Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлет с господдержкой


22 мая 2024 года Алексей Иванов, Эксперт


Первый коммерческий беспилотник пролетел над рисовыми полями Японии более 40 лет назад. С тех пор рынок активно развивается по всему миру, причем во многом за счет господдержки отрасли: БПЛА используются для доставки грузов, изучения местности и сельского хозяйства. В нашей стране по прогнозам Минпромторга России, к 2030 году рынок беспилотной авиации вырастет в 5 раз. О том, как государства во всем мире поддерживают производителей и потребителей беспилотников — в материале «Эксперта».

Маршрут построен

Пионером системного применения беспилотной авиации можно с уверенностью назвать Германию. В 2013 г. логистический оператор DHL провел летные испытания дрона Parcelcopter (в переводе — буквально «посылколет»): он доставлял грузы через реку Рейн в районе штаб-квартиры DHL. Протяженность маршрута составляла около одного километра. В 2014-2016 гг. оператор повторил эксперименты с беспилотниками, перевозившими грузы между курортом Нордайх и островом Йюст и в Баварских Альпах. Рейсы стали длиннее — 12 и 8,3 км соответственно.

Через три года был запущен регулярный маршрут в КНР: компания договорилась с китайским автопроизводителем EHang об эксплуатации беспилотников Falcon для обслуживания клиентов в провинции Гуандун. Расстояние от места отправления до пункта назначения было уже 8 км, дрон пролетал его за 8 минут, тогда как автомобилю требовалось 40 минут из-за дорожных пробок. Компания подсчитала, что на этом маршруте благодаря использованию БАС расходы на доставку грузов снизились на 80%.

Одновременно с Германией к использованию беспилотников в гражданских целях подошли США. Еще в 2013 г. стало известно о планах Amazon применять их для доставки товаров в отдаленные районы. В конце 2022 г. Amazon Prime Air объявила о старте коммерческих рейсов по транспортировке товаров в Калифорнии и Техасе. Но пока прорывных результатов достигнуто не было — выполнено всего 100 рейсов вместо ожидавшихся 10 тыс.

Гораздо более успешным оказался американский ритейлер Walmart: еще за 2 года до Amazon он договорился о сотрудничестве с тремя компаниями, имеющими собственные флоты дронов — DroneUp, Flytrex и Zipline. Их беспилотники обслуживают клиентов магазинов Walmart в Техасе, Юте, Виргинии, Аризоне, Арканзасе и Флориде на расстояния до 1,6 км.

По итогам 2022 г. Walmart доставил с помощью дронов свыше 6 тыс. посылок, среднее время выполнения заказов — 30 минут, стоимость перевозки груза весом до 4,5 кг на беспилотнике — почти $4 (в то время как у Amazon она составляет более $480). В планы Walmart теперь входит расширение числа воздушных доставок до 1 миллиона в год и обеспечение этой услугой 4 миллионов домохозяйств.

Оценки перспектив развития мировой беспилотной авиации разнятся, однако почти все эксперты сходятся во мнении, что рынок будет расти. Согласно прогнозу немецкого консалтингового агентства Drone Industry Insights, в 2023-2030 гг. глобальный рынок гражданских дронов будет увеличиваться со среднегодовым темпом 7,7% и достигнет в 2030 г. объема $54,6 млрд против $33,8 млрд в 2023 г. Наиболее расширяющимися сегментами рынка будут транспортировка грузов по складам и их доставка до потребителей.

Лидировать же на глобальном рынке беспилотников, как и в предыдущие годы, будут страны Азии — благодаря быстро развивающемуся производству в Китае и Японии. Не слишком будут отставать от них государства Ближнего Востока и Африки — там спрос на беспилотники будет расти со среднегодовым темпом 15,4%.

Американская исследовательская фирма Strategic Market Research предполагает расширение глобального рынка с $13 млрд в 2023 г. до $47,4 млрд в 2030-м, Fortune Business Insights — с $11 млрд до $54,8 млрд.

Полет на правительственном уровне

Европа
Во многих странах Европы поддержка разработчиков и производителей дронов осуществляется на уровне правительства. Например, в Великобритании, согласно стратегии развития беспилотной авиации до 2030 г., государство поддерживает компании—производители дронов, а также проекты университетов в рамках программы «The Future Flight Challenge» стоимостью 300 млрд фунтов стерлингов.

А в Германии в 2022 г. Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры одобрило гранты на сумму 4,3 млн евро для семи проектов. Один из которых, AMIFlyingIN2Air, призван обеспечить безопасное движение в небе над аэропортом Мюнхена.

США
Обращают на себя внимание меры поддержки производителей беспилотников в США. В августе 2020 г. министерство юстиции США ввело запрет на их госзакупки у «организаций, находящихся под влиянием правительства иностранного государства». Хотя в официальном документе ведомства не говорилось, какая именно страна имеется в виду, можно предположить, что подразумевался Китай. Причиной назывались риски для кибербезопасности и конфиденциальности информации, собираемой с помощью дронов, выпущенных за пределами США.

Это решение минюста США сразу же вызвало претензии со стороны китайской группы Da-Jiang Innovations (DJI), являвшейся на тот момент лидирующим экспортером беспилотников на американский рынок. Как следовало из ее заявления — многочисленные проверки показали безопасность и надежность продукции DJI.

Тем не менее, министерство внутренних дел США, управляющее государственными землями и заповедниками, объявило о временном прекращении эксплуатации сразу всего парка дронов (свыше 800 машин), которые были выпущены в КНР или имели компоненты китайского производства.

Ведомство стало постепенно заменять беспилотники из КНР машинами, выпущенным в Северной Америке. Так, в январе 2021 г. для сбора данных оно выбрало дроны канадской фирмы Dragonfly.

Китай
Китайский рынок беспилотников в последние несколько лет показал взрывные темпы роста: развивается технологическая база, появляются все новые производители дронов, а детально проработанная нормативно-правовая база и государственная политика в области БАС успешно поддерживает внутренний спрос. В результате, суммарный доход китайских предприятий по производству дронов, по данным Deutsche Geselschaft fur Internationale Zusammenarbeit, в 2020 г. превысил $8,6 млрд (и, как ожидается, в 2025 г. достигнет $17,9 млрд), обогнав североамериканских конкурентов с общим оборотом в $6,9 млрд (прогноз на 2025 г. — $11,82 млрд).

Самым быстрорастущим сегментом китайского рынка дронов стал агропромышленный комплекс. Это обусловлено субсидированием на национальном уровне как продаж беспилотников, так и их аренды. По данным министерства сельского хозяйства КНР, в 2016 г. на полях эксплуатировалось 4,8 тыс. дронов, а в 2021-м — уже 120 тыс. Вместе они обрабатывают порядка 71,3 млн га сельскохозяйственных земель.

Индия
В Индии заказы на дроны в сельском хозяйстве также поддерживаются на государственном уровне: продажи беспилотников субсидируются в зависимости от категории покупателей.

Например, Индийский совет сельскохозяйственных исследований, агротехнологические университеты, специализированные департаменты штатов, государственные предприятия имеют право на покрытие 100% стоимости дрона, фермерские организации — до 75% цены агродрона, самостоятельные фермеры — до 40-50%.

Для развития собственного производства в феврале 2022 г. министерство торговли и промышленности Индии ввело запрет на ввоз в страну дронов (как в собранном, так и разобранном виде). Исключение было сделано для государственных и образовательных организаций и производителей беспилотников, занимающихся научно-техническими разработками при условии получения ими официальных разрешений на импорт.

По замыслу индийских властей, к 2030 г. объем рынка агродронов достигнет $1 млрд, и занять его должны исключительно национальные изготовители.

Так полетим

Гражданская эксплуатация беспилотников в России в 2022 г. распределялась главным образом между мониторингом трубопроводов по перекачке нефти и природного газа и электрических сетей (около 40%), проведением работ по опрыскиванию полей (20%) и лесоустройству (7%), обследованием объектов капитального строительства (15%). Также они были задействованы для перевозки грузов (6%), картографирования (5%), геофизический съемки (3%).

В 2023 г. Правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. Затем был утвержден национальный проект «Беспилотные авиационные системы», распространяющийся на период до 2030 г. с перспективой его дальнейшего продления. Национальным проектом предусмотрено 5 федеральных проектов, 2 из которых находятся в сфере ведения Минпромторга России: «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих».

Эти основополагающие документы направлены не только на развитие производства беспилотных авиационных систем, но и на формирование новых сегментов их рынка, создание системы сертификации и безопасного управления полетами беспилотников, качественную подготовку кадров и обеспечение технологического суверенитета. В целом они посвящены поиску решений, которые будут прямо влиять на будущее беспилотной авиации в стране.

Одним из ключевых механизмов национального проекта является государственный гражданский заказ, который окажет прямое влияние на внутренний рынок.

Его объем (без учета дронов менее 1 килограмма, в большей степени являющихся образовательными БАС) должен вырасти с почти 3 тыс. в 2024 г. до 15 тыс. гражданских машин в 2030 г. Потребителями этих машин выступят органы власти, их подведомственные учреждения и компании с государственным участием.

Сейчас Минпромторг России активно знакомит отрасль с возможностями и перспективами развития гражданских беспилотников. В своем павильоне «Сделано нами» на выставке «Россия» ведомство демонстрирует макеты, интерактивные инсталляции и даже настоящие летательные аппараты. Например, первый в России беспилотник вертолетного типа — БАС-200, который уже используется для доставки грузов «Почтой России».

Дорожная карта полета

Деятельность Минпромторга России направлена на решение трех ключевых проблем, тормозящих развитие отрасли: во-первых, снятие барьеров для использования беспилотников, в том числе в сферах стандартизации, сертификации и безопасности их эксплуатации; во-вторых, недостатка массовости производства БАС из-за отсутствия гарантированного долгосрочного спроса; в-третьих, зависимости от импорта по ряду критических комплектующих, включая двигатели, винты, сервоприводы, аккумуляторные батареи, силовую электронику, элементы трансмиссии, пилотажно-навигационное оборудование.

Для решения поставленных задач Минпромторг России работает по нескольким направлениям.

В первую очередь были утверждены Правила допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях (постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2023 г. № 701). В 2023 г. были выданы первые сертификаты эксплуатантов беспилотных авиационных систем. Помимо этого, были сформулированы требования к разработчикам, изготовителям и эксплуатантам беспилотников.

В этом направлении важным шагом стало введение классификации машин (по кодам ОКПД-2) и выделение «разработки и производства БАС» в отдельный вид деятельности (по кодам ОКВЭД) (приказ Росстандарта от 7 июля 2023 г. № 491-ст).

Для того, чтобы стимулировать спрос на отечественные БАС со стороны госзаказчиков и одновременно мотивировать производителей повышать локализацию таких систем, внесены изменения в постановление, которое вводит балльную систему оценки «российскости» БАС. Кроме того, введены особые режимы закупок беспилотников через уже отработанные в других отраслях промышленности механизмы, как, например, «второй лишний». «Так будет обеспечен приоритет отечественных беспилотных авиационных систем при госзакупках» — отметил начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга России Алексей Сердюк.

По его оценке, органы власти и подведомственные учреждения закажут у производителей БАС более 9 тысяч преимущественно российских машин уже в 2024-2026 гг. (без учета образовательных БАС) В числе компаний с государственным участием, предполагающих закупать беспилотники, можно назвать «Транснефть», «Газпромнефть» и «РЖД».

В части увеличения спроса и тиражирование практики оказания услуг с использованием БАС предусмотрены: программа льготного лизинга АО «ГТЛК», механизм субсидирования лётного часа и механизм предоставления скидки на отечественные машины. Максимальный размер такой скидки может составить не более 40% цены реализации беспилотника.

На этапах разработки, сертификации и производства предусмотрены: программа грантовой поддержки разработки конструкторской документации, оператором которой является АНО «Агентство по технологическому развитию», субсидирование «сквозных НИОКР», поддержка проектов в сфере БАС через программы Фонда развития промышленности, а также предоставление грантов на сертификацию БАС.

«С текущего года тяжелые и средние аппараты, которые созданы разработчиками до внедрения нацпроекта, будут поддержаны грантами на сертификацию для прохождения процедур в Росавиации. Гранты на сертификацию российских беспилотников составят до 150 млн руб. и 250 млн руб. соответственно в зависимости от взлетной массы БАС. Разработка новых машин будут просубсидирована в рамках инструмента „сквозных НИОКР“. Он предполагает обеспечение до 90% затрат, необходимых для разработки новых типов беспилотников и унифицированных комплектующих», — говорит Алексей Сердюк.

Весь инструментарий дополнен созданием сети научно-производственных центров, которыми активно занимаются «Платформа НТИ» и Правительство Москвы. Флагманский проект реализован в индустриальном парке «Руднево». Еще две инициативы поддержаны Минпромторгом России: в декабре 2023 г. заключены соглашения с Томской и Самарской областями на сумму в 3,8 млрд руб. на оснащение НПЦ. Сеть станет инфраструктурной средой для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, выводу на рынок и развитию беспилотных авиационных систем и развитию смежных отраслей. Для их оснащения предусмотрена субсидия субъектам Российской Федерации.

Благодаря этому портфелю мер планируется обеспечить выпуск российских дронов весом от 1 килограмма и более к 2030 г. в объеме свыше 30 тыс. единиц в год, сократить зависимость от импорта, приблизившись к технологическому паритету с государствами-лидерами в области передовых разработок, новые рабочие места и ресурсную базу для развития инфраструктурного и кадрового потенциала.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах



Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer