Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС


21 марта 2024 года Игорь Кармазин, Известия


21 марта первая белорусская космонавтка Марина Василевская полетит на МКС. Ожидается, что на орбите она проведет 12 дней, за это время выполнит несколько научных экспериментов. Москва и Минск при этом обсуждают дальнейшее развитие сотрудничества, президент Лукашенко пообещал работать над тем, чтобы в будущем на орбиту вышло сразу несколько белорусских космонавтов. Подробности — в материале «Известий».

Что известно о полете

Пилотируемый космический корабль «Союз» должен стартовать с космодрома Байконур 21 марта. На борту вместе с командиром экипажа россиянином Олегом Новицким и астронавтом NASA Трейси Дайсон будет первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Она также станет первым космонавтом в истории суверенной Белоруссии. Ожидается, что на орбите девушка проведет 12 дней, за это время поучаствует в семи научных экспериментах, в одном из них будут использоваться фотовидеоспектры белорусского производства.

Известно, что Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились запустить белорусского космонавта в ходе встречи весной 2022 года. После этого ведомства двух стран стали согласовывать программу подготовки пилота, а также отбирать потенциальных кандидатов. Заявки подали более 3 тыс. человек, после нескольких этапов отбора и многочисленных медицинских тестов выбор пал на Марину Василевскую, которая раньше работала бортпроводником в авиакомпании «Белавиа». Ее дублером стала детский хирург Анастасия Ленкова.

С лета прошлого года девушки проходили подготовку в подмосковном Звездном городке, в первую очередь знакомились с системами корабля «Союз», а также учились действовать в условиях невесомости, перегрузок и нештатных ситуациях. В итоге в конце февраля успешно сдали выпускные экзамены, а 6 марта прилетели на Байконур. «Каждый день тренируем вестибулярный аппарат. Завтрак, обед, ужин и отбой по расписанию. Для меня это очень ответственный этап, стараюсь всё делать на максимум», — говорила Василевская журналистам.

Известно, что много внимания подготовке космонавтов уделял президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он неоднократно созванивался с пилотами, посещал их в Звездном городке, звал в гости во Дворец независимости в Минске. Перед полетом Лукашенко поговорил с Василевской и Новицким по видеосвязи. «Мне бы хотелось, чтобы вы там были дружными людьми. Если будешь хорошо себя чувствовать [после возвращения с МКС], то буду просить россиян, чтобы [в следующий раз] вы уже втроем полетели — Настя, Марина и ты», — сказал он, обращаясь к командиру экипажа.

Какие отношения у России и Белоруссии

В советское время в космосе побывали два уроженца Белоруссии. Первым стал Петр Климук, который провел на орбите 78 суток. Вторым — Владимир Коваленок, который совершил три полета общей продолжительностью 216 суток, он также на два часа выходил в открытый космос. В современной истории у республики не было своих космонавтов, но некоторых пилотов в стране все-таки считают близкими. Так, командир нынешнего экипажа Олег Новицкий является российским гражданином, но родился в Минской области.

При этом Белоруссия благодаря тесным связям с Россией сумела сохранить и развить многие предприятия космической отрасли. Известно, что всего в республике действует 20 научных и производственных организаций, на которых занято 4 тыс. человек. Они выпускают оптические системы высокого разрешения для спутников, космические зеркала и аппаратуру для дистанционного зондирования Земли. «С советских времен осталось, Александр Григорьевич не дал завалиться на бок, поддерживал. Мы будем использовать эти наработки, это совершенно конкретные вещи», — говорил в ходе одной из встреч Владимир Путин.

Белоруссия также обладает довольно серьезной спутниковой группировкой. В 2012 году республика вошла в клуб космических держав, выведя на орбиту первый аппарат «БелКА-2». Сейчас он действует совместно с российскими «Канопусами» и используется для нужд МЧС и сельского хозяйства. В 2016 году на орбите появился аппарат «Белинтерсат-1», который помогает транслировать радио- и телесигналы. В настоящее время Москва и Минск работают над созданием совместного спутника зондирования Земли, который планируют вывести на орбиту в 2028 году.

Эксперты говорят, что развитие белорусской космонавтики контрастирует с ситуацией в соседней Украине. До распада СССР на Украине располагалась почти треть всех предприятий советской космической промышленности, среди них уникальное КБ «Южное» и ракетостроительный завод «Южмаш», всего в отрасли работало до 200 тыс. человек. Кроме того, 10 уроженцев УССР стали космонавтами, самым известным оказался Павел Попович, который готовился в самом первом отряде космонавтов и совершил свой полет спустя полтора года после старта Юрия Гагарина.

В независимой Украине космическая отрасль постепенно пришла в упадок. Причинами называли разрыв связей с Россией и зашкаливающую коррупцию. Известно, что к 2021 году из 33 крупнейших предприятий продолжало функционировать только шесть, но даже там задерживали зарплату. На некоторые космические программы тратились серьезные деньги, но результат оказывался сомнительным. «По проекту «Морской старт» Украина потратила $200 млн. По проекту «Циклон-4» — $672 млн. По проекту «Лыбедь» убытки составили $350 млн», — перечислял депутат Верховной рады Сергей Тарута.

Что говорят эксперты

Старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов утверждает, что космическое сотрудничество России и Белоруссии быстро развивается.

— С 1999 года в рамках Союзного государства было реализовано восемь совместных программ в космической сфере. Пожалуй, главным достижением стало создание совместной спутниковой группировки. Белоруссия активно участвовала в космической программе еще во времена СССР и обладает необходимым научно-техническим потенциалом. Сотрудничество наших стран является важным вкладом в технологический суверенитет как России, так и Белоруссии, — отмечает он.

Белорусский политолог Олег Лешенок говорит, что Москва и Минск вместе реализуют важные проекты.

— Стороны совместно используют ряд космических аппаратов, которые обеспечивают навигацию, связь, помогают мониторить природные ресурсы. Развивается производство космической техники, ракет-носителей и спутников. Белорусские специалисты участвуют в строительстве космодрома Восточный и города Циолковский в Амурской области. Всё это помогает укрепить наши связи, является вкладом в экономический потенциал Союзного государства, — подчеркивает он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer