Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний


7 февраля 2024 года Анастасия Львова, Герман Костринский, РБК


Бюджет фонда реконструкции аэродромов может составить 10 млрд руб. ежегодно. Источником средств для малых аэродромов может стать новый сбор с авиакомпаний, крупные авиаузлы должны восстанавливаться через формат ГЧП

Минтранс прорабатывает новый механизм финансирования реконструкции региональных аэродромов в 2025–2030 годах. Как рассказали РБК четыре источника, знакомых с планами министерства, авиаузлы предполагается разделить на две группы с разным подходом к схеме финансирования.

Под финансирование первой — малые аэродромы — должен появиться специальный фонд, который будет наполняться за счет сборов в подведомственную Росавиации Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационного обслуживания в России). Такая схема может приносить в фонд 10 млрд руб. ежегодно, указывают собеседники РБК. Доход будет формироваться или за счет введения нового специализированного сбора в адрес ГК по ОрВД, или за счет повышения размера уже существующей платы (тарифа) за аэронавигацию для авиакомпаний. «В конечном итоге заплатить за реконструкцию придется пассажиру. Но в пересчете на одного пассажира цена билета может вырасти не более чем на 50 рублей», — отметил один из собеседников.

Еще один источник РБК уточняет, что решение по фонду пока финально не проработано. Но он настаивает, что схема финансирования реконструкции все же будет включать сбор в ГК по ОрВД.

Во вторую группу аэродромов, требующих реконструкции, войдут более крупные гавани, которые находятся под управлением частных инвесторов, говорит источник РБК в одном из аэропортов. На данный момент Росавиация составила перечень, в который входят 28 таких пунктов. Их предлагается развивать по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), при которой часть средств будет выделена из федерального или регионального бюджета в виде безвозмездного капитального гранта. «На данный момент Минтранс предлагает пропорцию, при которой капитальный грант покроет 60% от расходов на проект. Остальные 40% инвестор привлечет сам, взяв кредитные средства. Отбивать их планируется частично через повышение аэропортовых сборов с авиакомпаний, частично через неавиационные доходы, такие как сдача в аренду коммерческих площадей в терминалах и эксплуатация парковок», — пояснил источник РБК в одном из аэропортов.

Источник в группе «Аэрофлот» подтвердил, что создание фонда для реконструкции аэродромов сейчас обсуждается, но его параметры еще не определены. РБК направил запросы в Минтранс, Госкорпорацию по ОрВД, Минфин, аэропортовые холдинги, а также в авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

В Росавиации считают комментарии преждевременными, так как механизмы реконструкции аэродромов находятся в проработке. «Конкретные условия и перечень аэродромов, к которым планируется применить механизм ГЧП, еще не утверждены», — сказал РБК представитель агентства.

Как и зачем искали финансирование

Создание фонда глава Минтранса Виталий Савельев анонсировал в январе на совещании у президента Владимира Путина с членами правительства. «Я бы хотел предложение внести по аэропортам: у нас в стране к 2030 году в эксплуатации будет 241 аэродром, из них на сегодняшний день 228 — это действующие аэродромы, из которых 111 подлежат реконструкции и капитальному ремонту до 2030 года. На все это нам необходимо 383 млрд руб., и часть этих денег мы будем привлекать за счет механизма государственно-частного партнерства», — сказал Савельев. Тем не менее, отметил тогда министр, требуется создание фонда.

Президент сказал, что «это возможный проект», но нужно подумать над источниками финансирования.

В ноябре 2023 года «Коммерсантъ» писал, что холдинги «Аэропорты Регионов» и «Новапорт» просили правительство выделить на реконструкцию аэродромов средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в виде льготных кредитов на 25–30 лет. Эту инициативу в итоге не удалось провести через Минфин, отметил один из собеседников РБК. Источники также утверждают, что министерство не согласовало и финансирование всех проектов на 383 млрд руб., о которых говорил министр транспорта в январе, «поэтому и разрабатывается альтернативный вариант финансирования».

В целом работа над новыми способами финансирования началась в связи с завершением в этом году нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ). Об этом, в частности, говорил в ноябре на форуме «Транспорт России» помощник президента Игорь Левитин. При этом он отмечал, что Минтрансу удалось согласовать резерв средств на работы по объектам, реконструкция которых уже была начата или начнется в этом году. В результате в федеральном бюджете заложено 40,2 млрд руб. на реконструкцию аэропортов в 2024 году, 5,3 млрд руб. — в 2025-м и 9,4 млрд руб. — в 2026-м.

В 2023 году на госпрограмму «Развитие региональных аэропортов» нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) кабмин потратил 47,4 млрд руб., сообщает исследовательская компания Sherpa Group. Причем лимит по проекту был увеличен в четвертом квартале года в качестве опережающего финансирования. «Мы полагаем, что дополнительный приток связан с возросшей эффективностью освоения средств в рамках федпроекта», — отмечают аналитики компании. При этом по программе развития аэродромов Sherpa зафиксировала минимальное бюджетное исполнение среди других программ нацпроекта — на уровне 98,9% от запланированного объема.

По данным Минтранса, в 2023 году было сдано 14 объектов аэродромной инфраструктуры. Это, например, взлетно-посадочные полосы в аэропортах Архангельск, Благовещенск, Магнитогорск, Чара (Забайкальский край), Усть-Нера, Черский, Якутск. Также была завершена реконструкция инфраструктуры в аэропортах Вилюйск и Нерюнгри в Якутии, Зея в Амурской области, получено разрешение на ввод в эксплуатацию объектов в самом северном городе страны — Певеке. В Камчатском крае завершены работы в аэропортах Елизово и Усть-Камчатск. Обновленную инфраструктуру получил аэропорт Братска. Для сравнения: в 2019–2021 годах было сдано 13 объектов воздушной инфраструктуры, в 2022 году — восемь, уточнял Минтранс.

В 2024 году, как анонсировал летом прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин, запланирована модернизация инфраструктуры в аэропортах Геленджика, Грозного, Охотска и Братска.

Директор центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд полагает, что и эта инициатива — финансирование реконструкции через фонд — может натолкнуться на противодействие Минфина. «В предыдущие годы выдвигались идеи создать фонды для авиакомпаний на случай их банкротств, чтобы вывозить пассажиров. Были попытки создания фондов развития аэропортов и воздушных трасс на примере США: со всех участников отрасли собирают определенный процент с каждого проданного авиабилета, с каждой грузовой накладной, с каждого галлона проданного керосина. Прописано, куда тратятся эти средства: что-то идет на техобслуживание, на аэровокзалы, на радиосвязь, на аэродром. Но когда мы пытались прописать нечто подобное в российское законодательство, Минфин выступил против», — рассказал Фридлянд. По его словам, финансовый блок правительства трактует такие инициативы как попытки собрать и использовать налог в обход бюджета и Минфина.

Инвесторы в российские аэропорты пока тоже не очень довольны работой транспортного блока. На состоявшемся 6 февраля форуме NAIS гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево (входит в «Новапорт» группы AEON) Евгений Янкелевич заявил, что в перечень Росавиации, который предполагает выделение безвозмездного гранта, не вошли восемь аэропортов холдинга — Пермь, Владикавказ, Воронеж, Белгород, Элиста, Томск, Барнаул, Кемерово. На реконструкцию аэродромной инфраструктуры этих аэропортов требуется 43,45 млрд руб.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer