Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»


22 марта 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Отмена старта ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Союз МС-25», которая произошла 21 марта, не приведет к серьезным последствиям, считают эксперты. По их мнению, произошел только технический сбой и инфраструктуре космодрома Байконур ничего не угрожало, а процедура по устранению последствий регламентирована. Однако существует вероятность, что в случае серьезного ЧП отечественная космонавтика может остаться без единственного стартового комплекса для пилотируемых запусков, добавили специалисты.

Как отменили старт ракеты

21 марта в 16:21 мск со стартовой площадки №31 («Восток») на космодроме Байконур должен был состояться запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-25». Он должен был доставить на Международную космическую станцию (МКС) россиянина Олега Новицкого, белоруску Марину Василевскую и американку Трейси Дайсон. Планировалось, что экипаж полетит на орбиту по сверхкороткой трехчасовой схеме.

К запуску было приковано повышенное внимание, так как впервые на орбите должен был побывать представитель Белоруссии. Кроме того, полет был посвящен 90-летию Юрия Гагарина. Однако за 20 секунд до запуска сработала автоматика, которая отменила старт.

Позднее глава госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов представил официальную причина отмены запуска. По словам руководителя, она заключалась «в просадке напряжения химического источника тока». Речь идет о проблемах с химическим аккумулятором, установленным на одном из блоков ракеты-носителя. Автоматическая диагностика зафиксировала сбой в его работе и прервала циклограмму предстартовых операций. В результате запуск был перенесен.

Предварительно новый старт назначили на субботу, 23 марта, в 15:36 мск. Правда, если полет на МКС состоится в эту дату, то космическое путешествие пройдет по более долгой двухсуточной схеме стыковки.

Почему сбой не приведет к серьезным последствиям

В разговоре с «Известиями» эксперты отрасли отметили, для отечественной космонавтики происшествие оказалось уникальным — никогда ранее старт корабля с экипажем на борту не отменяли на этапе обратного отсчета. При этом некоторые специалисты считают, что перенос полета на резервную дату не приведет к серьезным последствиям.

Научный журналист, автор Telegram-канала «Контакт подъема» Михаил Котов отметил, что пока реально ничего не произошло, специалисты все проверят и подготовят ракетный комплекс к резервной дате.

Аналогично прокомментировал событие эксперт по пилотируемой космонавтике Николас Оксман. По его словам, несмотря на большое количество сомнений, которые высказываются с разных сторон, такие события в мире — это штатные ситуации. Для сравнения, компания SpaceX регулярно переносит запуски Falcon 9. Причем как по погодным, так и по техническим причинам. Это позволяет существенно снизить количество аварийных пусков.

— Автоматика сработала, и это показывает надежность системы, которая позволяет распознавать нештатные ситуации и предотвратить аварию. Надеемся, что в ближайшее время все недочеты устранят и космонавты благополучно будут доставлены на МКС, — со своей стороны поделился мнением сотрудник ЦПК имени Ю.А. Гагарина, бывший член отряда космонавтов Олег Блинов.

При этом он отметил, что неисправность была выявлена только на последнем этапе, а не заранее, что позволило бы ее своевременно устранить.

Тем не менее в космической отрасли ни одна внештатная ситуация не проходит бесследно, добавил эксперт. По ее итогам обязательно проводится проверка, которая выявляет слабое звено и определяет причины произошедшего.

Источник в «Роскосмосе», который пожелал остаться неизвестным, рассказал, что в связи с переносом запуска на два дня может возникнуть ряд проблем. Например, необходимо принять меры для безопасного хранения керосина, который останется в баках и может вызвать коррозию металлических компонентов топливной системы. Также может возникнуть проблема с повторной работой некоторых бортовых систем, которые в момент первого старта оказали запитаны или взведены и уже частично исчерпали свой ресурс.

Откуда будут летать российские космонавты

Отмененный старт продемонстрировал проблемы, которые имеются в российской космонавтике, отметили специалисты.

— В случае ЧП на «Площадке №31» — единственном нашем стартовом комплексе для пилотируемых запусков — Россия теряет возможность отправлять космонавтов на орбиту. В настоящее время «Гагаринский старт» законсервирован, а доработка космодрома Восточный под пилотируемые нужды займет около года, — считает эксперт космонавтики Дмитрий Струговец.

Во время отмены запуска произошел только технический сбой и инфраструктуре космодрома ничего не угрожало, отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— В этом случае вся процедура по устранению последствий хорошо регламентирована. Но в случае повреждения стартового комплекса придется принимать экстренные меры. Или по его восстановлению, или по доработке нового комплекса на Восточном. На это руководство космонавтики должно обратить пристальное внимание, — добавил он.

Вместе с тем эксперты отметили, что новый стартовый комплекс для пилотируемых пусков на космодроме Восточный будет введен в эксплуатацию, когда начнутся полеты космонавтов на новую Российскую орбитальную станцию. Ожидается, что это произойдет в 2028 году. Запускать с этого космодрома планируют пилотируемый транспортный корабль «Орел» с помощью ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». На текущий момент оба эти аппарата находятся в разработке.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer