Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей


5 августа 2024 года 74.RU


За первую половину 2024 года стоимость авиабилетов эконом-класса выросла, по данным Росстата, на 30%. Власти задумались над более жестким регулированием рынка. Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендовал правительству ввести для авиабилетов ценовой потолок в 20% от себестоимости и узаконить 50-процентную скидку детям от 2 до 12 лет. Разбираем, насколько реальна реализация подобных инициатив и как на самом деле это скажется на доступности перелетов.

«Недовольство вызывает игнорирование скидок»

Участники совещания в Совете Федерации предложили разработать единую методику расчета себестоимости полетов. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на письмо руководителя комитета по экономической политике Совета Федерации Андрея Кутепова, адресованное вице-премьеру Виталию Савельеву.

Сейчас часть авиабилетов с ранним сроком приобретения продается ниже себестоимости, а непосредственно перед вылетом — выше себестоимости. Но такая схема, по словам участников совещания, может противоречить постановлению правительства № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы», в котором уровень рентабельности на авиаперевозки пассажиров установлен в размере 20% к себестоимости.

Потолок цены — законодательно устанавливаемая максимальная цена на товар или услугу с целью защиты потребителей при развитии инфляции.

— Обоснованное недовольство граждан вызывает и фактическое игнорирование авиакомпаниями норм о предоставлении 50-процентной скидки на перевозку детей от 2 до 12 лет, — говорится в письме сенаторов.

В итоге сенаторы рекомендовали правительству принять меры по повышению доступности воздушных перевозок. Среди них — предоставление скидок детям, запрет на аннулирование оплаченного билета из нескольких полетных сегментов при пропуске одного из них, систематизация аэропортовых сборов и расширение льготных программ.

— Сейчас важно понять, насколько восстановилась пострадавшая из‑за санкций отрасль авиаперевозок, то есть насколько наши авиакомпании смогли восстановить пассажиропоток. Другие актуальные вопросы — какие механизмы ценообразования применяют компании отрасли, как и кем эти механизмы контролируются, — отметил на совещании первый заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын.

— А также какие меры государственной поддержки доступности авиаперелетов сохраняются, а какие отменены, и насколько эффективны оставшиеся меры для наших авиакомпаний.

За 6 месяцев этого года перелеты эконом-классом на внутрироссийских рейсах подорожали, по данным Росстата, в среднем на 31%. При этом средняя стоимость полета по России эконом-классом в расчете на тысячу километров пути составила 7363 рубля.

«Избавимся от дорогих билетов, но потеряем дешевые»

Власти в очередной раз взялись за регулирование ценообразования в авиационной отрасли. Эксперты связали это с пиком отпускного сезона, когда все кинулись за билетами, а остались последние и дорогие.

— Билеты действительно дорожают. Это обусловлено в первую очередь тем, что растет себестоимость авиаперевозки. Элементарно посмотрите на уровень инфляции в стране. Почему Центробанк все время поднимает ставку? Чтобы остановить инфляцию, но никак не можем. Соответственно, как минимум, на уровне инфляции цены уже должны вырасти. Во-вторых, дорожает топливо. Недавно на Петербургской бирже установлен исторический рекорд стоимости авиакеросина. Конечно, это сказывается на себестоимости, — отметил редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. — Авиакомпании продают билеты заранее, на будущие периоды. Они пытаются спрогнозировать, какой будет цена на керосин в день полета. Поэтому в стоимость билета всегда закладываются риски роста цен на топливо. А теперь давайте еще зафиксируем 20%. От чего считать эти проценты? Как авиакомпания может в мае просчитать себестоимость перевозки в августе? Да никак.

"Мы не знаем, что будет с ценами через месяц, не говоря уже про полгода", — Роман Гусаров, редактор портала «Авиа.ру».

По словам эксперта, не раз бывало, что авиакомпании рассчитывали заработать летом, в высокий сезон, но подскакивала цена керосина, а это примерно 25−30% от стоимости авиабилета. В итоге перевозчики в убытке, а вся прибыль авиакомпаний доставалась нефтяникам.

Несмотря на рост цен, спрос на авиаперелеты продолжает увеличиваться. В прошлом году авиакомпании перевезли на 10 миллионов пассажиров больше. За первое полугодие объемы перевозок, по данным Росавиации, выросли ещё на 7,6%.

— Динамическое ценообразование позволяет продавать большую часть билетов по умеренным или низким тарифам и какую-то часть по высоким тарифам. Когда авиакомпании начинают продажи за 3−4 месяца до вылета, они готовы реализовать первые билеты без прибыли. Потому что им нужна гарантированная загрузка. А прибыль получают за счет дорогих билетов, которые покупают в последний момент, — объяснил Роман Гусаров. — Если ограничить верхнюю планку, то тогда и дешевых билетов не станет. Авиакомпании сразу поставят цену дороже. То есть мы избавим общество от дорогих билетов, но потеряем дешевые. На мой взгляд, это неправильно.

Не зря во всех странах используют именно динамическое ценообразование — в зависимости от спроса и предложения. В конце концов, это рынок, добавил эксперт.

«Владельцам авиакомпаний захочется продать бизнес»
 

Эксперты скептично оценили желание законодателей зарегулировать авиаотрасль.

— Барьер в 20% от себестоимости при формировании цены авиабилетов — мысль интересная. Сегодня можно положить деньги в банк под 19–20% и вообще ни о чём не беспокоиться: ни о самолётах, ни о персонале, ни о сенаторах... Если реализовать это предложение, частным инвесторам — владельцам авиакомпаний — захочется просто продать свой бизнес. Это будет самым рациональным решением, — иронизирует исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Рентабельность авиакомпаний по выручке гораздо ниже 20%, напомнил эксперт.

— Если ограничить возможность авиаперевозчиков зарабатывать на тех, кто готов платить, авиакомпании поднимут нижнюю планку тарифов. А это значит, что вход на борт самолёта окажется недоступен для тех, чьи финансовые возможности ограничены, — объяснил Олег Пантелеев. — Наконец, мы знаем, к чему приводят такие подходы: достаточно вспомнить СССР с его очередями и кассиршами с коронной фразой «билетов нет».

В то же время эксперт поддержал инициативу о предоставлении скидки на авиабилеты для детей от 2 до 12 лет, но с учетом нюансов. Некоторые авиакомпании и так предлагают скидки или особые условия для отдельных категорий пассажиров — это элемент конкурентной борьбы. К тому же государство реализует нацпроект «Демография», запускает нацпроект «Семья». Поэтому логично включить эту меру поддержки в периметр нацпроектов, чтобы авиакомпании получали компенсацию из бюджета за перевозку детей по сниженным тарифам.

Что касается запрета на аннулирование неиспользованных сегментов — решение давно обсуждаемое, добавил эксперт.

— Для авиакомпаний это, очевидно, недополученная выручка. Если перевозчик лишается этих средств, он попытается взять их с пассажира по-другому — повысив цены на билеты для всех, — отметил Олег Пантелеев.

Кто должен платить за ценовую доступность авиаперелётов? По словам экспертов, на этот вопрос может быть три ответа:

  • пассажир и грузоотправитель;
  • налогоплательщик;
  • владелец авиакомпании.

"Оптимальный сценарий — когда за полёты платит тот, кто летит, а не все налогоплательщики сразу", — Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт».

— Если владелец авиакомпании — частник, он не сможет быть планово-убыточным, он просто закроет бизнес. Если компания государственная, если она может получать государственную поддержку — это значит, что за всё платит налогоплательщик, — отметил Олег Пантелеев.

Конечно, есть исключения, которые касаются социальных обязательств, которые государство приняло на себя. Тут расходы принимают на себя бюджеты разных уровней: федеральный, региональные и муниципальные.

В целом сейчас складывается ситуация, когда авиакомпаниям нужно всё больше и больше средств тратить на поддержание лётной годности, а вскоре грядёт масштабное обновление флота. Это не лучшее время для того, чтобы пытаться «обжать» авиаперевозчиков по доходам, резюмировали эксперты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer