Более мощные двигатели являются важным фактором, влияющим на множество летных характеристик самолета, включая скороподъемность, скорость, рабочую высоту и маневренность в различных областях полета. Для взлета самолетов с большей тягой относительно их веса также требуются более короткие взлетно-посадочные полосы, что может быть ключевым преимуществом в военное время, когда аэродромы подвергаются бомбардировкам.
Ниже приведены пять самых мощных двигателей, которые устанавливались на истребители:
Д-30Ф6М на МиГ-31М
Д-30Ф6М был разработан для перехватчика МиГ-31М, который впервые поднялся в воздух в 1985 году и должен был поступить на вооружение в начале 1990-х годов. На самолет был установлен модернизированный двигатель от МиГ-31, получивший обозначение Д-30Ф-6М. Он был на 28 процентов мощнее оригинала. Перехватчик и его двигатель были полностью готовы к выпуску к 1994 году. Увы, распад СССР не позволил обеспечить финансирование серийного производства МиГ-31М с улучшенным двигателем.
F135 на F-35
Истребитель пятого поколения F-35 поступил на вооружение в 2015 году с двигателем F135, который на тот момент не имел себе равных по тяге. Однако даже такой силовой установки, которая на форсаже обеспечивает тягу до 19500 кгс, оказалось недостаточно для того, чтобы F-35 мог поддерживать скорость выше 1,2 Маха без форсажа. Максимальная скорость самолета в 1,6 Маха и потолок высоты в 15000 метров оказались значительно ниже среднего. Двигатель F135 оказался весьма проблематичным, он выходит из строя в шесть раз чаще других двигателей американских истребителей, и он требует особенно сложного технического обслуживания. Значительные изменения, внесенные в конструкцию F-35 в ходе его разработки, привели к созданию более крупного самолета с гораздо более высокими требованиями к мощности, что привело к тому, что F135 считается недостаточным для питания авионики самолета.
АЛ-41Ф на МиГ 1.42
Программа создания истребителя МиГ 1.42 началась в 1979 году с целью создания дальнего истребителя, способного действовать глубоко в воздушном пространстве противника. Двигатель АЛ-41Ф обеспечивал тягу на форсаже до 18000 кгс с каждого двигателя, таких силовых установок на самолете было две.
"Двигатели АЛ-41Ф, установленные на самолете, обеспечивали гораздо большую тягу и имели более высокое соотношение тяга/вес, чем любые другие, используемые на двухдвигательных истребителях до сих пор", - пишет MWM.
Серийное производство двигателя началось в конце 1990-х годов, но вскоре после распада СССР разработка нового самолета была остановлена.
WS-15 на J-20B
Китайская силовая установка WS-15, разработанная для истребителя пятого поколения J-20, в частности для усовершенствованного варианта J-20B, представленного в 2021 году, может сделать самолет самым мощным в мире по тяге: каждый из двух его двигателей будет обеспечивать тягу на форсаже до 18500 кгс. В апреле прошлого года стало известно о начале серийного производства двигателя.
АЛ-51 на Су-57М
АЛ-51Ф был разработан для российских истребителей пятого поколения, вскоре его начнут устанавливать на серийные самолеты Су-57. При проектировании приоритет отдавался минимальным эксплуатационным расходам и потребностям в обслуживании. Двигатель по-прежнему значительно мощнее самого мощного западного двигателя, устанавливаемого на двухдвигательный истребитель F-22 - F119. Ожидается, что он сможет обеспечивать тягу до 18000 кгс. Возможность управления вектором тяги, высокая топливная эффективность и относительно небольшой вес Су-57, как ожидается, сделают истребитель самым маневренным в мире на низких скоростях и, возможно, на высоких скоростях, где с ним будет соперничать J-20, отмечает MWM.