Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний


14 марта 2024 года Андрей Коршунов, Мария Недюк, Известия


Космический корабль Starship был потерян в ходе третьего испытательного полета 14 марта. Это произошло при прохождении плотных слоев атмосферы. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю. Однако в процессе испытаний был протестирован ряд систем первой и второй ступени, что даст разработчикам много полезной информации, считают эксперты.

Всё еще невыполнима

14 марта был выполнен третий испытательный запуск ракетной системы Starship. В этот раз в полет отправились космический корабль Starship S28 и сверхтяжелая ракета-носитель Super Heavy B10. Главная цель миссии — изучить, что происходит с компонентами ракетной системы во время полета, выявить и исправить их слабые места, а также не допустить отказов во время следующих запусков.

По техническим причинам старт Starship несколько раз переносился. И всё же в 16:25 мск ракета оторвалась от земли.

В ходе миссии обе ступени имели самостоятельные цели. Super Heavy подняла космический корабль на высоту 75 км, после чего при помощи аэродинамических рулей выполнила серию маневров.

Затем предполагалось, что ракета-носитель отработает программу мягкой посадки над водами Мексиканского залива примерно в 20 км от места старта. Однако последнюю операцию выполнить не удалось из-за нештатной работы двигателей торможения. В итоге ракета-носитель разрушилась при ударе о воду.

Вместе с тем все 13 двигателей Starship после отделения заработали планово. Аппарат поднялся на высоту порядка 230 км, набрал скорость, близкую к первой космической, и вышел на траекторию орбитального полета.

На этом этапе инженеры центра управления провели проверку ряда бортовых систем. В частности, открытие и закрытие крышки грузового люка, процесс перекачки криогенного топлива из одного бака в другой. Таким образом были испытаны технологии вывода полезной нагрузки в космос и заправки космических кораблей на орбите.

Все путешествие Starship заняло порядка 50 минут. В течение полета космический корабль пролетел на над Атлантическим океаном и Африкой и, обогнув четверть Земли, начал снижение над Индийским океаном. При входе в плотные слои атмосферы камеры на внешней поверхности корабля продолжали работать, что дало возможность в режиме прямой трансляции впервые в истории увидеть облако плазмы, которое окутывает аппарат на этой высоте.

Однако на высоте 80 км связь со Starship прекратилась, после чего компания Space X сообщила о потере корабля. С точки зрения поставленных изначально задач, это означает неуспех миссии, так как предполагается, что в пилотируемых полетах аппарат должен безопасно доставить экипаж на Землю.

Starship — очень сложная система, состоящая из невероятного количества компонентов, каждый из которых нуждается в полноценном тестировании в реальных условиях, пока не будет доведен до требуемых характеристик и надежности, чтобы совершить реальный полет, сказал генеральный директор ООО «Определяющие двигатели» Руслан Габзетдинов.

— По сути, ноябрьский запуск уже можно считать реальным полетом, так как была преодолена линия Кармана (100 км, она же граница космоса), но для полноценного доведения всех систем, в связи с их сложностью, я бы закладывал еще года полтора-два точно, — добавил эксперт.

Необходимые потери

— Проект Starship имеет значимую роль в мировой космонавтике и, при его реализации, изменит правила игры. В частности, вторая ступень системы планируется как самостоятельный космический корабль, а его модификации готовят для будущих пилотируемых полетов на Луну, — прокомментировала итоги испытаний популяризатор космонавтики, планетарный геолог и автор Telegram-канала NewSpace Алиса Зарипова.

Поэтому, по ее словам, проблемы, которые были отмечены в ходе полетов имеют важное значение, и наверняка они станут предметом разборов и отправными точками для будущих усовершенствований.

— Несмотря на не 100%-ю выполненную тестовую программу, этот полет — важная веха в развитии космической техники. Дело в том, что Starship — это первая полностью возвращаемая система, — поделился своим мнением научный журналист Михаил Котов.

По его мнению, развитие Starship может дать новый толчок отработки методик по выводу на орбиту больших модулей, орбитальных станций и крупногабаритной исследовательской техники. Например, телескопов и орбитальных обсерваторий нового поколения. При этом эксперт отметил, что пока не понятно, найдется ли для Super Heavy и Starship достаточно полезной нагрузки.

— Испытания — это проверка работоспособности всей системы. При этом во время полета всё что угодно может пойти не так, поскольку предварительные расчеты и стендовые испытания не могут в полной мере воспроизвести все факторы. Тем не менее во время полета Starship значительная часть запланированных операций была выполнена, — поделился своим мнением заместитель декана факультета СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Новиков.

Вместе с тем он добавил, что в проекте Starship заложено большое количество интересных идей. В их числе заправка на орбите или использование частей системы для космического туризма.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Ракетный комплекс Starship считается самым большим аппаратом, запущенным в космос, в истории человечества. Общий вес системы — 5 тыс. т, а высота первой и второй ступени вместе — 120 м. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями. Благодаря им ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 т грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать и для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 т.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer