Холодный прием
Сотрудники Международного центра путешествий Ф.Ф. Конюхова совместно со специалистами Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета успешно провели испытания модернизированного двухместного паралёта, на котором Федор Конюхов вместе с напарником в июле этого года планирует совершить полет от архипелага Земля Франца-Иосифа до точки географического Северного полюса. Специально доработанный под эту задачу летательный аппарат совершил несколько кругов вокруг аэродрома Кречевицы в Новгороде и благополучно приземлился.
— Для нас это очередной этап подготовки к арктической экспедиции. В ней мы планируем установить мировой рекорд. Мы с Федором Конюховым летим на паралёте двухместного класса, который был специально доработан. На него поставили обтекатели. Команда ПИШ СПбПУ обеспечила нас этим изделием. Инженеры в короткое время осуществили необходимые расчеты обтекателя и топливных баков особой аэродинамической формы из композитных материалов. За два месяца обтекатель был произведен и имплементирован в конструкцию паралёта. Сегодня мы проведем облет техники и ее доработку, — сказал перед стартом пилот Игорь Потапкин, который будет напарником Федора Конюхова в путешествии и не раз совершал длительные и рекордные перелеты на летательных аппаратах такого класса.
После приземления пилоты отметили, что благодаря обтекателю улучшилась аэродинамика паралёта, снизилось сопротивление воздуха. Также повысилась скорость, а топливные баки увеличили дальность полета.
Путешественники намерены установить новый мировой рекорд по дальности полета на двухместном паралёте в высоких широтах Арктики. От Земли Франца Иосифа, куда их доставит ледокол «50 лет Победы», им предстоит по воздуху преодолеть более 900 км и приземлиться на льдину. На ней участники экспедиции развернут одиночную дрейфующую полярную станцию и проживут несколько недель, занимаясь в том числе научной деятельностью. Длительность полета будет сильно зависеть от погодных условий и может составить от восьми до 14 часов.
Петербургские инженеры взяли за основу серийный двухместный паралет одного из российских производителей. Однако так как экспедиция будет проводиться на Крайнем Севере, возникла необходимость защитить пилотов от встречного холодного ветра, вызывающего выхолаживание. Для этого совместно с производителем углеродного волокна был разработан специальный композитный обтекатель, повышающий комфорт экипажа и аэродинамические характеристики паралёта. В качестве материала использовали легкий и прочный многослойный углепластик. Общий вес обтекателя составил 23 кг. Его установка также дала дополнительное место для размещения грузов.
Дальше будешь
Для увеличения дальности полета разработчики установили на паралёт два дополнительных композитных топливных бака объемом 72 л каждый, их сделали обтекаемыми и интегрировали в конструкцию. Благодаря материалу из углепластика вес одной емкости составил всего 2 км. Производители парапланов проявили интерес к этой оптимизации. Возможно, в будущем такие баки появятся и на серийных летательных аппаратах.
— Основным целевым показателем для нас стала максимальная дальность. По нашим расчетам, доработанный паралёт сможет пролететь до 1,2–1,3 тыс. км. А запланированная длина маршрута экспедиции до Северного полюса составит 900 км, — сказал исследователь Инжинирингового центра ПИШ СПбПУ Максим Никитин.
Инженеры также увеличили общую жесткость кабины паралёта. В случае экстренной посадки она должна лучше защитить экипаж от травм. После доработки общий вес аппарата составил порядка 150 кг. А взлетный вес всей конструкции с полным багажом и пилотами достигнет 500 кг.
Преодолеть 900 км на паралёте в условиях Арктики — очень трудная задача, так как нельзя дать точный прогноз погоды на таком большом отрезке пути. При этом погодные условия в этой части света непрерывно меняются, пояснил полярник, участник многочисленных арктических экспедиций Николай Осокин.
— Таких длинных перелетов в Арктике на легких летательных аппаратах пока никто не предпринимал. Установка дополнительных топливных баков очень важна, так как единственная заправка возможна только над Землей Франса Иосифа и на Шпицбергене. Ветра в дороге могут быть очень сильные и разных направлений. Для такого легкого воздушного судна это большая проблема, и, конечно, нужен обтекатель, — сказал Николай Осокин.
Полет будет происходит при температуре в среднем –20 ℃. Из-за встречных воздушных потоков ни один костюм не сможет защитить пилотов, поэтому понадобилась дополнительная защита в виде обтекателя. При этом его установка даже немного улучшит аэродинамику летательного аппарата. Так как полет будет беспосадочный, то установка дополнительных баков оправданна и 144 л горючего, которые в них поместят, должно хватить для данного маршрута, рассказал «Известиям» конструктор паралётов Алексей Киреев.