Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами


8 апреля 2024 года Андрей Коршунов, Известия


В России развили технологию производства сетеполотен — трикотажных тканей из металлической проволоки. В основном их применяют в качестве отражающих поверхностей для антенн-ретрансляторов, размещенных в космосе. Инновации позволят расширить технические возможности материалов и открыть новые сферы их применения. В перспективе их можно использовать для создания устойчивых каналов связи с удаленными космическими объектами и другими планетами, уверены ученые.

Как создают металлические ткани

В Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина развили технологию для производства металлических трикотажных тканей, из которых создают элементы космической техники и инфраструктуры. Эти материалы представляют собой гибкие, легкие и прочные сетеполотна, связанные из металлической микропроволоки.

Они не сцепляются и не переплетаются между собой, легко растягиваются и при этом хорошо отражают электромагнитные волны. Поэтому одно из основных применений — это самораскрывающиеся крупногабаритные антенны для космических аппаратов. В настоящее время такие ткани используют, к примеру, в конструкции передатчиков отечественных спутников-ретрансляторов «Луч» нового поколения.

Их применяют на геостационарной орбите (на высоте около 36 тыс. м) для организации перенаправления сигналов между российскими орбитальными группировками и наземными объектами. В частности, «Лучи» задействованы в обеспечении постоянной устойчивой связи с МКС, системой ГЛОНАСС. Ширина параболических антенн этих аппаратов, сшитых из сетеполотен, порядка 4–5 м.

Также предполагается, что металлоткани будут присутствовать в конструкции перспективной космической обсерватории «Спектр-М» («Миллиметрон»). С ее помощью ученые рассчитывают исследовать структуру ядер активных галактик, черных дыр и пульсов, а также таких экзотических объектов, как «белые дыры», в которые ничто не может войти, или «кротовые норы» — тоннели между разными частями пространства-времени.

На данный момент на одном из российских предприятий из сетеполотен создают антенны с отражающей поверхностью диаметром 48 м. Когда их разместят в космосе, они смогут обеспечить устойчивую телефонную связь в любой точке планеты без дополнительных ретрансляторов. Это открывает революционные возможности для телекоммуникационных систем.

— Наши основные инновации заключаются в строении тканей. Например, для крупногабаритных антенн, которые должны самостоятельно раскладываться, лучше подходит трикотажная структура. Она включает различные виды петель. Изменяя их форму, способы соединения и размеры ячеек между ними, можно варьировать характеристики материала. Такие как прочность или отражающая способность, — рассказал «Известиям» руководитель проекта Никита Заваруев.

По его словам, для создания тканей используют проволоку из вольфрама, молибдена и других тугоплавких металлов. Ее толщина — порядка 15–20 мкм, что в несколько раз меньше, чем волос человека.

Как передать сигнал с другой планеты

В настоящее время отработана технология разработки и создания металлических тканей для различных нужд, уточнил Никита Заваруев. При этом состав нитей и их конфигурация могут меняться в зависимости от задач, для которых создаются сетеполотна. На Земле они могут быть востребованы для создания специальных материалов с улучшенными характеристиками по термостойкости, ударопрочности и радиозащите. Широкие возможности открываются при использовании разработок на основе сетеполотен в медицине. Например, для биосовместимых протезов.

В космосе помимо перечисленных применений металлоткани можно использовать для укрепления обшивки орбитальных спутников или создания подложек для оборудования за бортом космических аппаратов. Возможно, они будут применяться и в конструкциях кубсатов (наноспутников) и малых космических аппаратов, бум которых сейчас происходит и в мире, и в России, сказал эксперт космонавтики Дмитрий Струговец.

— Любой спутник связи — это, по сути, ретранслятор. С их помощью, например, осуществляются телевизионные трансляции, передается интернет-трафик и сигналы сотовой связи между отдаленными регионами. Поэтому появление разнообразных технических приспособлений будет способствовать развитию телекоммуникации, — пояснил специалист.

При этом он напомнил, что спутники-ретрансляторы уже сейчас работают для передачи сигналов на удаленных космических объектах. Например, аппарат «Цюэцяо» помог осуществить мягкую посадку модулю «Чанъэ-4» на обратной стороне Луны. Сейчас он выполняет функции ретрансляции сигнала.

Аналогично на Марсе исследовательские аппараты передают данные на ретрансляторы, а те перенаправляют трафик к Земле. Такие устройства необходимы, чтобы обеспечить энергию для прохождения сигнала и компенсировать помехи, которые возникают на траектории его пути. Подобные системы потребуются и при освоении дальних планет.

Каждая конкретная система космической связи имеет свои ограничения, которые необходимо учитывать, отметил генеральный директор ООО «Лаборатория инфокоммуникационных сетей» Владимир Григорьев. Так, например, антенна с 48-метровым рефлектором, которую сейчас создают в России, вряд ли станет альтернативой широкодоступной сотовой связи, поскольку ее возможности скорее будут ограничены узким кругом пользователей — государственными органами или спецслужбами.

— Сейчас производство сетеполотен — это штучный и трудоемкий процесс. По этой причине они дорогие, и конструкторы предпочитают более доступные по цене решения. Поэтому изготовление продолжится в небольших объемах для нишевых применений, — высказал свое мнение коммерческий директор компании «Спутникс» Анатолий Копик.

Однако, уточнил он, крупногабаритные рефлекторы с сетчатой отражательной поверхностью необходимы в целях обеспечения надежной связи с космическими аппаратами, в том числе военной и правительственной. Также они будут использоваться при организации каналов телекоммуникации с российской орбитальной станцией (РОС). Ее развертывание в космосе запланировано на 2027 год.

По мнению специалиста, по мере развития технологий металлические ткани будут более популярны и могут найти применение в различных технических системах — как космических, так и наземных.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer