Новая старая норма
В авиационных правилах закрепят допустимую температуру воздуха в салонах самолетов. Об этом говорится в ответах Минтранса в адрес зампреда комитета по охране здоровья Сергея Леонова (есть у «Известий»). Парламентарий обратился в ведомство после смертельного случая на борту «Аэрофлота», следовавшего из Бангкока в Красноярск.
Самолет должен был вылететь 26 марта в 18:00, но из-за технической неисправности, причины которой не объяснялись, людей четыре часа продержали в закрытом воздушном судне. Как рассказывали «Известиям» пассажиры, всё это время кислород в салон не подавался. В итоге из-за невыносимой жары нескольким людям стало плохо, а у жителя Красноярска Сергея Напалкова остановилось сердце. И лишь после этого, сообщали очевидцы, экипаж вызвал на борт врачей и открыл двери.
«При переиздании приказа министерства транспорта «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» будет внесено требование к допустимым значениям температуры воздуха в кабине гражданского судна», — говорится в ответе замминистра транспорта Владимира Потешкина Сергею Леонову.
При этом он отмечает, что в настоящее время пунктом 3.1.1 Санитарно-эпидемиологических правил установлено, что в салоне в течение полета должно быть от 20 до 25 °C.
«В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН указанные требования распространяются на юрлиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность связана с эксплуатацией воздушных судов», — отмечают в министерстве.
О том, что работа над переизданием правил начнется в 2025 году, Владимир Потешкин сообщил депутату в другом ответе, который касается невозвратных билетов (есть у «Известий»).
«Работу по переизданию федеральных авиационных правил планируется организовать в 2025 году. В рамках нее будут внесены изменения, в том числе по вопросам, затрагиваемым в вашем обращении», — говорится в документе.
«Известия» направили запрос в Минтранс с просьбой назвать сроки вступления в силу новых правил. Также редакция обратилась в авиакомпании с просьбой прокомментировать будущие изменения.
Как писали «Известия», Росавиация и Ространснадзор потребовали от авиакомпаний исключить случаи нахождения пассажиров в самолете при высокой температуре воздуха в салоне. Так, глава Госавианадзора Владимир Ковальский указал, что в воздушном законодательстве сегодня нет требований, регламентирующих допустимое значение этого показателя на борту. Поэтому он призвал авиаперевозчиков «неукоснительно руководствоваться» СанПиНом и температурными нормами от 20 до 25 °C.
Не только в полете
Высокая температура на борту авиалайнера — одна из самых распространенных причин жалоб пассажиров, у некоторых из них обостряются хронические заболевания, а иногда это приводит и к тяжелым последствиям для здоровья, пояснил «Известиям» причину своих обращений в Минтранс Сергей Леонов.
По его словам, действительно, нормы СанПиН регламентируют требования к температуре на бортах, но они отсутствуют в главном документе, на который опираются авиаперевозчики — в федеральных авиационных правилах.
— Поэтому решение Минтранса внести соответствующие поправки при переиздании можно приветствовать. Кроме того, в правилах необходимо уточнить, что комфортная для пассажиров температура в диапазоне 20–25 °C должна поддерживаться не только в полете, как сейчас говорится в СанПиН, но и во время подготовки к взлету, а также в период ожидания, если люди уже на борту, — подчеркнул депутат.
Он отметил, что нормы нарушаются чаще всего именно во время посадки — предвзлетном состоянии авиалайнеров, которое может длиться несколько часов. При этом перевозчики могут ссылаться на то, что СанПиН приписывает им поддерживать температуру только в полете.
Изменения правил помогут стюардам, считает председатель совета бортпроводников Общероссийского профсоюза авиационных работников Владислав Макеев.
— Допустим, приходит самолет, который не может запускать двигатели и давать электричество в момент посадки пассажиров, чтобы поддерживать работу кондиционеров. Тогда к нему подвозят вспомогательную силовую установку, которую подключают к борту. Многие компании сегодня на этом экономят, а все проблемы с температурным режимом приходится решать бортпроводникам, — пояснил Владислав Макеев.
По его словам, если температурные нормы пропишут в правилах, то авиакомпании вынуждены будут их соблюдать.
В Росавиации рекомендовали «Известиям» обратиться с запросом в Минтранс. В службе отметили, что в соответствии с п. 7 положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта она не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, таким органом является министерство.
— Сегодня нигде не прописано, какие действия должна совершить авиакомпания, если температурные требования СанПин не соблюдаются, как и нет никакой ответственности за их нарушение. Хотя, по логике, людей должны высадить из самолета и отправить в зал ожидания, но, безусловно, для бизнеса это лишние расходы, — пояснил «Известиям» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
По его словам, сейчас в случае задержки рейса авиакомпании могут ссылаться на то, что у них нет такой обязанности. Поэтому будет полезным прямо указать это в правилах, а самое главное, указать в них ответственность за несоблюдение этих норм, резюмировал эксперт.