Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин


22 августа 2024 года Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров, Известия


Перевозчики предупредили о последствиях резкого роста цен на авиакеросин и рисках его локального дефицита в России. О проблеме сообщила S7 в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта. Цена на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в августе уже достигала рекордного значения в 87,9 тыс. за т, превысив мировые цены. Перевозчик просит совместно с Минэнерго и Минтрансом провести анализ стоимости керосина в аэропортах, а также мероприятия по снижению рисков дефицита. В противном случае расходы на топливо могут отразиться на доступности перелетов, утверждают в S7. На рост стоимости топлива обращают внимание и другие крупные перевозчики. АЭВТ с участием авиакомпаний уже вырабатывают предложения по стабилизации топливного рынка. При этом в Минэнерго и ФАС опасений отрасли не разделяют — по данным ведомств, рынок стабильно обеспечен авиатопливом и остается сбалансированным, а для эксплуатантов воздушных судов предусмотрены разнообразные меры поддержки.

Почему дорожает авиатопливо

Одна из крупнейших авиакомпаний России S7 Airlines направила письмо в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) с предложением провести анализ стоимости авиационного керосина в аэропортах и совместно с Минтрансом и Минэнерго сформировать предложения по снижению рисков локальных дефицитов этого вида топлива.

В письме за подписью генерального директора S7 Airlines Вадима Клебанова (есть в распоряжении «Известий») указано, что от операторов поставщиков топлива в адрес авиакомпаний поступили уведомления о возможном неисполнении обязательств по заправке топливом. Речь идет об аэропортах сибирского, восточного и южного регионов. Также поступают предупреждения о минимальном запасе керосина и вероятных ограничениях в заправке. Самолетам авиакомпании рекомендовано прибывать с максимальным запасом топлива.

Источник в одной из крупных авиакомпаний рассказал «Известиям», что пару недель назад пришло уведомление от южных аэропортов о проблемах с завозом топлива.

Кроме того, на цены влияют и биржевые индексы. В первой половине августа национальный индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи колебался в районе 80 тыс. рублей за т керосина, а 7 августа достиг 87,9 тыс. рублей, что на 30,2% выше, чем в августе прошлого года, следует из письма. 21 августа индекс скорректировался в районе 82,6 тыс. рублей, следует из данных биржи.

Также, говорится в письме, аналогичную динамику показывают и региональные индексы авиакеросина в Новосибирске и Иркутске: +28,7% (91,5 тыс. рублей) и +31,5% (99,8 тыс.). При этом европейские котировки авиационного керосина ниже. На Роттердамской бирже 7 августа керосин стоил $754 или 64,2 тыс. рублей в рублевом эквиваленте.

— Мы видим серьезное подорожание стоимости авиационного топлива, что пропорционально сказывается на себестоимости перевозок, — заявили «Известиям» в пресс-службе S7 Group.

По данным перевозчика, затраты перевозчиков на ГСМ (горюче-смазочные материалы) достигают 25–30% от операционных расходов и напрямую влияют на стоимость билетов. Авиакомпания опасается, что при сохранении такой динамики цен доля расходов превысит 30%, что повлечет снижение доступности перелетов. Есть также риск невыполнения планов по воздушным перевозкам, зафиксированных в комплексной программе развития авиаотрасли, отметила S7 в письме.

В группе «Аэрофлот» «Известиям» сказали, что отмечают рост стоимости керосина на протяжении нескольких лет: с 2018 года цена выросла с уровня около 45 тыс. рублей за т до 85 тыс. в 2024-м.

— При этом доля расходов на керосин в операционных затратах доходит до 40%, таким образом любое повышение цены на топливо так или иначе отражается на стоимости билета. Авиакомпании частично компенсируют это за счет демпферного механизма, который покрывает 65% покупаемого в России объема топлива, — отметили в «Аэрофлоте».

Там добавили, что перевозчики рассчитывают на продолжение действия механизма демпфера (сейчас срок действия демпфера не ограничен, однако уровни отсечения прописаны до 2026 года).

В «Победе» отметили, что рост стоимости керосина традиционно фиксируется в августе. В это время растет и потребность в нем авиакомпаний, так как в высокий сезон отрасль работает на пике мощностей.

— В цене нашего билета стоимость расходов на ГСМ составляет около 40%. Поэтому, безусловно, повышение стоимости топлива влияет на стоимость авиаперевозки, — сказали в лоукостере.

В настоящее время в АЭВТ с участием авиакомпаний проводится оценка роста цены на керосин с выработкой предложений по стабилизации топливного рынка, сказал «Известиям» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.

В одном из крупнейших холдингов АО УК «Аэропорты Регионов» (объединяют авиагавани Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска) от комментариев отказались. В АО «Международный аэропорт Шереметьево» отметили, что этот вопрос — в зоне ответственности операторов ТЗК и авиакомпаний.

Как влияет сезонность на рынок топлива

Внутренний рынок стабильно обеспечен авиатопливом и остается сбалансированным в период сезонного роста спроса на авиационный керосин, сказали «Известиям» в пресс-службе Минэнерго. В аэропортах страны сформирован достаточный запас этого вида топлива, добавили в ведомстве.

— Фактический объем реализации авиационного керосина на СПбМТСБ в августе 2024 года сопоставим с аналогичным периодом 2023 года, — сказала «Известиям» управляющий директор по рынку нефтепродуктов СПбМТСБ Наталия Яковенко. — Планы реализации этого топлива на август 2024 года на 5,5% выше аналогичного периода прошлого года. Территориальный биржевой индекс Европейской части России на 20 августа 2024 года снизился на 3,9% по сравнению с началом месяца. Правда, в рамках рассматриваемого периода имеется разнонаправленная динамика индекса.

Вопросы развития биржевого рынка авиакеросина рассматриваются в рамках Биржевого комитета ФАС, добавили в СПбМТСБ.

Изменение биржевой стоимости на авиакеросин с 9 января по 20 августа 2024 года составило 1,1%, что ниже уровня инфляции, прокомментировали ситуацию «Известиям» в ФАС.

— Для снижения волатильности конечной цены на авиакеросин существуют меры поддержки эксплуатантов воздушных судов. Предусмотрен демпфер и возвратные акцизы из бюджета для авиакомпаний, которые закупают это топливо. Для авиаперевозок в Дальневосточный федеральный округ реализуются программы субсидирования, — отметили в антимонопольной службе.

По данным ФАС, в совокупности всех возвратных акцизов авиакомпаниям конечная стоимость керосина в июле составила 59,93 тыс. рублей за т. В структуре затрат авиакомпаний доля расходов на керосин на воздушных внутренних линиях практически не изменилась.

«Известия» отправили запросы в другие авиакомпании, Минтранс, Росавиацию, в аэропорты и нефтяные компании.

Могут ли подорожать авиабилеты

— Одна из ключевых причин роста цен на авиакеросин — пик сезонного спроса, — заявил «Известиям» генеральный директор АНО «Институт доказательной экономики» Григорий Баженов.

Однако не стоит недооценивать трудности ремонта НПЗ в условиях санкционных ограничений, отметил эксперт.

По словам основателя сервиса безопасности полетов RunAvia Андрея Патракова, в пик сезона отпусков цена керосина может возрастать до максимальных значений из-за дисбаланса спроса и предложения, что может привести к локальному дефициту в аэропортах.

— В зависимости от дальности полета стоимость топлива в структуре себестоимости перелета варьируется от 50% до 70%. Поэтому рост цен на него скажется на цене авиабилетов в РФ, — рассуждает эксперт.

Помимо стоимости керосина, сказываются и негативные ожидания от решения Росавиации повысить ставку сборов с авиаперевозчиков для финансирования фонда капитального ремонта аэродромов, сказал «Известиям» доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

— А еще на дальневосточном направлении возник дефицит предложения из-за нехватки воздушных судов, что тоже давит на стоимость авиабилетов, — отметил эксперт.

На ситуацию влияет и общее положение дел на рынке нефтепродуктов.

— Керосиновая фракция используется как компонент дизельных топлив. Нефтяным компаниям выгоднее продавать ее как авиационное топливо, так как на солярку взимается акциз в размере 10,4 тыс. рублей за т, — пояснил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

В августе начинается закупка авиакеросина трейдерами для изготовления условно зимнего дизеля, уточнил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Крупных перевозчиков сезонное повышение цен на авиатопливо коснется в меньшей мере, так как они имеют долгосрочные контракты с поставщиками, где цена на авиакеросин формируется по формуле, исходя из стоимости нефти, а не керосина, рассказал «Известиям» авиаэксперт Роман Гусаров. Компаниям удается сгладить сезонные аппетиты посредников. А вот небольшие перевозчики вынуждены заправляться по актуальным ценам у операторов ТЭК, что может отразиться на билетах, отметил эксперт.

Рост биржевых цен на керосин ведет к увеличению затрат авиакомпаний на перевозки, однако драматизировать ситуацию не стоит, уверен Олег Пантелеев. В 2024 году сохраняются меры поддержки авиаотрасли: демпфер по авиакеросину и обратный акциз. В отдельные месяцы авиакомпании компенсировали более 20% расходов на топливо. Поэтому, с учетом господдержки, рост цен на керосин не создает предпосылок для радикального ухудшения финансового положения перевозчиков.

В большинстве крупных аэропортов работают несколько операторов ТЗК, что позволяет диверсифицировать поставки топлива, поясняет Олег Пантелеев.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт




РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer