Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»


19 августа 2024 года Дмитрий Корнев, Известия


Компания «Яковлев» впервые представила модернизированную версию учебно-боевого самолета Як-130М. Новая модификация известного уже самолета Як-130, который выпускается Иркутским авиазаводом, совершит свой первый полет в следующем году. Какими возможностями будет обладать новая разработка и чем она уникальна, разбирались «Известия».

Более боевой

В рамках опытно-конструкторских работ будет построено три образца Як-130М, которые пройдут испытания и дадут начало серийному производству новой машины.

Базовая модель — учебно-боевой самолет Як-130 — был разработан ОКБ им. А.С. Яковлева в начале 1990-х годов. Самолет выиграл в конкурсе проектов, обойдя такие машины как МиГ-АТ, С-54 ОКБ Сухого и М-200 КБ Мясищева. В работах по самолету на начальном этапе принимала участие итальянская компания Aermacchi, которая впоследствии из-за разногласий отошла от участия в проекте. Aermacchi вышла, но стала совладельцем полного комплекта конструкторской документации и выпустила свой вариант самолета — учебно-тренировочный MB-346.

Первый полет Як-130 совершил 25 апреля 1996 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском. В 2003 году было начато производство первых двух самолетов для проведения испытаний. Государственные испытания были завершены в 2009 году, и одновременно было начато серийное производство Як-130 на Иркутском авиазаводе.

В начале 2010-х годов были начаты поставки Як-130 в ВКС России и на экспорт — в Алжир. Сегодня это основной учебно-боевой самолет для российских летчиков-истребителей и в ВКС, и в авиации ВМФ России. Также самолет широко поставляется за рубеж и эксплуатируется в Алжире, Бангладеш, Белоруссии, Вьетнаме, Лаосе, Мьянме и Иране.

Новый Як-130М станет в большей степени боевым самолетом, чем учебным. Фактически он сможет выполнять функции как легкого истребителя, так и легкого ударного самолета-штурмовика. Основные нововведения — новая бортовая радиолокационная станция БРЛС-130Р, контейнер с оптико-электронным и тепловизионным прицельным оборудованием СОЛТ-130К, бортовой комплекс обороны «Президент-С130», комплекс средств связи КСС-130. Самолет сможет выполнять ударные миссии «воздух–земля» с использованием как неуправляемого ракетного оружия, так и с применением управляемых ракет. Кроме того, под самолет предусмотрена подвеска специального обтекаемого конформного контейнера с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. С таким оборудованием и вооружением Як-130М становится всепогодным боевым самолетом с возможностью выполнения миссий «воздух–воздух» и «воздух–земля» в любое время суток. Он сможет применять новые высокоточные авиационные средства поражения с различными системами наведения — инфракрасными, спутниковыми и лазерными.

Конечно, основной целью модернизации самолета было придание ему новых возможностей — с использованием прежнего планера и двигателей за счет установки оборудования и систем вооружений нового поколения получится легкая боевая машина, которая востребована и сможет конкурировать на равных с другими самолетами подобного класса. При этом у него не изменяется масса и внешние обводы, но внутри это полностью новая и в большей степени боевая машина.

Создатели отметили, что при формировании облика нового самолета были учтены пожелания и нынешних, и будущих эксплуатантов Як-130. Рынок сбыта легкого боевого самолета значительно превосходит по объему рынок учебно-боевых машин, и есть много стран, которые хотели бы купить легкий универсальный истребитель вместо учебно-тренировочного самолета с ограниченными боевыми возможностями.

Лучший в своем классе

Несколько слов о конкурентах. Самолет-близнец Як-130 — итальянский MB-346 — является учебно-тренировочным самолетом и хотя может в принципе выполнять и боевые миссии, но не является полноценной боевой машиной. В отличие от чехословацкого L-139 — свежей реинкарнации популярного в прошлом учебно-тренировочного самолета L-39 «Альбатрос» — а также от британского Hawk и южнокорейского T-50 на нашем самолете два двигателя вместо одного. Это значительно повышает выживаемость его в боевых условиях и дает определенный запас мощности, что не обязательно для чисто учебной машины, но крайне желательно для самолета, который будет выполнять боевые миссии. При этом стоимость нашего самолета находится в среднем бюджетном диапазоне для машин такого класса. К тому же Як-130М будет нести полноценное вооружение в отличие от всех этих учебных самолетов.

На учебном Як-130 есть всё, что необходимо для подготовки пилотов истребителей 4++ и 5-го поколений, но новый Як-130М сможет не только обеспечить подготовку пилотов такого уровня, но и будет способен применять некоторые системы, которые входят в состав вооружения самолетов 5-го поколения. По крайней мере, пилоты на нем будут работать со столь же совершенным прицельно-навигационным комплексом.

Представлен прототип нового самолета Як-130М. Первые три опытных машины уже находятся в сборке на Иркутском заводе и в первом полугодии 2025 года планируется первый полет первого летного Як-130М, а следом будет начато серийное производство и в первую очередь для зарубежных заказчиков, география которых с большой вероятностью будет обширной — от Африки и Юго-восточной Азии до Ближнего востока и, вполне вероятно, Латинской Америки. Недорогой и современный боевой самолет нужен всем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer