Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими


4 июня 2024 года Денис Давыдов, MASHNEWS


Минпромторг подготовил проект поправок в государственную программу РФ «Развитие авиационной промышленности». В 2024-2030 годах гражданская авиация России должна получить 990 самолетов, сказано в документе. Эксперты прокомментировали реальность этих планов.

Чуть меньше тысячи

Поправки в госпрограмму «Развитие авиационной промышленности» размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас документ находится на стадии антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с обновленной программой в 2024 - 2030 годы авиационная промышленность должна поставить для нужд гражданской авиации 990 самолетов, в том числе:

142 единицы SSJ-NEW,

270 единиц МС-21,

51 единица Ил-114-300,

113 единиц Ту-214,

12 единиц Ил-96-300,

105 единиц «Ладога» (ТВРС-44),

158 единиц «Освей» (ЛМС-192),

139 единиц «Байкал» (ЛМС-901).

Сенсаций в этих цифрах нет – такие же в январе 2024 года называл премьер-министр Михаил Мишустин. До этого – в декабре 2023 года - президент РФ Владимир Путин говорил о 1000 самолетов, но это, вероятно, округление 990 до тысячи.

Больше половины из заявленного количества (588) должны выпустить «Ростех» - его предприятия производят Superjet, МС-21, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-114-300.

Самый крупное, не связанное с «Ростехом» предприятие, - Уральский завод гражданской авиации. Он должен выпускать «Ладоги» (на  замену Ан-24) и «Байкалы» (на замену Ан-2).

В итоге к 2030 году в парках крупнейших российских авиаперевозчиков должно быть не менее 50% самолетов российского производства и 90% отечественных вертолетов.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Из документов Минпроторга следует, что в 2023 году предприятия-участники госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» поставили на внутренний и внешний рынок 81 самолет (в том числе 5 гражданских), 243 вертолета (в том числе 83 гражданских) и 1018 авиационных двигателей.
  • Авиационная промышленность дает стране 215 тысяч рабочих мест без учета смежных отраслей экономики и 0,3% ВВП.

Планы - реальны

Это уже третья редакция госпрограммы, поправки в нее вносятся по мере изменения планов авиапромышленности, рассказал Mashnews главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

«Речь идет о комплексной программе развития авиационной промышленности, это живой документ, это не первая его редакция, вроде она третья, если я не ошибаюсь, и она каждый раз корректируются с учетом планов промышленности по импортозамещению и планов по срокам завершения испытаний самолетных двигателей и других частей», - говорит Гусаров.

На взгляд Гусарова, данные по выпуску самолетов полностью адекватны ситуации в российской авиационной промышленности. «В частности, на 2025 год планируется начало поставок МС-21, на 2026 – Superjer 100», – сказал он.

Авиастроение в России живет в суровых условиях фактически закрытого импорта откуда бы то ни было, отметил Гусаров.

«Для производства этих авиационных систем не используются компоненты из недружественных стран, а дружественные страны нам почти ничего предложить не могут.  За минувшие лет 15 правительство и «Ростех» провели большую работу по модернизации производств, и сегодня на многих авиапредприятиях стоят новые станки и подготовлен персонал. Так что мы уже на финишной прямой к созданию независимой авиапромышленности», – говорит эксперт.

Этот путь был полон трудностей, в частности, санкции затруднили разработку самолета МС-21. «В 2019 году ввели санкции на «черное крыло», то есть композитное крыло для МС-21, тогда у нас были технологии, но материалы мы закупали. За два года мы создали свои материалы, произвели и испытали крыло. Потом, в 2022 году ввели тотальные санкции и на все импортные комплектующие для МС-21, теперь они недоступны. Однако в России уже создан свой авиадвигатель ПД-14, полностью свое «черное крыло» и все основные компоненты для МС-21 у нас есть», – говорит  главный редактор портала Авиа.ру.

Китай отстает на десятилетия

Но впереди еще много проблем, теперь надо разработать сопутствующие компоненты для производства самолетов. Для проекта МС-21 разработчиками всех систем являются российские компании, но им вначале разрешили использовать импортные комплектующие. Так, например, концерн КРЭТ разработал авионику МС-21, но в ее производстве использовали примерно половину импортных деталей.

В этой связи Гусаров напомнил о серии тендеров на разработку микроэлектроники, которые в мае объявил Минпромторг.

Эксперт считает, что если тендеры объявили, это значит, что у производителей уже есть готовые наработки, которые они могут предоставить на конкурс или адаптировать под его условия.

В России микроэлектроника производится в основном под оборонные цели для космоса и авиации, но это несколько другие компоненты, к ним предъявляются очень высокие требования, производство мелкосерийное, потому они дорогие, но они в России есть, объясняет Гусаров. Например, в двигателе ПД-14 стоит блок управления - и там все отечественное с очень жесткой системой приемки.

«Чтобы перенести технологии на гражданскую сферу, надо удешевлять производство, расширять его серийность. При этом для гражданских самолетов требования очень высокие, так как ракета летает один раз, а самолет должен летать 20 лет. В этой области на фоне санкций у России нет помощников, Китаю до этих технологий еще далеко, в авиации они отстают от России на десятилетия», – полагает Гусаров.

Нерешенные проблемы

Другая проблема с  МС-21 – незавершенность сертификации самолета с двигателями ПД-14, напомнил основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

«Это [сертификация], по словам Дениса Мантурова, тогда еще министра промышленности и торговли, должно произойти до конца текущего года. Ту-214 в принципе готов к производству, но как выяснилось, часть компонентов также нужно импортозамещать, в частности, аварийно-спасательное оборудование. Но в целом Ту-214 ближе всего к серийному производству, потому что он уже сертифицирован, под него уже начали готовить экипажи и бортинженеров», - говорит он.

Главная же проблема авиаотрасли – нехватка персонала, которую невозможно решить быстро, а подготовка кадров займет минимум 10 лет, полагает Шатилин.

«Если вы сейчас какого-то школьника привлекли в кружок авиамоделирования, то ему нужно закончить школу, поступить в профильный вуз, закончить его, пройти практику на предприятии – то есть только лет через десять от него будет какая-то польза. То есть если сейчас 2024 год, то эти люди появятся на производстве не ранее 2034 года, а почти тысячу самолетов надо произвести к 2030 году», – заключил он.

Дальний Восток и Кавказ – в приоритете

Отдельно в проект программу развития авиапромышленности записано в качестве приоритета создание конкурентоспособной авиационной промышленности на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.

Сейчас на Дальнем Востоке авиационная промышленность представлена в 4-х субъектах РФ (Хабаровский край, Приморский край, Забайкальский край и Республика Бурятия). На Северном Кавказе в 2-х субъектах РФ (Дагестан и Карачаево-Черкесия) работают 4 авиационных завода.

Программы говорит о необходимости:

- обеспечить полной загрузкой авиационные предприятия Дальнего Востока и Северного Кавказа,

- модернизировать эти заводы с помощью субсидий;

- продвигать на внутренние и внешние рынки продукцию, произведенную предприятиями авиационной промышленности на территориях Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer