Верным Курском
Курский международный аэропорт имени Гуревича совсем скоро отметит свой 80-летний юбилей. До ограничения полетов в 2022 году его пассажиропоток превышал 100 тысяч человек в год. Хотя и старое здание аэровокзала, и нехитрый сервис в нем пассажиры обсуждали не без иронии.
После того как воздушную гавань закрыли для привычных авиарейсов, здесь развернули масштабные модернизационные работы. Само здание аэровокзала преобразилось до неузнаваемости: зоны регистрации, залы ожидания, камеры хранения - все выглядит теперь и современно, и стильно. Стремление к комфорту - в каждой детали: от зоны ожидания до комнаты матери и ребенка. Однако это далеко не все, что предстоит сделать для обновления воздушной гавани. В перспективе необходимо расширить зону прилета, модернизировать систему обработки багажа, благоустроить площадь перед аэропортом. Все это стало предметом разговора в рамках делового визита руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрия Ядрова. С врио губернатора Курской области Алексеем Смирновым глава Росавиации осмотрел аэропорт.
Алексей Смирнов напомнил историю аэровокзала, отметив, что построенные в конце 60-х годов прошлого столетия здания служат по сей день.
- Созданная инфраструктура позволяла осуществлять рейсы в самых различных направлениях. Во времена экономических потрясений 1990-х годов аэропорт был на грани закрытия, но, несмотря на сложности, тогда приняли решение о продолжении его работы, - отметил врио главы области. - После ограничения полетов в феврале 2022 года мы использовали освободившиеся силы и средства для проведения реконструкции здания аэропорта. В настоящее время планируем приступить к обновлению багажного отделения.
На программу реконструкции аэропортов выделят 250 миллиардов рублей, в нее войдут порядка 75 воздушных гаваней
Для продолжения масштабных работ региону нужна поддержка, и ожидаемо, что разговор об этом зашел в рамках рабочей встречи.
- Мы посмотрели аэропорт, Курская область провела большую работу по модернизации его терминального комплекса. Сейчас видим и понимаем, что необходимо продолжать решать вопросы, связанные с дальнейшим развитием воздушной гавани, - отметил Дмитрий Ядров. - Не так давно наш президент одобрил программу реконструкции аэропортов на 250 миллиардов рублей, в нее войдут порядка 75 аэропортов. Также реализуются мероприятия по созданию фонда капитального строительства. Он необходим для реализации проектов реконструкции и модернизации взлетно-посадочных полос, оснащения сопутствующей инфраструктурой российских аэропортов.
Теперь в Курской области надеются на часть этой поддержки.
Орел расправит крылья
В соседнем Орле также продолжается модернизация воздушной гавани. Значение аэропорта Южный для региона сложно переоценить: несмотря на близость области к столице и развитое железнодорожное и автомобильное сообщение, внимание аэровокзальному комплексу уделяется пристальное.
Глава региона Андрей Клычков не раз подчеркивал, что полетная программа может быть выстроена на ряде других перспективных направлений помимо московского - и это существенное конкурентное преимущество Орловской области в глазах прежде всего инвесторов, которые уж точно его оценят. Характеристики обновленного аэропорта позволят принимать и такие самолеты, как Sukhoi Superjet-100 в комплектации на 75 пассажиров.
Недавно аэровокзальный комплекс посетили несколько делегаций, отметив стремительные темпы реконструкционных работ. Взлетно-посадочная полоса будет готова в считаные недели, в пассажирском терминале монтируются бетонные колонны, дорога безопасности сделана, забор полностью смонтирован. Технические работы первого этапа реконструкции планируется завершить к концу лета.
- Реализация данного проекта, как и других крупнейших начинаний, ведется нами во взаимодействии с правительством РФ, - подчеркнул Андрей Клычков на недавнем оперативном совещании в правительстве области.
Ранее он же говорил о перспективах развития беспилотного авиатранспорта, для которого также стоит подготовит региональные воздушные гавани, и, надо сказать, об этом же тренде говорят и федеральные эксперты.
Тамбовский импульс
Единственный действующий в Черноземье аэропорт Тамбов в сложившейся после начала СВО непростой для пассажиров ситуации получил новый импульс к развитию. Конечно, полноценно заменить закрытую воздушную гавань соседнего Воронежа не удается. Из доступных направлений - только Москва, Санкт-Петербург и с недавних пор Казань. Чтобы расширить географию полетов, нужно оборудовать аэропорт для приема самолетов регионального класса типа Sukhoi Superjet. Для их буксировки в Тамбове требуется специальный тягач, который позволяет перегонять судно на нужную позицию на взлетно-посадочной полосе, подавать на перрон или перемещать по аэродрому. Контракт на поставку машины на сумму 31,2 миллиона рублей заключен с профильной компанией из Москвы, техника поступит в Тамбов в декабре 2024 года.
- Правительство Тамбовской области проводит последовательную работу по модернизации аэропортового комплекса, чтобы он мог принимать среднемагистральные самолеты. Тамбовчанам станут доступны многие востребованные направления, что повлияет на развитие внутреннего туризма, - отметил губернатор Максим Егоров.
Росту пассажиропотока будет в частности способствовать увеличение частоты рейсов в Санкт-Петербург. С мая 2024 года она выросла до четырех раз в неделю, а с июня - до пяти.
В регионе готовят заявку на включение тамбовского аэропорта в новый федеральный проект по развитию аэродромной инфраструктуры в период до 2030 года.
Обновление происходит и в Международном аэропорту Воронеж. В период простоя здесь завершили первый этап модернизации, а именно: строительство нового терминала с пропускной способностью до двух миллионов пассажиров в год. В начале июня Ростехнадзор выдал заключение о его соответствии требованиям проектной документации. Поскольку воздушная гавань носит имя Петра Первого, который строил в Воронеже русский военно-морской флот, помещения украсили изображениями императора и якорей, использовали отделку деревом.
По словам губернатора Александра Гусева, старый терминал планируется отдать под международные рейсы, а новый оставить для внутренних.
Кадры - в спросе
Однако для развития и традиционной гражданской авиации, и относительно нового направления - авиации беспилотной необходимы квалифицированные кадры. В Курской области руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров посетил Рыльский авиационный технический колледж, где как раз состоялась торжественная церемония вручения дипломов. Исполняющая обязанности директора колледжа Ольга Ильина отметила, что востребованность выпускников учебного заведения очень высока. Так, в нынешнем году на 218 выпускников от потенциальных работодателей пришли запросы на 259 специалистов. И это только от профильных предприятий, а ведь в колледже не посчитали еще аналогичные обращения от структур оборонно-промышленного комплекса, горно-обогатительного кластера и других отраслей.
- Если в 2023 году на предприятиях гражданской авиации преддипломную практику проходили 34 процента выпускников, то в 2024-м - уже 82 процента, - отметила руководитель ссуза.
- Гражданская авиация - интереснейшая сфера, а работники гражданской авиации всегда являлись элитой России. Именно благодаря их труду люди перемещаются по нашей большой стране. Производственные показатели отрасли растут, несмотря на трудности, которые нам пытаются устраивать недружественные страны, - отметил Дмитрий Ядров. - При этом вопросы, связанные с безопасностью полетов, всегда находятся на особом контроле.
Однако учебное заведение также нуждается в модернизации. Дмитрий Ядров отметил, что сейчас на федеральном уровне готовится проект "Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли" и, возможно, в его рамках будет осуществляться и обновление вот таких профильных колледжей, причем с учетом перспектив развития авиаотрасли в целом.
Алексей Смирнов отметил, что важно уже сейчас начать подготовку специалистов по беспилотным системам. Помимо защиты от атак противника в приграничных регионах такие профессионалы будут востребованы в агропромышленном комплексе, строительстве, картографии, пожарной охране и других сферах.
- Именно специалистов, которые будут управлять беспилотниками до 30 килограммов, нужно обучать. В головном университете, филиалом которого является Рыльский, такие программы уже реализованы. В рамках национального проекта развития беспилотных авиационных систем мы закупаем беспилотники, которые передадим в Рыльск, чтобы и тут появились соответствующие программы подготовки, - подчеркнул Дмитрий Ядров.