Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну


7 марта 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Юрий Гагарин участвовал в программе освоения Луны и в качестве командира отряда космонавтов, и в качестве одного из кандидатов на облет спутника Земли. Об этом рассказал историк космонавтики Антон Первушин. В частности, Гагарин был дублером Владимира Комарова во время его полета на «Союзе-1» в апреле 1967 года. В дальнейшем первый космонавт готовился в рамках этой программы совершить свой второй орбитальный полет. А затем имел все шансы принять участие в экспедиции в окололунное пространство. Какие события помешали развитию этих планов — в материале «Известий».

Лунный этап — как часть «марсианского проекта»

Долгое время значительная часть биографии Гагарина оставалась засекреченной. По этой причине до сих пор в ней остаются белые пятна. Один из спорных вопросов: мог ли первый космонавт планеты принять участие в экспедициях на Луну?

Как рассказал «Известиям» писатель-документалист и исследователь истории космонавтики Антон Первушин, у Гагарина были шансы полететь к спутнику Земли уже в конце 1967 года.

— Первоначально отечественная космическая программа была ориентирована на Марс. Луна в этом контексте воспринималась как промежуточный полигон для отработки технологий. Поэтому еще до полета Гагарина в космос был проработан подробный план освоения межпланетного пространства, — объяснил историк.

Поэтому когда Гагарин и его товарищи совершали свои первые космические полеты, их автоматически записывали в лунный этап «марсианского проекта».

— Это, кстати, была одна из значимых причин, почему в первый отряд космонавтов набирали молодых летчиков, которые имели небольшой налет. Королев уже на этом этапе предполагал, что к тому времени, когда построят корабли для экспедиций на Марс, у него уже будут подготовленные специалисты, которые с самого начала занимаются космонавтикой и прошли путь от пилотов до командиров космических кораблей, — уточнил Антон Первушин.

Он напомнил, что Советский Союз еще в 1959 году с помощью автоматов приступил к изучению Луны. Первой вблизи нее в январе пролетела станция «Луна-1». Следом в сентябре «Луна-2» достигла поверхности спутника. А в октябре «Луна-3» облетела его и сфотографировала невидимую с Земли сторону.

После успешного космического полета Юрия Гагарина, специалисты приступили к проработке пилотируемых экспедиций. В частности, в 1962 году в ОКБ-1 под руководством Королева начали проектировать комплекс, который состоял из аппаратов 7К, 9К, 11К. Первый из них представлял собой лунный корабль, второй — его разгонный блок, а третий — танкеры для доставки топлива в космос. Предполагалось, что корабли 7К и 9К состыкуются на орбите Земли, затем их заправят четыре подряд 11К, после чего система 7К-9К отправится в облет Луны.

В августе 1964 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена новая лунная пилотируемая программа, которая уже предполагала прямой запуск аппаратов к Луне, минуя стыковку на орбите. Эта программа включала в себя две базовые задачи — облет спутника космическим кораблем с пилотами на борту и доставку автоматов и космонавтов на поверхность Луны.

Для первой миссии в ОКБ-1, начиная с 1965 года, разрабатывали пилотируемый аппарат Л1. Чтобы скорее реализовать проект, его создавали на основе корабля «Союз» 7К-ОК. Облетный аппарат получил обозначение 7К-Л1. Предполагалось, что в космос его будет выводить ракета-носитель УР-500 — будущий «Протон».

Экспедиция с облетом Луны должна была состояться в конце 1967 года и была бы приурочена к 50-летию Советской власти.

Как Гагарин готовился к лунной программе

Как пояснил Антон Первушин, по мере конкретизации советской лунной программы менялась и роль первого космонавта в ней.

— Сначала Гагарин участвовал в этих проектах как командир отряда космонавтов и как один из кандидатов в экспедицию в общем на спутник. Потом он стал готовиться к облету Луны. А когда в августе 1967 года на орбиту запустили пилотируемый «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту, Гагарин был его дублером, — рассказал историк.

Он уточнил, что несколько полетов «Союзов» были необходимым этапом при подготовке экспедиции на Луну. Поэтому наверняка, если бы обстоятельства сложились благоприятно, Гагарин принял бы участие в одном из следующих околоземных полетов. А затем, вполне возможно, что отправился бы и к окрестностям спутника.

Вместе с тем, как напомнил исследователь, Юрий Алексеевич неоднократно заявлял о своей готовности повторно совершить космический полет. Об этом вспоминали и многие его мемуаристы. В частности, о включении Гагарина в состав экипажей кораблей 7К-ОК (для экспериментов на орбите Земли) и Л1 (для облета Луны) указывал в своих дневниках, опубликованных в книге «Скрытый космос», организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин.

24 апреля 1967 года полет Владимира Комарова на «Союзе-1» закончился катастрофой. В результате космонавт погиб, что стало первой смертью человека при выполнении космического полета. Эта трагедия спровоцировала сдвиг планов советских лунных экспедиций на более поздние сроки.

Что повлияло на «лунную» карьеру Гагарина

По мнению Антона Первушина, катастрофа с Комаровым практически перечеркнула планы Гагарина повторно побывать в космосе. Это было связано с опасением за жизнь первого космонавта планеты. Тем не менее он продолжил заниматься лунными проектами.

— В частности, незадолго до собственной гибели, 2 марта 1968 года на полигоне Тюратам (Байконур) он наблюдал старт очередного беспилотного лунного корабля «7К-Л1», который получил название «Зонд-4». Запуск был произведен успешно, после чего Гагарин отправился в Евпаторию, где находился пункт дальней космической связи. Там он на практике осваивал дистанционное управление лунным аппаратом, — рассказал историк.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета на МиГ-15УТИ. Поэтому история его участия в лунной программе оказалась незаконченной, отметил Антон Первушин.

Кроме того, в декабре 1968-го американские астронавты на корабле «Апполон-8» совершили облет спутника. В результате в СССР закрыли аналогичный проект, поскольку приоритет отечественной космонавтики в этом направлении оказался недостижим.

— Если внимательно прочитать биографию Юрия Гагарина, то существует некая двойственность. Часть авторов пишут, что он был важен для советской власти, и она его сверхопекала и берегла. С другой стороны, не секрет, что он был дублером Комарова. Да и погиб Гагарин при подготовке к следующим космическим полетам, — прокомментировал «Известиям» исследователь истории космонавтики Павел Шубин.

По его словам, никакого противоречия здесь нет. Просто некоторые забывают ситуацию в советской космонавтике в конце 1960-х годов. Так, уже при подготовке первого этапа лунной программы встала проблема с дефицитом космонавтов для лунных миссий. Это было связано с тем, что изначально ставилась задача стыковки кораблей на орбите. Для этого были необходимы одновременно несколько экипажей с командирами, которые имеют опыт реального космического полета.

С учетом этого, подчеркнул историк, вряд ли выглядит удивительным назначение Юрия Алексеевича дублером на «Союз-1». Если бы эти корабли начали успешно летать, то, скорее всего, Гагарин еще раз бы слетал в космос.

Вместе с тем в РКК «Энергия» (предприятии, основанном на базе ОКБ-1) в ответ на запрос «Известий» сообщили, что Гагарин действительно принимал участие в проектировании и испытаниях корабля «Союз» 7К-ОК, на котором отрабатывались технологии стыковки в интересах лунной программы Л3. Эта программа предполагала высадку космонавтов на поверхность Луны.

Однако непосредственно в экипажи лунных экспедиций он не включался и погиб до летных испытаний комплекса Л3. Каких-либо документальных подтверждений участия в проектировании «Союз» 7К-ОК в архивах РКК «Энергия» не сохранилось.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer