Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного


11 апреля 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» вывела на низкую опорную орбиту разгонный блок «Орион» с массогабаритным имитатором полезной нагрузки, а также малый спутник «Гагаринец». Она впервые полетела с космодрома Восточный: пуск был произведен с третьей попытки. Вместе с «Ангарой» был также протестирован и новый стартовый комплекс «Амур». Какие грузы российская ракета будет выводить на орбиту и сможет ли она отправлять новые аппараты для изучения дальнего космоса — в материале «Известий».

Какие задачи будет решать «Ангара-А5»

11 апреля в 12:00 мск с космодрома Восточный успешно стартовала ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5». Двигатели отработали штатно и все ступени отделились согласно циклограмме. Примерно через 13 минут на высоте около 200 км над Землей произошло отделение разгонного блока «Орион» с полезной нагрузкой.

— Тяжелая «Ангара» важна, потому что она сможет выводить порядка 25 т нагрузки на низкую околоземную орбиту. Это, к примеру, ориентировочная масса одного модуля будущей Российской орбитальной станции. Также ракета даст возможность запускать новые аппараты для изучения дальнего космоса. Так, с ее помощью будут выводить обсерваторию «Спектр-УФ». Также, если мы хотим отправить миссию на Венеру или вернуть грунт с Луны, нам нужен тяжелый носитель. Кроме того, она использует экологически чистые и безопасные для человека компоненты топлива, — сказал директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович. Встреча с ним прошла 10 апреля в пресс-центре МИЦ «Известия».

Полет состоялся лишь с третьей попытки. Первая была предпринята 9 апреля. По словам главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, тогда запуск был отменен автоматикой из-за сбоя в системе наддува бака окислителя центрального блока ракеты носителя. Вторую попытку провели на следующий день, но ее также пришлось отменить из-за программной ошибки при контроле запуска двигателя.

Успешный старт 11 апреля подтвердил компетенции российских специалистов по разработке и выводу в космос полезной нагрузки с помощью ракет тяжелого класса. Такими возможностями, помимо России, сегодня обладают только США и Китай, сказал гендиректор аэрокосмической корпорации «Новый космос», эксперт рынка НТИ Аэронет Антон Алексеев.

— Для мировой отрасли еще один доступный носитель — это всегда хорошо. Но для отечественной космонавтики сегодняшний полет — однозначно, важный и долгожданный запуск. Как тяжелая «Ангара», так и Восточный крайне необходимы для реализации наших задач. В частности, тяжелая ракета-носитель может доставлять многоцелевые спутники связи, орбитальные телескопы, а это актуальные для нас вопросы, — пояснил заместитель декана факультета СМ МГТУ имени Н.Э. Баумана Андрей Новиков.

Кроме того, подчеркнул эксперт, тяжелые ракеты необходимы для запусков пилотируемых кораблей «Орел».

Какие системы испытали при старте

Специалисты отметили, что в ходе запуска был испытан целый ряд новых российских разработок. В частности, сама «Ангара-А5» — это первая ракета тяжелого класса, созданная в нашей стране после кризиса 1990-х годов. Она представляет собой трехступенчатую модульную конструкцию из универсальных модулей. Высота носителя — 53 м, а стартовый вес — 761 т. На первой ступени его выводят в космос четыре РД-191. Еще одна аналогичная установка расположена на второй ступени. А на третьей в дело вступает РД-0124А. Все двигатели работают на смеси кислорода и керосина.

Это первый старт «Ангары-А5» с Восточного, три предыдущих раза ее запускали с космодрома Плесецк. Также важно, что на данном этапе была проверена первая такая ракета, изготовленная в Омске. Производство в этот город перенесли из Москвы.

Кроме того, боевое крещение прошел новый стартовый комплекс «Амур». Это многофункциональный объект, предназначенный для запуска всей линейки ракет-носителей «Ангара» — от сверхлегкой до сверхтяжелой. Он представляет собой копию аналогичного объекта в Плесецке, но оптимизирован в том числе и для пилотируемых полетов. Всего с «Амура» рассчитывают выполнять до 10 пусков в год.

— Новый стартовый комплекс на Восточном важен, потому что он обеспечит России гарантированный доступ в космос. С него с помощью ракет-носителей семейства «Ангара» можно запускать любые полезные нагрузки, необходимые для реализации отечественной программы, — пояснил «Известиям» доцент кафедры «Космические системы и ракетостроение» Московского авиационного института, старший менеджер отдела коммерческих программ ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Владимир Бронфман.

Вариативность комплекса, по мнению эксперта, даст возможность тонко реагировать на насущные потребности и находить варианты для удешевления вывода полезной нагрузки в космос. В дальнейшем по мере разработки многоразовых ступеней стоимость запусков может еще снизиться.

В настоящее время в успешной эксплуатации тяжелой «Ангары» заинтересованы многие как государственные, так и частные структуры, говорит Владимир Бронфман. Например, такие ракеты необходимы для реализации программы по созданию системы спутниковой связи «Сфера» и развитию телекоммуникационных услуг. Кроме того, запуск тяжелых спутников требуется и для выполнения военных задач.

— Комплекс «Амур» на Восточном получился очень технологичным. Он позволяет обслуживать носители, не оглядываясь на экстремально низкие или высокие температуры, свойственные климату в южных областях Дальнего Востока. Плюс сложная инфраструктура дает возможность быстро устранить возникающие неисправности. Как, например, случилось после отмененных запусков 9 и 10 апреля. При этом важно, что снимать ракету со стартового стола не требуется, — поделился своим мнением эксперт, ведущий Telegram-канала «Космодайвер» Николас Оксман.

Восточный изначально планировали для «Ангары», но потом из-за различных нестыковок и задержек было принято промежуточное решение о создании на космодроме комплекса для запусков ракет-носителей семейства «Союз», напомнил руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Поэтому сегодняшний старт знаменует возвращение к первоначальному сценарию.

— Россия располагает обширным парком средних и легких носителей. Они решают большинство задач ракетно-космической отрасли. При этом для многих действительно грандиозных проектов, таких, как создание орбитальных станций, вывод межпланетных аппаратов и тяжелых геостационарных спутников, требуются более серьезные ракеты. Для этих целей в нашей стране применяют «Протоны», но они используют высокотоксичные компоненты топлива и проигрывают в надежности, — прокомментировал генеральный директор ООО «Определяющие двигатели» Руслан Габзетдинов.

Поэтому важно, что приходит новое поколение отечественных ракет. Они позволят решить нынешние задачи, но при нужно смотреть вперед и уже сейчас есть аппараты, которые смогут выводить в космос кратно большие полезные нагрузки, объяснил эксперт.

Какую полезную нагрузку «Ангара-А5» доставила в космос

Еще одним важным событием состоявшегося запуска стало также испытание нового разгонного блока «Орион», отметили специалисты. Он представляет собой развитие хорошо известного и зарекомендовавшего себя аппарата ДМ-03. В отличие от предшественника он отличается увеличенными размерами и тем, что в его конструкции больше композитных деталей.

При максимальной заправке «Орион» весит 22,1 т. Его планируют применять для доставки грузов на геостационарную орбиту на высоту порядка 36 тыс. км. В этой версии ракеты-носителя разгонный блок сможет вывести на эти высоты груз весом до 2,4 т. При этом аппарат может пять раз включать свои двигатели, чтобы, маневрируя, привезти груз в нужную точку космического пространства.

В составе полезной нагрузки в дополнение к испытательному массогабаритному макету на «Ангаре-А5» отправился микроспутник «Гагаринец». Это служебная платформа без полезного наполнения. Ее вес — всего 3,8 кг.

Устройство необходимо для отработки технологий запуска подобных аппаратов с помощью ракеты-носителя «Ангара-А5», уточнил один из создателей микроспутника, руководитель космического стартапа Avant Space Антон Оссовский.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах



Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer