Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов


7 августа 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Российские авиационные специалисты создали свой вариант программного обеспечения для электронного летного планшета — устройства для расчета взлетно-посадочных характеристик воздушного судна. Разработка сократит время на предполетную подготовку, поможет выбрать безопасные и экономичные режимы начального и заключительного этапа полетов. В отличие от зарубежных аналогов новый софт может быть адаптирован под любой самолет или вертолет. И в перспективе — под различные беспилотные летательные аппараты.

Авиационный калькулятор

Российские инженеры и программисты из стартап-команды, созданной из выпускников Московского авиационного института, разработали первую отечественную версию программного обеспечения для электронного полетного планшета — устройства, которое помогает экипажу воздушного судна рассчитывать его взлетно-посадочные характеристики в автоматическом режиме.

Основная функция разработки — выбор наиболее безопасного и эффективного режима полета в зависимости от факторов, которые могут повлиять на него. К таким факторам относят, например, фактическую массу самолета, погодные условия, особенности взлетно-посадочной полосы и управляющие воздействия пилота. Также с помощью ПО планшета экипаж может определить количество груза, которое судно может дополнительно принять на борт.

— На взлет и посадку приходится более 40% всех инцидентов в гражданской авиации. Поэтому корректность расчетов характеристик воздушного судна этих этапах — один из важнейших факторов безопасности. Наша разработка призвана повысить качество необходимых вычислений за счет быстрого доступа пилота к нужной информации, — рассказал «Известиям» руководитель проекта и разработчик программного решения Александр Мельничук.

По его словам, прежде подобные расчеты члены экипажа проводили вручную, используя громоздкие таблицы и многостраничные справочники, что занимало массу времени. Впервые электронные системы, ориентированные на автоматизированное выполнение этих функций, были внедрены в мировой авиации 2000-х годах. А с 2011-го появились системы на базе портативных электронных планшетов.

Однако, пояснил ученый, зачастую программное обеспечение для таких устройств создают под конкретные типы воздушных судов. В отличие зарубежных от аналогов отечественная разработка позволяет проводить расчеты для любых летательных аппаратов, в том числе вертолетов. А в перспективе — и беспилотников разных типов.

Поддержка отечественных самолетов

Внедрение нового устройства позволит повысить безопасность полетов и улучшит экономику воздушных перевозок и сократит время подготовки экипажа к рейсу, отметили разработчики.

— Для проведения расчетов пилоту достаточно внести в программу порядка 10 характеристик. Причем часть из них заполняется автоматически за счет подключения к авторизованной авиационной базе данных. Например, актуальные метеоданные и состояние взлетно-посадочной полосы. Таким образом, с вычислениями, на которые опытный летчик вручную потратит минимум 20–30 минут, планшет справится за одну-две минуты, — отметил Александр Мельничук.

Вместе с тем, подчеркнул он, при использовании планшета значительно снижается вероятность ошибки, вызванная человеческим фактором. Следовательно, повышается безопасность полетов. Кроме того, за счет точного определения максимальной взлетной массы воздушного судна пилоты могут взять на борт больше груза, что увеличивает экономическую эффективность авиационных перевозок.

Как рассказал ученый, в настоящее время устройство адаптировано для расчета взлетно-посадочных характеристик трех типов самых массовых российских гражданских самолетов — Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet 100. Сейчас планшеты проходят тестовую эксплуатацию в авиакомпаниях на этих воздушных судах.

В будущем, по словам специалиста, количество поддерживаемых типов летательных аппаратов расширят. Кроме того, ведутся работы по адаптации программного обеспечения под отечественные операционные системы и под технику российской разработки и производства.

— Возможность поддержки российских самолетов относится к главным преимуществам продукта. Это снижает зависимость от зарубежных поставщиков и помогает поддерживать бесперебойную деятельность авиаперевозчиков, — сообщил «Известиям» заместитель начальника инспекции по управлению безопасностью полетов авиакомпании «Северо-Запад» Александр Карякин.

Помимо этого, отметил он, собственные разработки могут быть быстрее адаптированы под изменения в законодательстве и учитывать специфику и нужды конкретных компаний, что уменьшает издержки и способствует снижению стоимости перевозок.

При создании и дальнейшем развитии устройств для расчета взлетно-посадочных характеристик воздушных судов разработчикам нужно учитывать, что в авиакомпаниях зачастую одновременно эксплуатируется несколько модификаций одного и того же типа воздушного судна, отметил специалист по расчету взлетно-посадочных характеристик воздушного судна и аэронавигационного обеспечения авиакомпании «Победа» Борис Мочалов.

— Они могут незначительно различаться по максимальной взлетной и посадочной массе, тяге двигателей, используемых тормозах, положению закрылков и так далее. Причем даже небольшие различия могут оказать влияние на расчет взлетно-посадочных характеристик. Поэтому разработчик должен закладывать возможность, чтобы вычислительный алгоритм учитывал специфику не только конкретных типов воздушных судов, но и конкретных машин, — пояснил эксперт.

По его мнению, в качестве дальнейших шагов по усовершенствованию программного продукта можно ожидать добавление функции по расчету центровки воздушного судна, что также позволит ускорить подготовку экипажей к полету.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer