Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пять поколений истребительной авиации


25 марта 2024 года Ростех


25 марта − особая дата в истории отечественной авиации. В этот день в 1916 году был создан первый истребительный авиационный отряд в стране. С течением времени истребители претерпели значительные изменения, став неотъемлемой частью военной силы: увеличилась мощность вооружения, совершенствовались средства обнаружения противника, а внедрение реактивных двигателей дало новый уровень скорости и высоты полета. С тех пор сменилось уже пять поколений этих боевых машин. Рассмотрим выдающихся представителей каждого истребительного поколения, оставивших свой след в истории отечественной авиации.

МиГ-15: начало новой эпохи

Стоит сказать, что деление любой техники на поколения достаточно условно. Всегда существует несколько возможных подходов к этому делению, есть промежуточные, переходные модификации. Тем не менее в отношении реактивных истребителей в мире устоялся стандарт, по которому ту или иную модель относят к определенному этапу развития этого вида авиации.

Первое поколение истребителей, формировавшееся в послевоенные годы, характеризовалось дозвуковой скоростью и наличием только пушечного, бомбового и неуправляемого ракетного вооружения. В качестве примера этого поколения советского оборонного авиапрома можно привести МиГ-15 – первый серийный отечественный истребитель со стреловидным крылом. С момента своего первого полета 30 декабря 1947 года он открыл новую главу в истребительной авиации.

МиГ-15 не только задал базу для советской истребительной авиации, но и во время Корейской войны заслужил репутацию «самолета-солдата», а также стал самым массовым реактивным самолетом в истории. В период с 1949 по 1961 год выпущено более 17 тысяч истребителей всех модификаций, включая лицензионные. МиГ-15 был принят на вооружение более чем в 40 странах.

МиГ-19: обгоняя звук

Второе поколение истребителей, которое появилось в 1950-х годах, уже обладало значительными технологическими усовершенствованиями. Машины этого поколения могли преодолевать звуковой барьер, оснащались более совершенными радарами и управляемыми ракетами.

Одним из первых представителей этого этапа в развитии ВВС Советского Союза стал МиГ-19. Его максимальная скорость достигала 1452 км/ч, что делало его одним из самых быстрых истребителей своего времени. Среди других его отличительных черт – сверхзвуковая аэродинамическая компоновка с крылом большой стреловидности, необратимое бустерное управление с управляемым стабилизатором, система кондиционирования кабины.

Начиная с 1955 года, когда МиГ-19 пошел в серию, он стал важным символом авиационного превосходства и вдохновением для будущих поколений истребителей. Внедрение новых технологий и разработок в МиГ-19 положило основу для развития последующих моделей, включая легендарный МиГ-21.

МиГ-25: преодоление теплового барьера

В третьем поколении истребителей, выпускавшихся между серединой 1960-х и серединой 1980-х годов, началась гонка за превосходство в бортовой электронике и автоматике. Хотя планка скорости и высоты полета тоже стала выше, новые радары повышенной мощности значительно увеличили возможности обнаружения и уничтожения целей, в том числе на фоне земли, а автоматические системы управления значительно облегчили пилотирование самолета.

Самым ярким отечественным истребителем третьего поколения можно назвать МиГ-25. Вставший в строй в 1970 году, он развивал скорость почти 3 Маха – 3000 км/ч. При таких скоростях температура нагрева может достигать свыше 300 ºС, что потребовало применения новых материалов и технологий. На борту МиГ-25 впервые среди отечественных самолетов появилась инерциальная навигационная система, цифровая вычислительная машина в контуре управления полетом, система речевой информации для предупреждения летчика об аварийной ситуации. Огромная скорость полета и большой практический потолок (более 20 тысяч метров) сделали МиГ-25 лидером по этим параметрам среди истребителей третьего поколения.

На самолетах МиГ-25 установлено 39 мировых рекордов скорости, высоты полета и времени набора высоты, в том числе три абсолютных. Абсолютный рекорд высоты полета 37 650 м, установленный в 1977 году, до сих пор не превзойден.

МиГ-25 выпускался в вариантах истребителя-перехватчика, самолета-разведчика, разведчика-бомбардировщика и самолета прорыва ПВО противника. Дальнейшим его развитием стал истребитель-перехватчик МиГ-31, считающийся первым советским истребителем четвертого поколения.

Су-35С: поколение 4++

Истребители четвертого поколения обладают впечатляющими характеристиками скорости и маневренности, а кроме того, могут выполнять различные роли. Они способны развивать скорость около 2500 км/ч, одновременно атаковать до десяти целей, а также взмывать на высоту до 20 километров всего за несколько минут.

Первыми отечественными представителями этого этапа развития стали Су-27, МиГ-29 и МиГ-31. Однако некоторые из истребителей четвертого поколения соответствуют также и большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения, что привело к появлению поколений 4+ и 4++. В частности, для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости.

Именно к поколению 4++ можно отнести Су-35С, который считается одним из самых мощных истребителей четвертого поколения в мире. За исключением малой заметности и наличия активной фазированной антенной решетки (АФАР), Су-35С удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения. В частности, его двигатели позволяют выходить на сверхзвук без форсажа, а дальность полета составляет рекордные 3500 км.

Су-57: настоящее и будущее истребительной авиации

Основные отличия пятого поколения истребителей заключаются в использовании технологий стелс и уменьшенной заметности, крейсерского сверхзвукового режима, а также более совершенной авионики, включая АФАР.

Испытания первого российского представителя пятого поколения − перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) − начались в 2009 году, а спустя десять лет начался его серийный выпуск под именем Су-57. Сегодня стоящий на вооружении «пятьдесят седьмой» − это воплощенное в металле будущее российской боевой авиации. Он обладает сверхманевренностью, малозаметен, может уничтожать воздушные и наземные цели, обнаруживать противника на больших расстояниях, действовать в условиях сетецентрической войны.

Выпускает Су-57 Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина Объединенной авиастроительной корпорации, а основные компоненты производятся предприятиями, входящими в состав Ростеха. Силовая установка разработана Объединенной двигателестроительной корпорацией, остекление кабины из монолитного поликарбоната изготавливают на ОНПП «Технология», а «Концерн Радиоэлектронные технологии» участвует в разработке бортового радиоэлектронного оборудования.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах



Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer