Как часто хулиганят в самолётах
В медиапространстве регулярно появляются новости об агрессивном поведении пассажиров в состоянии алкогольного опьянения на борту самолётов. Нередко экипажу не удаётся успокоить проблемных клиентов, из–за чего приходится вызывать на помощь правоохранителей. В результате рейс может быть задержан, а в худшем случае, если дебош начался в воздухе, самолёту грозит внеплановая посадка в ближайшем аэропорту.
Например, авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") за 2023 год зафиксировала 678 случаев деструктивного поведения пассажиров на борту. В 513 случаях пассажиров сняли с рейсов и передали правоохранителям, и в основном не обошлось без злоупотребления спиртным. Из–за хулиганов было задержано 94 рейса.
В пресс–службе авиакомпании Smartavia "ДП" рассказали, что авиадебоширы объявляются на рейсах перевозчика не слишком часто. Причём подобные инциденты происходят не только на курортных маршрутах.
"Но как показывает статистика, наибольшее количество нарушений фиксируется в период новогодних праздников и на пике летнего отпускного сезона", — рассказывают в Smartavia.
Чаще всего дебоширы встречаются на чартерных рейсах, замечает экс–бортпроводник и автор telegram–канала "Записки бывшей стюардессы" Юлия Петрушкова. Это связано с тем, что пассажиры летят в "весёлом" настроении и не всегда могут уследить за количеством выпитого.
"Мне приходилось сталкиваться с авиадебоширами и деструктивным поведением пассажиров. Это были как мужчины, так и женщины. Однажды даже конфликтная ситуация с руганью и кулаками возникла между семейной парой. Позже выяснилось, что девушка в состоянии алкогольного опьянения приревновала мужа к соседке по креслу", — рассказывает Юлия Петрушкова.
Чем опасны авиадебоширы
Вынужденная посадка из–за неадекватного поведения пассажира на борту может обернуться значительными расходами для перевозчика, которые достигают десятков тысяч рублей, замечают в Smartavia. Прерывание рейса приводит к серьёзным неудобствам для других пассажиров, которые становятся заложниками ситуации.
Любая задержка рейса всегда сопряжена с немалыми дополнительными расходами перевозчика, подтверждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Например, даже если пассажир зарегистрировался на рейс, но по каким–либо причинам не сел в самолёт, правила безопасности требуют перед вылетом снять с рейса его багаж, на что требуется минимум 30–40 минут.
Учитывая, что в летний сезон из крупного аэропорта может каждые полторы–две минуты вылетать по самолёту, диспетчерам с трудом приходится искать свободный слот под отправку выбившегося из графика рейса.
К тому же такой единичный инцидент может сразу запустить цепочку задержек, так как под угрозой оказывается и своевременное выполнение данным лайнером своего следующего рейса.
"А если на борту, например, драка и командир принимает решение сесть в ближайшем аэропорту, то расходы ещё значительнее, потому что взлёт и посадка стоят денег. Может оказаться, что самолёту нужно дозаправиться из–за дополнительного расхода топлива. Причём перерасход топлива будет всё равно, потому что одно дело лететь в крейсерском режиме, а другое дело взлетать — во втором случае расход топлива выше", — замечает эксперт.
Помимо этого, каждый взлёт и каждая посадка увеличивают износ агрегатов самолёта. Соответственно, ему раньше плана понадобится техническое обслуживание. В конечном итоге совокупные расходы из–за одного авиадебошира могут исчисляться десятками тысяч долларов, говорит Роман Гусаров.
Но в первую очередь хулиганы на борту создают угрозу жизни и здоровью других пассажиров, замечает Юлия Петрушкова. "Авиадебоширы могут попытаться проникнуть в кабину пилотов или открыть дверь за земле, угрожать пассажирам и членам экипажа, проявлять агрессию и учинять драки. Большое количество конфликтов на борту самолёта случается из–за курения и употребления спиртных напитков", — рассказывает она.
Почему люди летают пьяными
Конфликтные пассажиры, разгорячённые алкоголем, встречаются и на железной дороге, и на рейсовых автобусах, однако на наземном транспорте справиться с ними легче — в любой момент полиция может снять дебошира с рейса без причинения сильного дискомфорта другим пассажирам. В воздухе же сделать это невозможно.
Для человека перемещение по земле — естественный физиологический процесс, в отличие от перелёта, говорит психолог "Первой семейной клиники" Петербурга Мария Костина. На высоте нескольких тысяч метров человек теряет возможность контролировать собственную жизнь — путешественник сталкивается с неизвестностью, лишается чувства безопасности.
"Эти факторы и активируют гормоны стресса, переводят организм в режим тревоги и напряжения. Появляется естественная потребность вернуть эмоциональное равновесие и покой. Кто–то дышит, кто–то медитирует, кто–то употребляет алкоголь, который в условиях нехватки кислорода оказывает ещё более токсичное действие на головной мозг. В частности, на лобные доли, которые отвечают за социальное поведение и контроль над своими действиями. Таким образом, человек обнажает “базовые настройки” и выживательные стратегии", — объясняет специалист.
Штрафы для нарушителей
Дополнительная сложность для сдерживания авиадебоширов состоит в том, что штрафы за нарушения на борту мизерные. За мелкое хулиганство, курение и нахождение в состоянии алкогольного опьянения пассажиру грозит штраф от 500 до 1 тыс. рублей, за невыполнение распоряжений командира воздушного судна — 2–5 тыс. рублей.
В начале июля в Госдуме предложили поднять штрафы для хулиганов в воздухе до 12 тыс. рублей, однако даже эта сумма выглядит мелко на фоне причиняемых ими проблем.