Метро или аэроэкспресс?
Проблема расширения петербургского метрополитена, причём не только до Пулково, упирается в отсутствие у города денег на такое масштабное строительство. Учитывая, что ответственными за поиск финансирования назначены Александр Беглов и Михаил Мишустин, а Петербургу денег взять неоткуда, вероятно, для прокладывания метро всё–таки привлекут федеральные средства.
Просить у Москвы материальной помощи на метро до Пулково пытался ещё в 2013 году предшественник Александра Беглова на посту губернатора — Георгий Полтавченко. Тогда предполагалось, что новый терминал воздушной гавани с городом свяжет ж.–д. аэроэкспресс от Балтийского вокзала. Один из путей финансирования проекта предусматривал выделение ОАО "РЖД" 11 млрд рублей из федерального бюджета.
В марте 2013–го Георгий Полтавченко направил в Минтранс письмо с просьбой рассмотреть вариант о перенаправлении субсидий в пользу строительства метро до Пулково и их увеличения до 34 млрд рублей. Градоначальник указывал, что метро в перспективе будет полезнее для петербуржцев. Уже через месяц Минтранс однозначно отдал предпочтение более дешёвому аэроэкспрессу. Метро до Пулково город сначала решил тянуть за собственный счёт, но вскоре эту идею отодвинули на неопределённый срок.
К слову, и сам проект аэроэкспресса в конечном итоге забуксовал. В 2019 году от него отказались.
Нужно ли метро до Пулково
Однако идея ж.–д. связи Пулково с городом не отпустила РЖД окончательно, а переродилась в строительство двухпутного электрифицированного участка Лигово — Пулково — Шоссейная, который должен стать частью одного из двух перспективных железнодорожных диаметров.
В мае прошлого года в комитете по транспорту Петербурга сообщали, что разработка проектной документации для линии завершится до конца 2023 года, а во втором полугодии 2024–го планируется получение заключения Главгосэкспертизы. На территории Пулково линия должна проходить под землёй, общая её протяжённость составит 11,5 км.
В дирекции Октябрьской железной дороги не смогли оперативно предоставить "ДП" информацию об актуальных сроках по данным мероприятиям.
При этом строительство метро до Пулково находится ещё дальше от реализации. Осенью 2020 года контракт на 37 млн рублей на подготовку документации по планировке территории для продления красной линии метрополитена от станции "Проспект Ветеранов" до Пулково получило АО "Институт Гипростроймост — Санкт–Петербург". Изначально подрядчик должен был подготовить документацию до августа 2022–го, но сроки несколько раз срывались, из–за чего комитету по градостроительству и архитектуре города приходилось переиздавать задание на подготовку проекта.
Актуальная редакция предполагает окончание подготовки документации с дедлайном 15 декабря 2024–го. По данным портала госзакупок, исполнение контракта институтом "Гипростроймост — Санкт–Петербург" завершено 29 декабря 2023–го.
Действующая схема развития метро в Санкт–Петербурге предусматривает строительство ответвления красной линии от "Проспекта Ветеранов" до Пулково с возведением двух промежуточных станций ("Ульянка" и "Авиагородок") после 2030 года.
Транспортные эксперты неоднократно отмечали, что продолжение метрополитена в направлении Пулково не должно быть замкнуто только на обслуживание аэропорта. По словам главного инженера проектов ООО "Лабград" Ильи Резникова, если у аэровокзала появится станция метро, то вокруг неё можно сделать, например, крупное автобусное кольцо, на которое будут завязаны маршруты до Пушкина, Гатчины или других пригородов.
"Пассажиропоток Пулково на сегодняшний день не такой, чтобы без станции метро оттуда невозможно было вывезти людей. Так было 10 лет назад, так остаётся и до сих пор. В целом при грамотно организованном автобусном сообщении с работающими выделенными полосами там не будет транспортного коллапса", — полагает специалист.
Когда в Петербурге открывали метро
В последние месяцы федеральные власти активно форсируют вливание бюджетных миллиардов в мегастройки, причём даже значительно крупнее по масштабам, чем новые станции петербургского метро (например, ВСМ Санкт–Петербург — Москва или мост на Сахалин), замечает политолог Павел Салин в беседе с "ДП".
"При этом стоит большая проблема наполнения бюджета на фоне растущих расходов. Бюджет серьёзно не сходится, а эти мегапроекты требуют сотен миллиардов, а то и триллионов рублей", — размышляет эксперт.
В последний раз в Петербурге новые станции метро запускали в начале сентября 2019 года. Тогда накануне выборов на тот момент ещё врио губернатора Александр Беглов открыл движение на станциях "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары", правда в "техническом режиме". Первых пассажиров они приняли только в октябре 2019–го, уже после выборов главы региона.
В декабре 2024 года в Петербурге также планируется открытие трёх станций метро — "Юго–Западной", "Путиловской" и "Горного института". При этом последнюю, как ранее заявлял вице–губернатор Петербурга Николай Линченко, намерены запустить даже раньше — к 1 сентября.