Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами


8 апреля 2024 года Андрей Коршунов, Известия


В России развили технологию производства сетеполотен — трикотажных тканей из металлической проволоки. В основном их применяют в качестве отражающих поверхностей для антенн-ретрансляторов, размещенных в космосе. Инновации позволят расширить технические возможности материалов и открыть новые сферы их применения. В перспективе их можно использовать для создания устойчивых каналов связи с удаленными космическими объектами и другими планетами, уверены ученые.

Как создают металлические ткани

В Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина развили технологию для производства металлических трикотажных тканей, из которых создают элементы космической техники и инфраструктуры. Эти материалы представляют собой гибкие, легкие и прочные сетеполотна, связанные из металлической микропроволоки.

Они не сцепляются и не переплетаются между собой, легко растягиваются и при этом хорошо отражают электромагнитные волны. Поэтому одно из основных применений — это самораскрывающиеся крупногабаритные антенны для космических аппаратов. В настоящее время такие ткани используют, к примеру, в конструкции передатчиков отечественных спутников-ретрансляторов «Луч» нового поколения.

Их применяют на геостационарной орбите (на высоте около 36 тыс. м) для организации перенаправления сигналов между российскими орбитальными группировками и наземными объектами. В частности, «Лучи» задействованы в обеспечении постоянной устойчивой связи с МКС, системой ГЛОНАСС. Ширина параболических антенн этих аппаратов, сшитых из сетеполотен, порядка 4–5 м.

Также предполагается, что металлоткани будут присутствовать в конструкции перспективной космической обсерватории «Спектр-М» («Миллиметрон»). С ее помощью ученые рассчитывают исследовать структуру ядер активных галактик, черных дыр и пульсов, а также таких экзотических объектов, как «белые дыры», в которые ничто не может войти, или «кротовые норы» — тоннели между разными частями пространства-времени.

На данный момент на одном из российских предприятий из сетеполотен создают антенны с отражающей поверхностью диаметром 48 м. Когда их разместят в космосе, они смогут обеспечить устойчивую телефонную связь в любой точке планеты без дополнительных ретрансляторов. Это открывает революционные возможности для телекоммуникационных систем.

— Наши основные инновации заключаются в строении тканей. Например, для крупногабаритных антенн, которые должны самостоятельно раскладываться, лучше подходит трикотажная структура. Она включает различные виды петель. Изменяя их форму, способы соединения и размеры ячеек между ними, можно варьировать характеристики материала. Такие как прочность или отражающая способность, — рассказал «Известиям» руководитель проекта Никита Заваруев.

По его словам, для создания тканей используют проволоку из вольфрама, молибдена и других тугоплавких металлов. Ее толщина — порядка 15–20 мкм, что в несколько раз меньше, чем волос человека.

Как передать сигнал с другой планеты

В настоящее время отработана технология разработки и создания металлических тканей для различных нужд, уточнил Никита Заваруев. При этом состав нитей и их конфигурация могут меняться в зависимости от задач, для которых создаются сетеполотна. На Земле они могут быть востребованы для создания специальных материалов с улучшенными характеристиками по термостойкости, ударопрочности и радиозащите. Широкие возможности открываются при использовании разработок на основе сетеполотен в медицине. Например, для биосовместимых протезов.

В космосе помимо перечисленных применений металлоткани можно использовать для укрепления обшивки орбитальных спутников или создания подложек для оборудования за бортом космических аппаратов. Возможно, они будут применяться и в конструкциях кубсатов (наноспутников) и малых космических аппаратов, бум которых сейчас происходит и в мире, и в России, сказал эксперт космонавтики Дмитрий Струговец.

— Любой спутник связи — это, по сути, ретранслятор. С их помощью, например, осуществляются телевизионные трансляции, передается интернет-трафик и сигналы сотовой связи между отдаленными регионами. Поэтому появление разнообразных технических приспособлений будет способствовать развитию телекоммуникации, — пояснил специалист.

При этом он напомнил, что спутники-ретрансляторы уже сейчас работают для передачи сигналов на удаленных космических объектах. Например, аппарат «Цюэцяо» помог осуществить мягкую посадку модулю «Чанъэ-4» на обратной стороне Луны. Сейчас он выполняет функции ретрансляции сигнала.

Аналогично на Марсе исследовательские аппараты передают данные на ретрансляторы, а те перенаправляют трафик к Земле. Такие устройства необходимы, чтобы обеспечить энергию для прохождения сигнала и компенсировать помехи, которые возникают на траектории его пути. Подобные системы потребуются и при освоении дальних планет.

Каждая конкретная система космической связи имеет свои ограничения, которые необходимо учитывать, отметил генеральный директор ООО «Лаборатория инфокоммуникационных сетей» Владимир Григорьев. Так, например, антенна с 48-метровым рефлектором, которую сейчас создают в России, вряд ли станет альтернативой широкодоступной сотовой связи, поскольку ее возможности скорее будут ограничены узким кругом пользователей — государственными органами или спецслужбами.

— Сейчас производство сетеполотен — это штучный и трудоемкий процесс. По этой причине они дорогие, и конструкторы предпочитают более доступные по цене решения. Поэтому изготовление продолжится в небольших объемах для нишевых применений, — высказал свое мнение коммерческий директор компании «Спутникс» Анатолий Копик.

Однако, уточнил он, крупногабаритные рефлекторы с сетчатой отражательной поверхностью необходимы в целях обеспечения надежной связи с космическими аппаратами, в том числе военной и правительственной. Также они будут использоваться при организации каналов телекоммуникации с российской орбитальной станцией (РОС). Ее развертывание в космосе запланировано на 2027 год.

По мнению специалиста, по мере развития технологий металлические ткани будут более популярны и могут найти применение в различных технических системах — как космических, так и наземных.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer