Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?


7 апреля 2024 года Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert), ИноСМИ, The National Interest


МиГ-21 разработали еще в 1955 году, а он до сих пор служит в некоторых странах, пишет TNI. Это поистине образцовый истребитель. Его послужной список вызывает только уважение и восхищение, подчеркивает автор статьи.

Истребитель МиГ-21, разработанный КБ Микояна и Гуревича в 1955 году, воплотил в себе инженерную и военную стратегию времен холодной войны.

Этот сверхзвуковой истребитель-перехватчик нес службу более чем в 50 странах и был самым распространенным военным самолетом своей эпохи. Несмотря на свою простоту, МиГ-21 оказался крайне эффективным, особенно в ходе войны во Вьетнаме, где зарекомендовал себя грозным противником американских войск. Его маневренность и скороподъемность в сочетании с небольшим поперечным сечением, обеспечивающим повышенную скрытность, снискали ему уважение. МиГ-21 продолжал служить в ВВС разных стран даже после прекращения производства в 1985 году — в том числе в Сербии во время балканских конфликтов 1990-х и Индии, которая планируют вывести свой парк из эксплуатации лишь к 2025 году. Долговечность и эффективность самолета, даже при технологическом превосходстве противников, лишь подчеркивают его выдающуюся роль в истории военной авиации.

Легенда авиации МиГ-21: от советского неба до современного поля боя

МиГ-21 — легендарный истребитель, служивший не только в бывших советских ВВС, но и по всему миру. Разработанный в 1955 году и принятый на вооружение ВВС СССР 1959 году, это был передовой по тем временам сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Его разработка восходит к началу холодной войны, когда две мировые сверхдержавы — США и Советский Союз — завертелись в смертельном танце, который мог стать ядерным в любой момент на протяжении всей второй половины двадцатого века.

МиГ-21 — это воплощение паранойи советских военных стратегов и той неуверенности, что они ощущали на протяжении 1950-х по поводу возможностей американских соперников.

Советское конструкторское бюро Микояна и Гуревича как раз вошло в период своего расцвета. МиГ-21 стал, пожалуй, самым распространенным военным самолетом своего времени. Но за советскую эпоху МиГ в принципе снискал себе лавры строителя легендарных боевых самолетов.

Однако в результате из тандема конструкторов остался один Микоян. И к распаду СССР конструкторское бюро видело времена и получше. Но МиГ остается ключевым звеном российского оборонного сектора и поныне, хотя его давно превзошло КБ Сухого — давний конкурент еще с советских времен.

МиГ-21 и его послужной список

МиГ-21 — поистине образцовый истребитель. Простой по конструкции и понятный по назначению, он нес службу более чем 50 странах. Компоновка МиГ-21 также была без особых изысков.

Благодаря единственному двигателю Туманского с тягой почти 7 000 килограммов самолет развивал скорость около 2 Махов и нес полторы тонны боеприпасов. Из-за дельтовидной формы корпуса русские называли истребитель “балалайкой” по сходству со струнным инструментом.

Для американских летчиков это был самый частый противник на протяжении всей войны во Вьетнаме. Истребители МиГ-21 ВВС Северного Вьетнама оказались маневреннее своего главного американского конкурента F-4 (“Фантом”). За годы войны МиГ-21 сбили около 50 американских самолетов, но и американцы уничтожили 68 МиГ-21.

Скорее всего, это результат мастерства американских летчиков и их превосходства над северовьетнамскими противниками, а не укор в адрес МиГ-21 и его технических возможностей.

За долгое время службы МиГ-21 выпускался в разных модификациях. Некоторые были одноместными, другие двухместными. Дуг Ричардсон в своей книге 1985 года “Восход Красной звезды” приводит слова западного летчика-испытателя, летавшего на МиГ-21. Тот утверждает, что “на войне поставил бы исключительно на МиГ-21”. Столь противоречивый комментарий западного летчика-испытателя (большинство аналитиков относились к большей части советских, а затем и российских технологий крайне пренебрежительно) обусловлен высокой скоростью подъема высоты МиГ-21, малым поперечным сечением (это прибавляло самолету малозаметности относительно конкурентов), а также общей маневренностью в бою.

Производство истребителей прекратилось в 1985 году, однако МиГ-21 продолжил свою легендарную службу. Сербские ВВС использовали их во всех кровопролитных войнах на Балканах в 1990-е годы (унаследовав авиаполки от Советского Союза).

МиГ-21 до сих пор служит в ВВС Индии

А ВВС Индии эксплуатируют МиГ-21 непрерывно с 1965 года, хотя постепенно и отказываются от этих систем в пользу более современных. Официально платформа МиГ-21 будет выведена из эксплуатации лишь в следующем году. Это поистине поразительный факт, учитывая, что Индия, как крупнейшая демократия в мире и пятая в мире экономика, постоянно совершенствует свои вооруженные силы. Но эта железная птица по-честному отработала все до последней рупии.

Индийский вариант МиГ-21Ф участвовал в войне за Бангладеш между Индией и Пакистаном в 1971 году (тогда Бангладеш была известна как Восточный Пакистан). Точные удары ВВС Индии по пакистанским военным лидерам в Дакке, столице Бангладеш, во многом предопределили ход конфликта и убедили пакистанцев сдаться. Таким образом Бангладеш после окончания военных действий получила независимость.

А совсем недавно, уже в 2019 году, ВВС Индии заявили, что один из их истребителей МиГ-21 уничтожил в бою гораздо более совершенный пакистанский F-16, после чего был сбит сам. Правительство Пакистана это утверждение опровергло, а индийцы так и не привели неопровержимых доказательств. Однако, если это правда, то это действительно фантастика, учитывая, что F-16, даже те модификации, что несут службу в ВВС Пакистана, технологически значительно превосходит старый МиГ-21.

Лишь немногие военные самолеты могут похвастаться такой живучестью и такими заслугами (например, B-52 “Стратофортресс” ВВС США). МиГ-21 нельзя недооценивать или умалять его достоинств — у него слишком великий послужной список, который не вызывает ничего кроме уважения и восхищения.

Брэндон Вейхерт — аналитик национальной безопасности The National Interest, бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, автор статей в The Washington Times, Asia Times и The Pipeline и ряда книг




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer