Смерть обвинителя
9 марта бывшего инженера контроля качества Boeing Джона Барнетта, который неоднократно подвергал критике существующие на концерне производственные стандарты, нашли мертвым в городе Чарльстон (Южная Каролина). Он прибыл туда за три дня до этого для дачи показаний в рамках судебного разбирательства.
Тело Барнетта было обнаружено на парковке отеля. Офис коронера (судмедэксперта) округа Чарльстон заявил прессе, что по предварительным данным 62-летний мужчина скончался в субботу, 9 марта, от «нанесенного самому себе» ранения.
Барнетт был в числе осведомителей и ключевых участников суда против своего бывшего работодателя, компании Boeing, в которой проработал на протяжении 32 лет, до 2017 года. Именно он первым поднял на поверхность многочисленные проблемы с безопасностью и качеством продукции концерна после серии происшествий с новой модельной линией Boeing 737 MAX, которая привела ко временному запрету на полеты. Он утверждал, что проблемы закладываются еще на ранних этапах производства, а руководство компании, судя по всему, намеренно игнорирует их. Например, он заявил, что на самолеты устанавливаются детали, заведомо не соответствующие стандартам качества, а некоторые системы (к примеру, подачи кислорода) изначально содержат дефекты. Как считал Барнетт, это происходило из-за необходимости соблюдать сроки, прописанные в контрактах.
Дверью по репутации
На следующий день после смерти Барнетта Министерство юстиции США заявило о начале уголовного расследования инцидента, произошедшего 5 января в небе над Портлендом, когда у Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines прямо в полете оторвалась дверная панель. После этого Федеральное авиационное управление (FAA) приостановило использование самолетов этой модели, а через некоторое время также ограничило их производство. 11 марта The New York Times распространил подробности доклада FAA США, который, по всей видимости, послужил основанием для всех этих действий. В нем указывалось, что по итогам шестинедельного аудита компания Boeing провалила 33 из 89 проведенных проверок. Примечательно, что 20-месячный запрет на полеты Boeing 737 MAX 9 уже вводился в 2020 году.
Поставляющая фюзеляжи для боингов компания Spirit AeroSystems прошла лишь 6 из 13 проверок. Причем в ходе одной из них выяснилось, что в ряде случаев в качестве смазочного материала для деталей использовалось жидкое мыло.
Колеса, крылья и мотор
Всё это проходит на фоне непрекращающихся происшествий с самолетами Boeing. За два с половиной месяца 2024 года таковых было пять, причем четыре из них — за первую неделю марта.
7 марта через 20 минут после взлета из международного аэропорта Сан-Франциско в небе над Техасом у Boeing 737-900 загорелся двигатель. 8 марта у судна United Airlines во время взлета отвалилось колесо. 9 марта Boeing 737 MAX той же United Airlines из-за неисправности шасси выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в аэропорту имени Джорджа Буша в Хьюстоне. 11 марта во время полета Latam Airlines из Сиднея в Окленд (Новая Зеландия) Boeing 787-9 Dreamliner внезапно допустил резкое снижение, в результате которого непристегнутые пассажиры повылетали из кресел. Пострадали 50 человек, 12 из которых были впоследствии госпитализированы. В авиакомпании назвали причиной столь опасного маневра техническую неисправность самолета.
Инциденты стали происходить настолько часто, что, как пишет ABC, многие американцы начинают отказываться летать «боингами». Естественно, события не могли не отразиться на котировках. С 5 января акции Boeing подешевели на 22%.
Забастовки профсоюзов
Картина приближающейся катастрофы дополняется заявлениями профсоюзов трех предприятий корпорации. Рабочие производств в Кентукки, Орегоне и штате Вашингтон заявили о готовности начать забастовку. Предыдущее соглашение с менеджментом Boeing истекает в сентябре, и по заявлению представителей профсоюзов сейчас самое подходящее время для начала переговоров. «Мы чувствуем, что у нас есть рычаги воздействия, которые лучше, чем когда-либо в нашей истории. Мы собираемся их использовать, и наши участники хотят их использовать», — сказал президент Округа 751 Международной ассоциации машинистов и аэрокосмических работников (IAM) Джон Холден.
Основное требование сотрудников — повышение заработной платы на 40%. Однако оно отнюдь не единственное. Остальные касаются устранения проблем с безопасностью производства и обучения персонала. Это очевидный намек на выбранные руководством Boeing приоритеты в управлении корпорации.
Еще в 2021 году на фоне очередного отчета о квартальных убытках генеральный директор Дэйв Калхун заявил о новой программе по борьбе с расизмом внутри компании. В соответствии с ней были поставлены цели по изменению расового состава сотрудников, включая «исторически недопредставленные группы». Кроме того, были реализованы еще несколько инициатив по повышению инклюзивности. В итоге Boeing стал одним из корпоративных лидеров внедрения демократической повестки. По выражению Холдена, профсоюзы пытаются «защитить компанию от самой себя». «Мы чувствуем, что являемся последней линией обороны для некоторых изменений, которые они [руководство] вносят. У нас есть возможность встать и сказать, что это неправильно», — сказал он.
IAM представляет интересы 21% от общего числа сотрудников Boeing, а это около 30 тыс. человек.
Кризис, в котором очутился один из лидеров американской промышленности симптоматичен, считает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.
— Я думаю, что ситуация с Boeing в некотором смысле характеризует происходящее в США в целом. Не стоит забывать, что корпорация является одним из главных контрагентов Пентагона. Менеджмент очевидно перегнул историю с инклюзивностью и другими пунктами повестки, что повлияло на технологическую культуру на производстве, — заключил эксперт.