разработка призвана повысить качество необходимых вычислений за счет быстрого доступа пилота к нужной информации, — рассказал «Известиям» руководитель проекта и разработчик программного решения Александр Мельничук.

По его словам, прежде подобные расчеты члены экипажа проводили вручную, используя громоздкие таблицы и многостраничные справочники, что занимало массу времени. Впервые электронные системы, ориентированные на автоматизированное выполнение этих функций, были внедрены в мировой авиации 2000-х годах. А с 2011-го появились системы на базе портативных электронных планшетов.

Однако, пояснил ученый, зачастую программное обеспечение для таких устройств создают под конкретные типы воздушных судов. В отличие зарубежных от аналогов отечественная разработка позволяет проводить расчеты для любых летательных аппаратов, в том числе вертолетов. А в перспективе — и беспилотников разных типов.

Поддержка отечественных самолетов

Внедрение нового устройства позволит повысить безопасность полетов и улучшит экономику воздушных перевозок и сократит время подготовки экипажа к рейсу, отметили разработчики.

— Для проведения расчетов пилоту достаточно внести в программу порядка 10 характеристик. Причем часть из них заполняется автоматически за счет подключения к авторизованной авиационной базе данных. Например, актуальные метеоданные и состояние взлетно-посадочной полосы. Таким образом, с вычислениями, на которые опытный летчик вручную потратит минимум 20–30 минут, планшет справится за одну-две минуты, — отметил Александр Мельничук.

Вместе с тем, подчеркнул он, при использовании планшета значительно снижается вероятность ошибки, вызванная человеческим фактором. Следовательно, повышается безопасность полетов. Кроме того, за счет точного определения максимальной взлетной массы воздушного судна пилоты могут взять на борт больше груза, что увеличивает экономическую эффективность авиационных перевозок.

Как рассказал ученый, в настоящее время устройство адаптировано для расчета взлетно-посадочных характеристик трех типов самых массовых российских гражданских самолетов — Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet 100. Сейчас планшеты проходят тестовую эксплуатацию в авиакомпаниях на этих воздушных судах.

В будущем, по словам специалиста, количество поддерживаемых типов летательных аппаратов расширят. Кроме того, ведутся работы по адаптации программного обеспечения под отечественные операционные системы и под технику российской разработки и производства.

— Возможность поддержки российских самолетов относится к главным преимуществам продукта. Это снижает зависимость от зарубежных поставщиков и помогает поддерживать бесперебойную деятельность авиаперевозчиков, — сообщил «Известиям» заместитель начальника инспекции по управлению безопасностью полетов авиакомпании «Северо-Запад» Александр Карякин.

Помимо этого, отметил он, собственные разработки могут быть быстрее адаптированы под изменения в законодательстве и учитывать специфику и нужды конкретных компаний, что уменьшает издержки и способствует снижению стоимости перевозок.

При создании и дальнейшем развитии устройств для расчета взлетно-посадочных характеристик воздушных судов разработчикам нужно учитывать, что в авиакомпаниях зачастую одновременно эксплуатируется несколько модификаций одного и того же типа воздушного судна, отметил специалист по расчету взлетно-посадочных характеристик воздушного судна и аэронавигационного обеспечения авиакомпании «Победа» Борис Мочалов.

— Они могут незначительно различаться по максимальной взлетной и посадочной массе, тяге двигателей, используемых тормозах, положению закрылков и так далее. Причем даже небольшие различия могут оказать влияние на расчет взлетно-посадочных характеристик. Поэтому разработчик должен закладывать возможность, чтобы вычислительный алгоритм учитывал специфику не только конкретных типов воздушных судов, но и конкретных машин, — пояснил эксперт.

По его мнению, в качестве дальнейших шагов по усовершенствованию программного продукта можно ожидать добавление функции по расчету центровки воздушного судна, что также позволит ускорить подготовку экипажей к полету.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer