Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»


23 апреля 2024 года Анастасия Львова, Герман Костринский, РБК


Строительством нового аэропорта на Кавказе займется холдинг «Аэропорты регионов», выяснил РБК. Предварительная стоимость проекта — 25 млрд руб., план — к 2030 году количество туристов в регионе увеличится вдвое

Строительством нового аэропорта в Карачаево-Черкесии займется холдинг «Аэропорты регионов», рассказали РБК три источника, знакомых с ходом обсуждения проекта.

По словам источника РБК, знакомого с проектом создания аэропорта, предварительная оценка стоимости строительства — 25 млрд руб. Прогнозный туристический поток в Карачаево-Черкесскую Республику (КЧР) в 2030 году оценивается на уровне 4 млн человек (по итогам 2023-го, по данным минтуризма республики, регион посетили 2,1 млн туристов). Карачаево-Черкесия — это единственный регион Северного Кавказа, где еще нет аэропорта. На данный момент воздушную гавань планируют строить в станице Зеленчукская, рассказал один из источников. Предполагается, что аэропорт будет международным. «Самая большая проблема — в создании взлетно-посадочной полосы», — добавил один из собеседников РБК.

В конце 2023 года глава КЧР Рашид Темрезов анонсировал начало строительства аэропорта в 2025 году. В марте он уточнил, что завершить проект планируется в 2028-м. По словам источника РБК, начало реализации проекта намечено не ранее чем на 2027 год. Как рассказывают собеседники РБК, в 2023 году в качестве потенциальных инвесторов в правительстве обсуждались структуры, близкие к Роману Троценко, Олегу Дерипаске, бывшему губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву.

В «Аэропортах регионов» отказались от комментариев.

Что известно про инвестора

УК «Аэропорты регионов» — это холдинг, управляющий аэропортами Кольцово (Екатеринбург), Платов (Ростов-на-Дону), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), Гагарин (Саратов), Елизово (Петропавловск-Камчатский) и др. (всего десять аэропортов). УК принадлежит компании «Ретранс». «Ретрансом», в свою очередь, владеют бывший топ-менеджер «Реновы» Виктора Вексельберга Владимир Резер (90%) и менеджмент УК «Аэропорты регионов» (10%). Суммарный пассажиропоток аэропортов, находящихся в управлении «Аэропортов регионов», в 2023 году превысил 17,4 млн человек.

Схема финансирования

По словам одного из источников, сейчас инвестор, федеральные и региональные власти обсуждают коммерческую привлекательность проекта. Источник в одной из компаний, которая рассматривала вариант участия в проекте, утверждает, что сомнения вызывает прогнозируемый пассажиропоток. «Мы сомневаемся, что там будет даже миллион человек в год, а это необходимый трафик, чтобы окупить такой дорогой проект. Высокие показатели в Архызе возможны, только если к 2030 году страны Европы все еще будут закрыты», — уверен он.

Другой собеседник в одном из крупных аэропортов считает прогноз инвестиций на уровне 25 млрд руб. излишне оптимистичным — аэропорт, по его мнению, будет стоить дороже.

По данным источника РБК, близкого к авиавластям, новый аэропорт возле курорта Архыз войдет в число 75 планируемых к реконструкции (или строительству) до 2030 года. По нему имеется предварительное подтверждение инвестора на реализацию по схеме государственно-частного партнерства. При этом бюджетное софинансирование будет проходить по госпрограмме Минэкономразвития, а не по программам Минтранса, рассказал источник.

По информации РБК, последнее совещание, на котором обсуждалось строительство воздушной гавани, прошло 10 апреля. На нем присутствовали, в частности, глава Росавиации Дмитрий Ядров и министр экономики Максим Решетников.

В Росавиации, Минэкономразвития, Минтрансе и «Кавказ.РФ» не ответили на вопросы РБК на момент публикации.

Перспективы проекта

Аэропорты регионов Северо-Кавказского округа испытывают повышенные нагрузки и фиксируют рост трафика на фоне закрытия 11 аэропортов юга и центральной части России с 2022 года. В Минводах — крупнейшем аэропорту СКФО — в прошлом году было обслужено 4,8 млн пассажиров (+17,3% к 2022 году). Сейчас «Новапорт» строит там новый терминал внутренних линий. Ожидается, что новый аэровокзальный комплекс будет запущен в эксплуатацию в 2025 году.

Другой аэропорт округа — Грозный — по итогам 2023 года впервые преодолел отметку в 1 млн обслуженных пассажиров, нарастив трафик на 29,3% в годовом выражении. Аэропорт включен в программу Минтранса «Развитие региональных аэропортов», на его реконструкцию выделено только из федерального бюджета более 6 млрд руб., сообщил источник. Реконструкция должна завершиться в 2026 году, сообщал ранее глава Минтранса.

Пассажиропоток Нальчика в 2023 году составил 137 тыс. человек, аэропорта Владикавказа — 916,6 тыс. человек, Магаса — 145 тыс., Махачкалы — 2,8 млн (+11,6%). Последний аэропорт также включен в программу Минтранса (стоимость работ — 13 млрд руб., работы должны быть завершены в 2026 году).

Пассажиропоток аэропорта, очевидно, будет зависеть от того, как будет развиваться горнолыжный курорт «Архыз», считает ведущий эксперт центра экономики и транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Любые количественные прогнозы на 2030 год сейчас делать трудно. Но вряд ли в ближайшие годы что-то серьезно поменяется, поэтому я бы ориентировался на оптимистичный прогноз. Людям все равно нужно где-то отдыхать. Любой хороший горнолыжный проект найдет своих туристов», — отмечает эксперт. С другой стороны, проблема курорта сейчас в том, что ближайший аэропорт до него находится в 210 км, поэтому «продать его» статусным клиентам трудно.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что у будущего аэропорта «есть все шансы выйти на пассажиропоток, близкий к 1 млн»: «Фактически уже в 2024 году курорт «Архыз» ожидает более 1 млн туристов, а в первом квартале этот показатель вырос на 10%, до 625 тыс. человек. При этом в 2024 году горнолыжный сезон продлен до 1 мая, и он стал самым продолжительным. Этому способствовали и погодные условия, и новые системы снежения, которые позволяют обеспечить покрытие искусственным снегом всех 100% трасс. То есть горнолыжный сезон с декабря по апрель может гарантированно осуществляться».

Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин отмечает, что «инфраструктурное развитие станет ключевым фактором успеха этого региона»: «На него наблюдается стабильно высокий спрос, ответом на который должно стать наращивание инфраструктурного предложения — не только транспортно-логистического, но также гостиничной и другой туристской инфраструктуры».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17



Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer