Минтранс разработал проект федерального закона, дающего право существенно расширить функционал государственной системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, следует из опубликованного текста проекта.
В пояснительной записке указано, что сейчас активно прорабатываются вопросы использования этой системы для:
- мониторинга движения и состояния различных видов транспортных средств и техники (например, беспилотных воздушных судов, легких и сверхлегких гражданских воздушных судов, маломерных судов, транспортных средств категорий М2 и М3, транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, транспортирования отходов производства и потребления, транспортных средств, осуществляющих заготовку и транспортировку древесины, электрических средств индивидуальной мобильности, техники, используемой для тушения лесных пожаров);
- получения информации о происшествиях с различными типами маломерных судов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации с функцией вызова экстренных оперативных служб;
- получения информации и аварийного оповещения об аварийной ситуации с легкими и сверхлегкими воздушными судами;
- обеспечения сбора и обработки телеметрической информации, формируемой системами контроля состояния водителя;
- в целях регулирования скорости передвижения средств индивидуальной мобильности (СИМ) в пешеходных и иных медленных зонах.
Сейчас ЭРА-ГЛОНАСС используется только для экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия. В дальнейшем с ее помощью власти будут «регулярно анализировать текущую навигационную информацию в различных отраслях экономики».
Расширение сфер применения ЭРА-ГЛОНАСС уже рассматривалось и тестировалось. Так, первый эксперимент по принудительному ограничению скорости движения электросамокатов с помощью подключения их к системе состоялся прошлым летом в Москве. Источник в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) тогда рассказывал порталу «Авто.ру», что в эксперименте участвовали шесть самокатов со специальной оклейкой.
В модернизированной системе будет содержаться больше данных: предлагается включить в нее информацию о местоположении границ объектов местности, относящихся к улицам и дорогам, границ земель населенных пунктов, территорий общего пользования, особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, а также зон с особыми условиями использования территорий и др. Кроме того, в системе появятся данные по оснащению различных транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации (АСН), добавится навигационная информация, телематические данные.
Предполагается, что закон вступит в силу с марта 2025 года.
Летом 2023 года АО «ГЛОНАСС» — оператор госинформсистемы экстренного реагирования — направляло в Минтранс предложения по использованию своей системы для получения сигналов о происшествиях и авариях с легкими и сверхлегкими воздушными судами гражданской авиации. Об этом писал замгендиректора компании по технической политике Игорь Чурсин в департамент гражданской авиации Минтранса (копия письма есть в распоряжении РБК). В письме шла речь только о пилотируемых судах. Для этого сами воздушные суда должны быть оборудованы АСН. Такая аппаратура должна обеспечивать получение сигналов не менее чем от двух действующих глобальных спутниковых систем (преимущественно российских), одной из которых обязательно должна быть ГЛОНАСС. АСН также должна использовать сим-карту, настроенную на максимальное число операторов сотовой связи, говорилось в предложениях.
Предполагалось, что оператор системы будет давать доступ Главному авиационному координационному центру поиска и спасания (ГКЦПС) Росавиации к ЭРА-ГЛОНАСС для контроля за появлением аварийных сигналов. При этом договоры с АО «ГЛОНАСС» авиакомпании, владельцы и эксплуатанты судов должны заключать на добровольной основе, предлагал Чурсин.
О том, что система уже используется для мониторинга пассажирского транспорта и перевозок опасных грузов, рассказал на форуме ЦИПР в среду, 22 мая, гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. Он добавил, что компания также работает над созданием устройства V2X, «которое дополнит госинформсистему именно функцией предупреждения ДТП».
Год назад топ-менеджер также говорил о готовности ЭРА-ГЛОНАСС «при необходимости» организовать мониторинг беспилотников: «Наши компетенции, накопленные при реализации сервисов для малой авиации, позволяют максимально быстро запустить мониторинг беспилотных летательных аппаратов, обеспечить повышение безопасности их применения в различных сферах экономики и прозрачность маршрутов авиадронов для органов госвласти на всей территории страны». В пресс-службе ГЛОНАСС сообщили РБК, что система также уже прошла тестирование для применения на малой авиации и маломерных судах. Сейчас с ее помощью обеспечивается непрерывный мониторинг полетов 250 воздушных судов, которые продолжают обрабатывать сельхозземли в Южном федеральном округе при существующем режиме «закрытого неба» из-за специальной военной операции. Также компания оперирует платформой «Мониторинг ЭРА»: данные о движении пассажирского транспорта передаются в Ространснадзор и еще 600 муниципальных и региональных навигационно-информационных систем и баз данных перевозчиков, уточнил представитель компании.