Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков


20 мая 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Ученые предложили технологию обработки авиационных поверхностей для создания на них устойчивого антиобледенительного покрытия. Методика подразумевает образование приповерхностного микрорельефа, который будет отталкивать капли воды. Внедрение разработки будет способствовать безопасности за счет повышения надежности элементов конструкции воздушного судна. Также этот метод позволит снизить себестоимость перевозок благодаря экономии на обогреве корпуса в полете и обработке специальными жидкостями.

Чем опасно обледенение

Инженеры из Московского авиационного института (МАИ) совместно с учеными из Института физической химии и электрохимии (ИФХЭ) им. А.Н. Фрумкина РАН разработали технологию для создания покрытий, которые помогут самолетам избежать аварий из-за обледенения. Это состояние опасно тем, что приводит к ухудшению устойчивости и управляемости воздушного судна, а в наиболее серьезных случаях может заблокировать работу внешних органов управления и спровоцировать авиакатастрофу.

Методика предполагает обработку поверхностей специальным образом, в результате чего они приобретают способность отталкивать переохлажденные водяные капли, не позволяя им закрепляться и кристаллизоваться на обшивке.

— Применение покрытий, изготовленных с помощью предложенной технологии, охватывает сферы, в которых традиционные способы защиты имеют ограничения или малоэффективны. В частности, с их помощью можно увеличить надежность критически важных элементов конструкции самолета, — рассказал «Известиям» участник исследования, инженер кафедры «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Илья Жигулин.

К таким узлам относятся, например, элероны и закрылки, пояснил он. Первые — это устройства, расположенные на концах крыла, они, изменяя его геометрию, помогают воздушному судну поворачивать. Вторые — это поверхности в задней кромке «оперения», которые могут отклоняться, увеличивая подъемную силу во время взлета и набора высоты и повышая аэродинамическое сопротивление при снижении и посадке. Также они помогают удерживать самолет в потоке при относительно малых скоростях.

Помимо этого, водоотталкивающие покрытия будут востребованы для защиты от обледенения датчиков, вынесенных на поверхность воздушного судна, считает Илья Жигулин. Они служат для контроля параметров полета, и сбои в их работе, вызванные неблагоприятными факторами погоды, могут привести к аварийной ситуации.

Как сэкономить на воздушных перевозках

По словам специалиста, сейчас для борьбы с обледенением применяют обогрев корпуса самолета во время полета, на что уходит порядка 10% энергии. Также, если перед вылетом ожидаются неблагоприятные условия, судно обливают спецжидкостями. Вместе с тем исследования показывают, что элементы конструкции, обработанные по предложенной технологии, можно эксплуатировать без обновления в течение длительного времени. Это позволит сократить издержки авиакомпаний и, возможно, удешевит воздушные перевозки.

— Наши покрытия представляют собой шероховатости, рельеф которых изменяется на микро-, субмикро- и наноуровнях. Они создают большую площадь поверхности одновременно с малыми точками опоры. При контакте с таким материалом капля воды принимает форму, близкую к шарообразной, и соскальзывает. Результативность структуры была показана в работах академика Людмилы Бойнович, — объяснил ведущий научный сотрудник лаборатории поверхностных сил ИФХЭ РАН Кирилл Емельяненко.

Он добавил, что похожее явление можно наблюдать в живой природе на листьях и лепестках некоторых растений. Поэтому оно известно также под названием «эффект лотоса».

По словам ученого, микрорельеф специалисты наносят методом наносекундной лазерной обработки приповерхностного слоя материала. Вместе с тем алюминий, который чаще всего используют для обшивки самолетов, обладает способностью притягивать воду. Поэтому после этого на поверхность наносят дополнительный слой из органических молекул, который препятствует ее непосредственному контакту с металлом.

Трудности при внедрении

В настоящее время технология ограничена размерами оборудования для лазерного текстурирования поверхности и химического осаждения дополнительного слоя, но при создании производственной линии можно будет задействовать более крупные установки, отметил Кирилл Емельяненко.

Также, по мнению специалистов отрасли, для внедрения предложенных методов потребуется решить ряд технических задач. Так, по словам начальника отдела аэрофизики многофазных течений, разреженных газов и плазмы Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского Ивана Амелюшкина, расчеты и моделирование показывают, что водоотталкивающие покрытия на больших скоростях (свыше 100 м/с) функционируют иначе, чем стационарные.

— В частности, при некоторых режимах переохлажденные капли не соскальзывают с микрорельефного покрытия, а внедряются в его микропоры и держатся более крепко, чем на гладкой поверхности. То есть происходит эффект, обратный желаемому, — объяснил эксперт.

Кроме того, важно понимать устойчивость покрытий к загрязнениям, эрозии и другим повреждениям, считает он. Такие данные можно получить только в результате длительных испытаний материалов в условиях, которые соответствуют обстановке будущего применения этих материалов.

— Природа всегда была источником вдохновения для ученых. Например, водоотталкивающие поверхности основаны на наблюдении за микроструктурой лепестков лотоса. Также растение кувшиночник подсказало идею близких им суперскользких покрытий, — отметила научный сотрудник лаборатории физической химии полимеров Института элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН Полина Казарян.

Развивая эти направления, ученые создают широкий спектр новых материалов, подчеркнула ученый. Они могут также обладать самоочищающимися и антибактериальными свойствами. С этой точки зрения разработка коллег из МАИ и ИФХЭ РАН видится перспективной и важной, резюмировала она.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer