Почему дорожает авиатопливо
Одна из крупнейших авиакомпаний России S7 Airlines направила письмо в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) с предложением провести анализ стоимости авиационного керосина в аэропортах и совместно с Минтрансом и Минэнерго сформировать предложения по снижению рисков локальных дефицитов этого вида топлива.
В письме за подписью генерального директора S7 Airlines Вадима Клебанова (есть в распоряжении «Известий») указано, что от операторов поставщиков топлива в адрес авиакомпаний поступили уведомления о возможном неисполнении обязательств по заправке топливом. Речь идет об аэропортах сибирского, восточного и южного регионов. Также поступают предупреждения о минимальном запасе керосина и вероятных ограничениях в заправке. Самолетам авиакомпании рекомендовано прибывать с максимальным запасом топлива.
Источник в одной из крупных авиакомпаний рассказал «Известиям», что пару недель назад пришло уведомление от южных аэропортов о проблемах с завозом топлива.
Кроме того, на цены влияют и биржевые индексы. В первой половине августа национальный индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи колебался в районе 80 тыс. рублей за т керосина, а 7 августа достиг 87,9 тыс. рублей, что на 30,2% выше, чем в августе прошлого года, следует из письма. 21 августа индекс скорректировался в районе 82,6 тыс. рублей, следует из данных биржи.
Также, говорится в письме, аналогичную динамику показывают и региональные индексы авиакеросина в Новосибирске и Иркутске: +28,7% (91,5 тыс. рублей) и +31,5% (99,8 тыс.). При этом европейские котировки авиационного керосина ниже. На Роттердамской бирже 7 августа керосин стоил $754 или 64,2 тыс. рублей в рублевом эквиваленте.
— Мы видим серьезное подорожание стоимости авиационного топлива, что пропорционально сказывается на себестоимости перевозок, — заявили «Известиям» в пресс-службе S7 Group.
По данным перевозчика, затраты перевозчиков на ГСМ (горюче-смазочные материалы) достигают 25–30% от операционных расходов и напрямую влияют на стоимость билетов. Авиакомпания опасается, что при сохранении такой динамики цен доля расходов превысит 30%, что повлечет снижение доступности перелетов. Есть также риск невыполнения планов по воздушным перевозкам, зафиксированных в комплексной программе развития авиаотрасли, отметила S7 в письме.
В группе «Аэрофлот» «Известиям» сказали, что отмечают рост стоимости керосина на протяжении нескольких лет: с 2018 года цена выросла с уровня около 45 тыс. рублей за т до 85 тыс. в 2024-м.
— При этом доля расходов на керосин в операционных затратах доходит до 40%, таким образом любое повышение цены на топливо так или иначе отражается на стоимости билета. Авиакомпании частично компенсируют это за счет демпферного механизма, который покрывает 65% покупаемого в России объема топлива, — отметили в «Аэрофлоте».
Там добавили, что перевозчики рассчитывают на продолжение действия механизма демпфера (сейчас срок действия демпфера не ограничен, однако уровни отсечения прописаны до 2026 года).
В «Победе» отметили, что рост стоимости керосина традиционно фиксируется в августе. В это время растет и потребность в нем авиакомпаний, так как в высокий сезон отрасль работает на пике мощностей.
— В цене нашего билета стоимость расходов на ГСМ составляет около 40%. Поэтому, безусловно, повышение стоимости топлива влияет на стоимость авиаперевозки, — сказали в лоукостере.
В настоящее время в АЭВТ с участием авиакомпаний проводится оценка роста цены на керосин с выработкой предложений по стабилизации топливного рынка, сказал «Известиям» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.
В одном из крупнейших холдингов АО УК «Аэропорты Регионов» (объединяют авиагавани Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска) от комментариев отказались. В АО «Международный аэропорт Шереметьево» отметили, что этот вопрос — в зоне ответственности операторов ТЗК и авиакомпаний.
Как влияет сезонность на рынок топлива
Внутренний рынок стабильно обеспечен авиатопливом и остается сбалансированным в период сезонного роста спроса на авиационный керосин, сказали «Известиям» в пресс-службе Минэнерго. В аэропортах страны сформирован достаточный запас этого вида топлива, добавили в ведомстве.
— Фактический объем реализации авиационного керосина на СПбМТСБ в августе 2024 года сопоставим с аналогичным периодом 2023 года, — сказала «Известиям» управляющий директор по рынку нефтепродуктов СПбМТСБ Наталия Яковенко. — Планы реализации этого топлива на август 2024 года на 5,5% выше аналогичного периода прошлого года. Территориальный биржевой индекс Европейской части России на 20 августа 2024 года снизился на 3,9% по сравнению с началом месяца. Правда, в рамках рассматриваемого периода имеется разнонаправленная динамика индекса.
Вопросы развития биржевого рынка авиакеросина рассматриваются в рамках Биржевого комитета ФАС, добавили в СПбМТСБ.
Изменение биржевой стоимости на авиакеросин с 9 января по 20 августа 2024 года составило 1,1%, что ниже уровня инфляции, прокомментировали ситуацию «Известиям» в ФАС.
— Для снижения волатильности конечной цены на авиакеросин существуют меры поддержки эксплуатантов воздушных судов. Предусмотрен демпфер и возвратные акцизы из бюджета для авиакомпаний, которые закупают это топливо. Для авиаперевозок в Дальневосточный федеральный округ реализуются программы субсидирования, — отметили в антимонопольной службе.
По данным ФАС, в совокупности всех возвратных акцизов авиакомпаниям конечная стоимость керосина в июле составила 59,93 тыс. рублей за т. В структуре затрат авиакомпаний доля расходов на керосин на воздушных внутренних линиях практически не изменилась.
«Известия» отправили запросы в другие авиакомпании, Минтранс, Росавиацию, в аэропорты и нефтяные компании.
Могут ли подорожать авиабилеты
— Одна из ключевых причин роста цен на авиакеросин — пик сезонного спроса, — заявил «Известиям» генеральный директор АНО «Институт доказательной экономики» Григорий Баженов.
Однако не стоит недооценивать трудности ремонта НПЗ в условиях санкционных ограничений, отметил эксперт.
По словам основателя сервиса безопасности полетов RunAvia Андрея Патракова, в пик сезона отпусков цена керосина может возрастать до максимальных значений из-за дисбаланса спроса и предложения, что может привести к локальному дефициту в аэропортах.
— В зависимости от дальности полета стоимость топлива в структуре себестоимости перелета варьируется от 50% до 70%. Поэтому рост цен на него скажется на цене авиабилетов в РФ, — рассуждает эксперт.
Помимо стоимости керосина, сказываются и негативные ожидания от решения Росавиации повысить ставку сборов с авиаперевозчиков для финансирования фонда капитального ремонта аэродромов, сказал «Известиям» доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
— А еще на дальневосточном направлении возник дефицит предложения из-за нехватки воздушных судов, что тоже давит на стоимость авиабилетов, — отметил эксперт.
На ситуацию влияет и общее положение дел на рынке нефтепродуктов.
— Керосиновая фракция используется как компонент дизельных топлив. Нефтяным компаниям выгоднее продавать ее как авиационное топливо, так как на солярку взимается акциз в размере 10,4 тыс. рублей за т, — пояснил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
В августе начинается закупка авиакеросина трейдерами для изготовления условно зимнего дизеля, уточнил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Крупных перевозчиков сезонное повышение цен на авиатопливо коснется в меньшей мере, так как они имеют долгосрочные контракты с поставщиками, где цена на авиакеросин формируется по формуле, исходя из стоимости нефти, а не керосина, рассказал «Известиям» авиаэксперт Роман Гусаров. Компаниям удается сгладить сезонные аппетиты посредников. А вот небольшие перевозчики вынуждены заправляться по актуальным ценам у операторов ТЭК, что может отразиться на билетах, отметил эксперт.
Рост биржевых цен на керосин ведет к увеличению затрат авиакомпаний на перевозки, однако драматизировать ситуацию не стоит, уверен Олег Пантелеев. В 2024 году сохраняются меры поддержки авиаотрасли: демпфер по авиакеросину и обратный акциз. В отдельные месяцы авиакомпании компенсировали более 20% расходов на топливо. Поэтому, с учетом господдержки, рост цен на керосин не создает предпосылок для радикального ухудшения финансового положения перевозчиков.
В большинстве крупных аэропортов работают несколько операторов ТЗК, что позволяет диверсифицировать поставки топлива, поясняет Олег Пантелеев.