Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков


11 апреля 2024 года Анастасия Львова, РБК


Госкорпорация по организации воздушного движения вышла в прибыль после 3 лет убытков. Ее выручка от услуг аэронавигации выросла после провала 2022 года, а расходы снизились. Но профсоюз диспетчеров жалуется на урезание соцпакета

ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (провайдер аэронавигационного обслуживания в России, подведомственно Росавиации) по итогам 2023 года вышло в прибыль после трех лет убытков, следует из отчетности ФГУП.

Чистая прибыль предприятия составила 7,9 млрд руб. против убытка 25,5 млрд руб. в 2022 году. Выручка выросла на 79%, до 92,2 млрд руб., преимущественно за счет роста доходов от основного вида деятельности — аэронавигационного обеспечения, следует из отчетности. В 2023 году госкорпорация также получила бюджетные субсидии на поддержание деятельности в размере 5 млрд руб. Для сравнения: в 2022 году ей выделялось 18 млрд руб. господдержки.

До этого последний раз Госкорпорация по ОрВД получала прибыль в докризисном 2019 году — тогда она достигала 14,7 млрд руб., а в 2018 году была еще выше — 32,8 млрд руб.

«Прибыль ФГУП росла с 2014 года на фоне ослабления рубля, и они накопили неплохую финансовую подушку безопасности себе к 2020 году. До пандемии более 90% выручки приходилось на оплату аэронавигации иностранными перевозчиками, — напоминает ведущий эксперт центра экономики и транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. — А затем наложились два неудачных момента — резкая потеря доходов в пандемию и достаточно серьезные инвестиции по строительству укрупненных центров ОрВД. Также часть средств ФГУП пошла на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево».

В результате в 2020 году чистый убыток госкорпорации составил 28,1 млрд руб., в 2021 году — 17,3 млрд руб. В 2022 году, после начала военных действий на Украине, российская авиаотрасль столкнулась с масштабными западными санкциями, которые вновь снизили интенсивность полетов в воздушном пространстве России (из-за прекращения полетов многих зарубежных авиакомпаний и закрытия части аэропортов). ФГУП начало выводить часть сотрудников в простой. Летом 2022 года в простое находились до 15 тыс. работников, рассказывал президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев. Простой частично сняли в апреле 2023 года и полностью — осенью, писал РБК.

С учетом проведенных в 2022–2023 годах мероприятий по оптимизации расходов, а также субсидий правительства и повышения ставок сборов за аэронавигационное обслуживание финансовое состояние госкорпорации «оценивается как умеренно оптимистичное», сообщила РБК пресс-служба предприятия. В 2024 году Госкорпорация по ОрВД за господдержкой не обращалась и «при условии сохранения текущих объемов воздушного движения» планирует осуществлять финансово-хозяйственную деятельность без нее, добавили там.

Жалобы диспетчеров

Несмотря на улучшение финансового состояния госкорпорации, профсоюз авиадиспетчеров вновь обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать работников предприятия (РБК ознакомился с копией их письма, профсоюз подтвердил его отправление). По данным отчетности ФГУП, за 2023 год численность персонала сократилась еще на 2290 человек (2013 человек были сокращены в 2022 году), а выплаты социального характера снизились с 4,5 млрд руб. в позапрошлом году до 1,7 млрд руб. в 2023 году.

Профсоюз в письме указывает, что на фоне мер экономии в корпорации работники испытывают давление, а их социальные условия продолжают ухудшаться. «Работодателем были введены ограничения по компенсации стоимости авиабилетов при перелетах к месту проведения отпуска, значительно сокращены жилищная корпоративная программа и программа привлечения специалистов на работу в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. В 2022 году были заморожены единовременные выплаты работникам, увольняющимся на пенсию», — пишет в обращении президент ФПАД Сергей Ковалев.

Он также указывает на снижение уровня зарплат: «За период с 1 января 2022 года по 1 января 2024 года фактически начисленная средняя заработная плата работников снизилась на 2,2%. И это несмотря на то, что в период с 2022 по 2024 год предприятие провело формальное повышение окладов работников суммарно на 5,99%». Согласно отчетности, средняя зарплата сотрудников ФГУП в 2023 году выросла на 8,8%, до 142 624 руб. в месяц. Уровень инфляции, по данным Росстата, за прошлый год составил 7,42%.

В прошлом году Минтранс просил поддержки для ФГУП в гораздо большем объеме, чем полученные 5 млрд руб.: запрашивалось 28 млрд руб. на три года вплоть до 2025 года. Но Минфин отказал и предложил реорганизовать убыточное предприятие из ФГУП в форму федерального казенного учреждения (ФКУ). Как поясняли в министерстве (письмо замглавы Минфина Ирины Окладниковой в Минтранс есть в распоряжении РБК), «осуществление систематически убыточной деятельности и необходимость непрерывного субсидирования расходов на обеспечение деятельности унитарного предприятия Минфином России не может быть поддержано». Минфин также указал на некорректные прогнозы Минтранса по остатку денежных средств на счетах предприятия на конец 2022 года и на некорректный прогноз роста доходов за аэронавигацию для иностранных пользователей в начале 2023 года (прогнозировался рост, фактически они снижались), следует из письма.

Предложения профсоюза

Профсоюз просит президента поручить правительству компенсировать расходы госкорпорации на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево (из средств ФГУП было направлено 8 млрд руб., полоса введена в 2019 году), а также компенсировать фактическое обнуление тарифа за аэронавигацию в аэропортах Дальневосточного федерального округа (мера введена в марте 2020 года на фоне пандемии СOVID-19). Также работники просят исключить ФГУП из списка предприятий, которые должны возвращать в бюджет 50% прибыли (по постановлению от 2011 года № 1060-р).

Помимо этого, предлагается приостановить инвестиции во все не имеющие критического значения для функционирования системы ОрВД проекты. «В первую очередь речь идет о закупках и установке многопозиционных систем наблюдения (МПСН), эффективность которых является до сих пор сомнительной», — пишет профсоюз. На сайте ГК по ОрВД сказано, что внедрение МПСН в России активизируется с 2018 года. Использование таких систем позволяет решить несколько задач: повысить качество работы по обеспечению безопасности полетов и точно измерять высоту полета воздушных судов в интересах передачи данных в региональные мониторинговые агентства. Агентство «Авиапорт» писало, что такие системы внедряют как минимум с 2009 года: тогда первая система P3D-AS была поставлена в аэропорт Домодедово, а в 2012 году введена в эксплуатацию.

«Когда МПСН начали закупать, то объяснялось это нуждой для более точных заходов на посадку, более точной навигацией. По существу же МПСН так и не работает, то есть диспетчер управляет воздушным движением на основании информации от радиолокационных станций: локаторы как были установлены, так и продолжают работать. Фактически 90% всей территории страны ими перекрывается, там, где есть воздушные трассы», — пояснил РБК глава профсоюза диспетчеров. «Возможно, МПСН когда-то будут востребованы для полетов беспилотных аппаратов, но точно мы этого сказать не можем. Пока же они требуют постоянного обслуживания, хоть и не востребованы. При этом станции и подстанции не всегда устанавливались в доступных местах, то есть для их обслуживания надо инженеров вертолетами забрасывать», — уточнил Ковалев.

Крамаренко из НИУ ВШЭ отмечает, что пик кризиса Госкорпорация по ОрВД уже прошла и в ближайшие годы крупные капитальные вложения не планируются, кроме того, с ноября 2022 года (а затем в апреле 2023 года) предприятие повысило сборы за аэронавигацию, что дало приток средств. «Думаю, с 2025 года у них появится возможность поработать с индексацией зарплат», — оптимистичен эксперт. Он считает, что еще не исчерпаны все возможности по снижению издержек на фонд оплаты труда (ФОТ) в аэропортах отдаленных районов, где авиатрафик минимален. «Если заменить диспетчеров на режим удаленного диспетчерского сопровождения в таких аэропортах, то за счет этих средств можно было бы поднять зарплаты диспетчерам в Поволжье, например», — предлагает Крамаренко. На перспективы выделения дополнительной поддержки или компенсаций из бюджета в этом году эксперт смотрит скептически.

РБК направил запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, в пресс-службы Минтранса и Росавиации, а также представителю вице-премьера Андрея Белоусова. В пресс-службе Минфина вопросы РБК переадресовали в Минтранс.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer