Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?


7 апреля 2024 года Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert), ИноСМИ, The National Interest


МиГ-21 разработали еще в 1955 году, а он до сих пор служит в некоторых странах, пишет TNI. Это поистине образцовый истребитель. Его послужной список вызывает только уважение и восхищение, подчеркивает автор статьи.

Истребитель МиГ-21, разработанный КБ Микояна и Гуревича в 1955 году, воплотил в себе инженерную и военную стратегию времен холодной войны.

Этот сверхзвуковой истребитель-перехватчик нес службу более чем в 50 странах и был самым распространенным военным самолетом своей эпохи. Несмотря на свою простоту, МиГ-21 оказался крайне эффективным, особенно в ходе войны во Вьетнаме, где зарекомендовал себя грозным противником американских войск. Его маневренность и скороподъемность в сочетании с небольшим поперечным сечением, обеспечивающим повышенную скрытность, снискали ему уважение. МиГ-21 продолжал служить в ВВС разных стран даже после прекращения производства в 1985 году — в том числе в Сербии во время балканских конфликтов 1990-х и Индии, которая планируют вывести свой парк из эксплуатации лишь к 2025 году. Долговечность и эффективность самолета, даже при технологическом превосходстве противников, лишь подчеркивают его выдающуюся роль в истории военной авиации.

Легенда авиации МиГ-21: от советского неба до современного поля боя

МиГ-21 — легендарный истребитель, служивший не только в бывших советских ВВС, но и по всему миру. Разработанный в 1955 году и принятый на вооружение ВВС СССР 1959 году, это был передовой по тем временам сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Его разработка восходит к началу холодной войны, когда две мировые сверхдержавы — США и Советский Союз — завертелись в смертельном танце, который мог стать ядерным в любой момент на протяжении всей второй половины двадцатого века.

МиГ-21 — это воплощение паранойи советских военных стратегов и той неуверенности, что они ощущали на протяжении 1950-х по поводу возможностей американских соперников.

Советское конструкторское бюро Микояна и Гуревича как раз вошло в период своего расцвета. МиГ-21 стал, пожалуй, самым распространенным военным самолетом своего времени. Но за советскую эпоху МиГ в принципе снискал себе лавры строителя легендарных боевых самолетов.

Однако в результате из тандема конструкторов остался один Микоян. И к распаду СССР конструкторское бюро видело времена и получше. Но МиГ остается ключевым звеном российского оборонного сектора и поныне, хотя его давно превзошло КБ Сухого — давний конкурент еще с советских времен.

МиГ-21 и его послужной список

МиГ-21 — поистине образцовый истребитель. Простой по конструкции и понятный по назначению, он нес службу более чем 50 странах. Компоновка МиГ-21 также была без особых изысков.

Благодаря единственному двигателю Туманского с тягой почти 7 000 килограммов самолет развивал скорость около 2 Махов и нес полторы тонны боеприпасов. Из-за дельтовидной формы корпуса русские называли истребитель “балалайкой” по сходству со струнным инструментом.

Для американских летчиков это был самый частый противник на протяжении всей войны во Вьетнаме. Истребители МиГ-21 ВВС Северного Вьетнама оказались маневреннее своего главного американского конкурента F-4 (“Фантом”). За годы войны МиГ-21 сбили около 50 американских самолетов, но и американцы уничтожили 68 МиГ-21.

Скорее всего, это результат мастерства американских летчиков и их превосходства над северовьетнамскими противниками, а не укор в адрес МиГ-21 и его технических возможностей.

За долгое время службы МиГ-21 выпускался в разных модификациях. Некоторые были одноместными, другие двухместными. Дуг Ричардсон в своей книге 1985 года “Восход Красной звезды” приводит слова западного летчика-испытателя, летавшего на МиГ-21. Тот утверждает, что “на войне поставил бы исключительно на МиГ-21”. Столь противоречивый комментарий западного летчика-испытателя (большинство аналитиков относились к большей части советских, а затем и российских технологий крайне пренебрежительно) обусловлен высокой скоростью подъема высоты МиГ-21, малым поперечным сечением (это прибавляло самолету малозаметности относительно конкурентов), а также общей маневренностью в бою.

Производство истребителей прекратилось в 1985 году, однако МиГ-21 продолжил свою легендарную службу. Сербские ВВС использовали их во всех кровопролитных войнах на Балканах в 1990-е годы (унаследовав авиаполки от Советского Союза).

МиГ-21 до сих пор служит в ВВС Индии

А ВВС Индии эксплуатируют МиГ-21 непрерывно с 1965 года, хотя постепенно и отказываются от этих систем в пользу более современных. Официально платформа МиГ-21 будет выведена из эксплуатации лишь в следующем году. Это поистине поразительный факт, учитывая, что Индия, как крупнейшая демократия в мире и пятая в мире экономика, постоянно совершенствует свои вооруженные силы. Но эта железная птица по-честному отработала все до последней рупии.

Индийский вариант МиГ-21Ф участвовал в войне за Бангладеш между Индией и Пакистаном в 1971 году (тогда Бангладеш была известна как Восточный Пакистан). Точные удары ВВС Индии по пакистанским военным лидерам в Дакке, столице Бангладеш, во многом предопределили ход конфликта и убедили пакистанцев сдаться. Таким образом Бангладеш после окончания военных действий получила независимость.

А совсем недавно, уже в 2019 году, ВВС Индии заявили, что один из их истребителей МиГ-21 уничтожил в бою гораздо более совершенный пакистанский F-16, после чего был сбит сам. Правительство Пакистана это утверждение опровергло, а индийцы так и не привели неопровержимых доказательств. Однако, если это правда, то это действительно фантастика, учитывая, что F-16, даже те модификации, что несут службу в ВВС Пакистана, технологически значительно превосходит старый МиГ-21.

Лишь немногие военные самолеты могут похвастаться такой живучестью и такими заслугами (например, B-52 “Стратофортресс” ВВС США). МиГ-21 нельзя недооценивать или умалять его достоинств — у него слишком великий послужной список, который не вызывает ничего кроме уважения и восхищения.

Брэндон Вейхерт — аналитик национальной безопасности The National Interest, бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, автор статей в The Washington Times, Asia Times и The Pipeline и ряда книг




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer