Правительство России по поручению президента Владимира Путина ещё в июне прошлого года утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года. В соответствии с этим документом, в течение ближайших 6 лет в стране должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских БПЛА.
Заявлено, что наибольший потенциал для применения беспилотников имеется в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании и актуализации геопространственных баз данных и доставке грузов в труднодоступные районы.
"Стратегией определены пять ключевых направлений развития беспилотной авиации. Первое касается стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Второе — разработки и серийное производство таких систем, а также создание крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвёртое — подготовка кадров для беспилотной авиации. Пятое — фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем", — перечислили в Кабмине основные направления развития.
В конце 2023 года в Петербурге объявили о создании научно-производственного кластера беспилотных технологий. Для этого АО "Технопарк Санкт-Петербурга" (принадлежит Петербургу) и компании-представители малого и среднего предпринимательства (ООО "НПЦ "РКИС", ООО "ЗВВ", ООО "ОРИЕНТИР", АО "Красный дельфин", ЗАО "Си Проект" и ООО "МикроДжет") заключили специальное соглашение. Его основной целью стало содействие в реализации нацпроекта "Беспилотные авиационные системы" и принятой ранее стратегии развития беспилотной авиации РФ.
Новый кластер стал помогать представителям малого и среднего бизнеса реализовывать свои инновационные технологии и сотрудничать с флагманами отрасли. На старте проекта предполагалось, что его участники смогут стать потенциальными резидентами научно-производственного центра в сфере беспилотных авиасистем.
"В наших планах — взаимодействие в рамках совместных проектов для развития беспилотных технологий в Санкт-Петербурге, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, просветительская деятельность по популяризации беспилотных систем. Сегодня важно создать условия для эффективного взаимодействия образовательных учреждений, компаний-разработчиков и производителей, органов государственной власти, инвесторов для реализации национального проекта развития беспилотной авиации. Кластер открыт для вступления в него других участников, занимающихся разработкой и внедрением беспилотных технологий", — прокомментировал событие гендиректор "Технопарка Санкт-Петербурга" Олег Якимов.
Кроме того, в Петербурге начала работу новая программа резидентуры "Технопарка Санкт-Петербурга" — акселератор INGRIA.Drone. Он нацелен на поддержку и развитие стартапов в сфере беспилотных систем и дронов. Отобранным стартапам пообещали помощь в проработке бизнес-модели, подготовке к выходу на рынок, а также в разрешении юридических вопросов, поиске финансирования и клиентов.
По оценкам Смольного, сейчас производители Петербурга выпускают примерно треть всех отечественных беспилотников. По мнению опрошенных "ДП" экспертов, к 2035 году в Северной столице смогут выпускать до 250 тыс. БПЛА в год.
В Петербурге открыть научно-производственный центр площадью 20 тыс. м2, который объединит разрозненные предприятия в эффективную кооперацию, планируется в 2025 году. Его создадут на новой, четвёртой площадке особой экономической зоны в Шушарах. Город уже подал заявку на финансирование этого проекта из федерального бюджета.
Власти Петербурга также намерены поддержать текущие крупные предприятия. В недавно одобренном генплане развития города предусмотрена возможность территориального расширения всех крупных игроков этого рынка. Вторым объектом господдержки станут малые инновационные компании. Третий большой блок связан с привлечением в отрасль новых инвесторов.