Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников


26 мая 2024 года Инесса Фотева, Парламентская газета


Минтранс установил исчерпывающий перечень оснований для начала поисково-спасательных операций и помощи потерпевшим бедствие самолетам и кораблям, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов. Например, если получен сигнал с пострадавшего борта или от очевидцев события, или радиосвязи с экипажем нет пять минут, или объект пропал с экрана слежения. При этом планируется активно использовать беспилотники. Такой проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Кто и как будет координировать ответственные службы, разбиралась «Парламентская газета».

Связанные документы

В конце февраля 2023 года Правительство утвердило правила привлечения государственной и экспериментальной авиации к поисковым и аварийно-спасательным работам. Речь идет о воздушных судах с экипажами, средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательных парашютно-десантных группах со специальным снаряжением, беспилотниках, наземных поисково-спасательных командах и аварийно-спасательных командах аэропортов. Документ вступит в силу чуть более чем через три месяца — 1 сентября.

С этой же даты начнут применять изменения в статье 88 Воздушного кодекса, утвержденные Федеральным законом от 30 января 2024-го. Одно из таких предусматривает создание в стране единой системы авиационно-космического поиска и спасания для координации всех участников операции. Теперь на очереди рассмотрение правил ее проведения, которые сейчас обсуждают на портале проектов нормативных правовых актов. Планируется, что они заработают одновременно с ранее согласованными новшествами как обязательные для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой поисково-спасательной системы.

«Такие изменения своевременны и актуальны, — считает первый зампред Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный. — Во-первых, это улучшит координацию между службами, решения будут согласовываться быстрее, чтобы не терять время, аккумулировать возможности различных поисковых подразделений. Это значительно увеличит шанс на спасение людей».

Во-вторых, как отметил парламентарий, у спасателей станет совершеннее «оптика», которая позволит ориентироваться даже на труднопроходимой местности и при плохих погодных условиях. Например, когда речь идет о расширении функционала Росавиации и Роскосмоса, спасатели смогут активнее задействовать современные и более надежные функциональные технические решения — российские системы спутниковой навигации, беспилотники с тепловизорами и так далее.

«Уже сегодня Росавиация помогает воздушным судам в случае сбоя или глушения сигнала GPS — подхватывает ГЛОНАСС, — рассказал «Парламентской газете» Анатолий Выборный. — Как показывает опыт, спасателям крайне важно оперативно получать данные разведки и мониторинга для определения границ поиска и координат места бедствия. Наличие приемника, который »видит» российские спутники, позволяет определять местоположение объекта с точностью до 3-10 метров. В-третьих, будет накапливаться практика такого взаимодействия. Значит, спустя какое-то время появятся новые стандарты, единые подходы и алгоритмы совместного поиска и спасения. Уже сейчас Россия накопила самый передовой опыт в этой сфере, что позволяет помогать другим странам в сложнейших спасательных операциях».

В режиме готовности

Руководители организаций, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации), авиационные предприятия, государственная и экспериментальная авиация, которым в любую секунду может поступить сигнал SOS, предварительно должны подтвердить свою готовность прийти на помощь. Например:

  • обеспечить дежурство органов управления полетами, поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп и наземных поисково-спасательных команд,
  • наличие аварийно-спасательного имущества и снаряжения,
  • на воздушных судах — средства для спасания и жизнеобеспечения экипажей.

Спасательные операции организуют по зонам авиационно-космического поиска, границы которых совпадают с территориями Единой системы организации воздушного движения в России. Алгоритм действий закрепят в инструкции, утвержденной подразделением Росавиации по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. В частности, информацию о попавших в беду воздушных или морских судах будет аккумулировать авиационный координационный центр.

Если случилась беда

Авторы проекта перечислили ситуации, когда следует начинать поисково-спасательные работы. Поводы для оперативной реакции:

  • сигнал бедствия с борта воздушного судна,
  • доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего несчастье,
  • сообщение о судах в небе и на воде, людях в море, попавших в нештатную ситуацию, от очевидцев, правоохранителей или местных властей,
  • воздушное судно не прибыло в пункт назначения через десять минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует более пяти минут. Правда, это не относится к полетам, выполняемым в уведомительном порядке использования воздушного пространства,
  • самолет получил разрешение на посадку, но не сел в расчетное время, а радиосвязь с ним потеряна,
  • пропала радиосвязь с экипажем самолета, а также само судно на экране слежения или связи с ним нет дольше пяти минут, если радиолокационного контроля не было,
  • проводится спуск аппарата с орбиты искусственного спутника Земли или спуск при аварии ракеты-носителя.

Под контролем от и до

За спасение попавших в беду жизней отвечает руководитель территориального подразделения Росавиации, а если идут контртеррористические операции и военные действия — командующий объединением военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа. Если же события развиваются в двух и более зонах — Главный авиационный координационный центр поиска и спасания.

Работы считаются начатыми с вылета или выхода дежурных сил и средств либо с команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам. Операция завершается после эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром или в населенный пункт, либо когда подтвердили гибель экипажа и пассажиров самолета, либо после доставки спускаемого аппарата и его экипажа на аэродром. При ЧП на воде — когда решают прекратить поиск людей, если усилия не дали результатов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL



Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer