Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей


5 августа 2024 года 74.RU


За первую половину 2024 года стоимость авиабилетов эконом-класса выросла, по данным Росстата, на 30%. Власти задумались над более жестким регулированием рынка. Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендовал правительству ввести для авиабилетов ценовой потолок в 20% от себестоимости и узаконить 50-процентную скидку детям от 2 до 12 лет. Разбираем, насколько реальна реализация подобных инициатив и как на самом деле это скажется на доступности перелетов.

«Недовольство вызывает игнорирование скидок»

Участники совещания в Совете Федерации предложили разработать единую методику расчета себестоимости полетов. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на письмо руководителя комитета по экономической политике Совета Федерации Андрея Кутепова, адресованное вице-премьеру Виталию Савельеву.

Сейчас часть авиабилетов с ранним сроком приобретения продается ниже себестоимости, а непосредственно перед вылетом — выше себестоимости. Но такая схема, по словам участников совещания, может противоречить постановлению правительства № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы», в котором уровень рентабельности на авиаперевозки пассажиров установлен в размере 20% к себестоимости.

Потолок цены — законодательно устанавливаемая максимальная цена на товар или услугу с целью защиты потребителей при развитии инфляции.

— Обоснованное недовольство граждан вызывает и фактическое игнорирование авиакомпаниями норм о предоставлении 50-процентной скидки на перевозку детей от 2 до 12 лет, — говорится в письме сенаторов.

В итоге сенаторы рекомендовали правительству принять меры по повышению доступности воздушных перевозок. Среди них — предоставление скидок детям, запрет на аннулирование оплаченного билета из нескольких полетных сегментов при пропуске одного из них, систематизация аэропортовых сборов и расширение льготных программ.

— Сейчас важно понять, насколько восстановилась пострадавшая из‑за санкций отрасль авиаперевозок, то есть насколько наши авиакомпании смогли восстановить пассажиропоток. Другие актуальные вопросы — какие механизмы ценообразования применяют компании отрасли, как и кем эти механизмы контролируются, — отметил на совещании первый заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын.

— А также какие меры государственной поддержки доступности авиаперелетов сохраняются, а какие отменены, и насколько эффективны оставшиеся меры для наших авиакомпаний.

За 6 месяцев этого года перелеты эконом-классом на внутрироссийских рейсах подорожали, по данным Росстата, в среднем на 31%. При этом средняя стоимость полета по России эконом-классом в расчете на тысячу километров пути составила 7363 рубля.

«Избавимся от дорогих билетов, но потеряем дешевые»

Власти в очередной раз взялись за регулирование ценообразования в авиационной отрасли. Эксперты связали это с пиком отпускного сезона, когда все кинулись за билетами, а остались последние и дорогие.

— Билеты действительно дорожают. Это обусловлено в первую очередь тем, что растет себестоимость авиаперевозки. Элементарно посмотрите на уровень инфляции в стране. Почему Центробанк все время поднимает ставку? Чтобы остановить инфляцию, но никак не можем. Соответственно, как минимум, на уровне инфляции цены уже должны вырасти. Во-вторых, дорожает топливо. Недавно на Петербургской бирже установлен исторический рекорд стоимости авиакеросина. Конечно, это сказывается на себестоимости, — отметил редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. — Авиакомпании продают билеты заранее, на будущие периоды. Они пытаются спрогнозировать, какой будет цена на керосин в день полета. Поэтому в стоимость билета всегда закладываются риски роста цен на топливо. А теперь давайте еще зафиксируем 20%. От чего считать эти проценты? Как авиакомпания может в мае просчитать себестоимость перевозки в августе? Да никак.

"Мы не знаем, что будет с ценами через месяц, не говоря уже про полгода", — Роман Гусаров, редактор портала «Авиа.ру».

По словам эксперта, не раз бывало, что авиакомпании рассчитывали заработать летом, в высокий сезон, но подскакивала цена керосина, а это примерно 25−30% от стоимости авиабилета. В итоге перевозчики в убытке, а вся прибыль авиакомпаний доставалась нефтяникам.

Несмотря на рост цен, спрос на авиаперелеты продолжает увеличиваться. В прошлом году авиакомпании перевезли на 10 миллионов пассажиров больше. За первое полугодие объемы перевозок, по данным Росавиации, выросли ещё на 7,6%.

— Динамическое ценообразование позволяет продавать большую часть билетов по умеренным или низким тарифам и какую-то часть по высоким тарифам. Когда авиакомпании начинают продажи за 3−4 месяца до вылета, они готовы реализовать первые билеты без прибыли. Потому что им нужна гарантированная загрузка. А прибыль получают за счет дорогих билетов, которые покупают в последний момент, — объяснил Роман Гусаров. — Если ограничить верхнюю планку, то тогда и дешевых билетов не станет. Авиакомпании сразу поставят цену дороже. То есть мы избавим общество от дорогих билетов, но потеряем дешевые. На мой взгляд, это неправильно.

Не зря во всех странах используют именно динамическое ценообразование — в зависимости от спроса и предложения. В конце концов, это рынок, добавил эксперт.

«Владельцам авиакомпаний захочется продать бизнес»
 

Эксперты скептично оценили желание законодателей зарегулировать авиаотрасль.

— Барьер в 20% от себестоимости при формировании цены авиабилетов — мысль интересная. Сегодня можно положить деньги в банк под 19–20% и вообще ни о чём не беспокоиться: ни о самолётах, ни о персонале, ни о сенаторах... Если реализовать это предложение, частным инвесторам — владельцам авиакомпаний — захочется просто продать свой бизнес. Это будет самым рациональным решением, — иронизирует исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Рентабельность авиакомпаний по выручке гораздо ниже 20%, напомнил эксперт.

— Если ограничить возможность авиаперевозчиков зарабатывать на тех, кто готов платить, авиакомпании поднимут нижнюю планку тарифов. А это значит, что вход на борт самолёта окажется недоступен для тех, чьи финансовые возможности ограничены, — объяснил Олег Пантелеев. — Наконец, мы знаем, к чему приводят такие подходы: достаточно вспомнить СССР с его очередями и кассиршами с коронной фразой «билетов нет».

В то же время эксперт поддержал инициативу о предоставлении скидки на авиабилеты для детей от 2 до 12 лет, но с учетом нюансов. Некоторые авиакомпании и так предлагают скидки или особые условия для отдельных категорий пассажиров — это элемент конкурентной борьбы. К тому же государство реализует нацпроект «Демография», запускает нацпроект «Семья». Поэтому логично включить эту меру поддержки в периметр нацпроектов, чтобы авиакомпании получали компенсацию из бюджета за перевозку детей по сниженным тарифам.

Что касается запрета на аннулирование неиспользованных сегментов — решение давно обсуждаемое, добавил эксперт.

— Для авиакомпаний это, очевидно, недополученная выручка. Если перевозчик лишается этих средств, он попытается взять их с пассажира по-другому — повысив цены на билеты для всех, — отметил Олег Пантелеев.

Кто должен платить за ценовую доступность авиаперелётов? По словам экспертов, на этот вопрос может быть три ответа:

  • пассажир и грузоотправитель;
  • налогоплательщик;
  • владелец авиакомпании.

"Оптимальный сценарий — когда за полёты платит тот, кто летит, а не все налогоплательщики сразу", — Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт».

— Если владелец авиакомпании — частник, он не сможет быть планово-убыточным, он просто закроет бизнес. Если компания государственная, если она может получать государственную поддержку — это значит, что за всё платит налогоплательщик, — отметил Олег Пантелеев.

Конечно, есть исключения, которые касаются социальных обязательств, которые государство приняло на себя. Тут расходы принимают на себя бюджеты разных уровней: федеральный, региональные и муниципальные.

В целом сейчас складывается ситуация, когда авиакомпаниям нужно всё больше и больше средств тратить на поддержание лётной годности, а вскоре грядёт масштабное обновление флота. Это не лучшее время для того, чтобы пытаться «обжать» авиаперевозчиков по доходам, резюмировали эксперты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением



Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer