Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России


4 февраля 2024 года Кирилл Комаров, Профиль


После того как в 2020-м Ту-154 авиакомпании «Алроса» выполнил последний пассажирский рейс, полетать на самолетах Туполева россияне могли лишь за границей. На родине эти лайнеры использовали только военные и специальные службы. В начале февраля авиакомпания Red Wings вернула в коммерческую эксплуатацию один из своих законсервированных Ту-214, на котором перевозчик совершал рейсы до 2017 года. О возвращении легендарного бренда в российское небо и его перспективах – в материале «Профиля».

Шампанское и шоколадки

Первый в России с 2020 года коммерческий рейс самолета марки Ту выполнил Ту-214 (бортовой номер RA-64518) авиакомпании Red Wings. Вечером 2 февраля лайнер совершил полет из подмосковного Жуковского в Сочи.

В аэропорту Адлера новый самолет, как и полагается, встретили воздушной аркой. «Мы рады, что первый пассажирский рейс обновленного российского Ту-214 выполнен именно в Сочи», – говорится в сообщении воздушной гавани. Ту-214 привез в Сочи 177 пассажиров, загрузка составила около 90%.

Блогер-путешественник Иван Герасименко описал полет так: «Рейс прошел гладко. Вентиляция работала хорошо. В Сочи прилетели вовремя. При посадке аплодировал один человек». Пассажир отметил новизну салона, однако обратил внимание, что багажные полки меньше привычных: «Ручная кладь с нормальными размерами (до 55 см в высоту) влезла в полки тютелька в тютельку».

Не обошлось без небольшого инцидента. Как пишет Герасименко, «через несколько минут после взлета у соседей вывалились кислородные маски», но после набора высоты «пришел бортмеханик и засунул всё обратно». Также возникали проблемы при обращении командира судна по громкой связи: «его попросту не было слышно». Но зато, по словам блогера, «всем разносили интеллигентный набор: шоколадка+игристое».

«Еще из нетипичного: непонятные «светодиодные» табло в проходах, олдскульная розетка и новые пепельницы в дверях туалета. Они-то зачем?» – удивляется Герасименко (последний рейс, на котором можно было курить, в России был совершен 30 марта 2002 года).

Долгая дорога в небо

Ту-214, прилетевший в Сочи, не новый: он был построен на Казанском авиазаводе в 2009-м и до 2015 года эксплуатировался «Трансаэро». После ее банкротства лайнер попал в Red Wings, где летал до 2017-го, пока перевозчик не вернул самолет лизинговой компании ИФК, после чего он отправился в Казань – как казалось тогда, на вечное хранение.

Но в конце 2022 года из-за западных санкций, веденных против российской авиации, Red Wings объявила, что решила восстановить несколько своих законсервированных самолетов Ту-204/214, на которых летала до 2017–2018 годов.

Первым на завод-изготовитель – Казанское производственное авиационное объединение имени Горбунова (КАПО) – отправился борт RA-64518. Работы по его восстановлению и обновлению длились практически год. В сентябре 2023-го лайнер отправился на покраску в Ульяновск, а затем вернулся в Казань. К слову, самолет окрашен не в фирменные цвета Red Wings, а в корпоративную ливрею Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК): фюзеляж украшает огромная надпись «Ту-214».

20 декабря Росавиация выдала лайнеру новый сертификат летной годности, пока сроком на восемь месяцев, и под самый конец года он прибыл в Жуковский, где его в торжественной обстановке передали Red Wings. «После модернизации мы фактически получили уникальный самолет с новым салоном, который рассчитан на 194 пассажирских кресла. Наш расчет – на удобство для пассажиров и летного состава», – заявила авиакомпания после первого рейса.

Единственная «Тушка»

Восстановленный Ту-214 сейчас фактически единственный в России летающий пассажирский лайнер марки Ту. Коммерческих перевозок на самолетах этого конструкторского бюро не было последние три года. Последний рейс с пассажирами лайнер Туполева выполнил 20 октября 2020-го: это был Ту-154 авиакомпании «Алроса», который доставил 141 пассажира из Мирного (Якутия) в Новосибирск.

Тот «последний» Ту-154 с бортовым номером RA-85757 до сих пор стоит в новосибирском аэропорту Толмачево, хотя еще в 2021-м была информация, что лайнер выкупил владелец омского аэродрома имени Егора Летова в Поповке Александр Анисимов. Он собирался перегнать самолет в Омск и создать на его базе музей гражданской авиации.

К слову, там же, в Толмачево, находится и Ту-134 с бортовым номером RA-65693, которому суждено было стать последним самолетом этой модели, выполнившим коммерческий рейс в России. 22 мая 2020-го он перелетел из Мирного в Иркутск, откуда затем отправился в Новосибирск, где и встал на вечную стоянку в Музее истории авиации аэропорта «Толмачево».

Собственно, с 2020 года обычные россияне на самолетах марки Ту могли полетать только за границей, например, в Северной Корее, где национальная авиакомпания Air Koryo эксплуатирует два лайнера Ту-204. На родине же самолеты Туполева либо перевозили грузы (например, два Ту-204 в ливрее «Почты России»), либо использовались специальными службами – «Роскосмосом», МЧС, Минобороны, а также специальным летным отрядом «Россия», который обслуживает высших лиц государства и правительственные делегации.

Новый старый самолет

Разработанный в конце 1980-х – начале 1990-х годов Ту-204 (а затем и его модификация Ту-214) к началу 2000-х должен был заменить вырабатывающие свой ресурс основные среднемагистральные самолеты Советского Союза – Ту-154. Но проекту не повезло – СССР развалился.

После того как в 90-х российским перевозчикам открылся западный авиационный рынок, они предпочли заказывать поддержанные иностранные самолеты. А если в парки крупных авиакомпаний и попадали отечественные лайнеры, то владельцы спешили от них избавиться: либо продавали (как, например, S7), либо передавали дочерним компаниям (как, например, «Аэрофлот»). Та же «Трансаэро» в 2000-х заказала два Ту-214 только ради того, чтобы сохранить скидку на пошлину при покупке американских Boeing.

«Причиной нежелания эксплуатировать этот самолет были его конструктивные особенности, – говорит авиаэксперт, председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. – В первую очередь, недостатки бортового радиоэлектронного комплекса, который предполагает наличие третьего члена экипажа, в то время как западными лайнерами управляли два пилота. Также самолет был перетяжелен, он потреблял больше топлива, чем его зарубежные аналоги».

Все это, говорит Синицкий, негативно влияло на экономику: эксплуатировать наши лайнеры было дороже, чем иномарки. Плюс проблемы с послепродажным обслуживанием. После того как на завод «Авиастар» в Ульяновске, который выпускал Ту-204, в 2006-м перенесли производство военно-транспортных самолетов Ил-76, предприятие полностью сосредоточилось на них. Что же касается Казани, где производились Ту-214, там больше были заняты модернизацией и производством ракетоносцев Ту-22М и Ту-160, а не пассажирскими лайнерами, заказы на которые можно было пересчитать по пальцам. «Грубо говоря, ни в Ульяновске, ни в Казани просто не было рук, чтобы серьезно заниматься этими проектами и доводить их до ума», – говорит эксперт.

Не везло новым Ту-204/214 и с авиакомпаниями, приобретавшими такие лайнеры: практически все банкротились, причем нередко еще до того, как заказанные самолеты поступали в парк. В их числе, например, «Внуковские авиалинии», которые стали одним из первых заказчиков Ту-204. Также ушли с рынка «Красноярские авиалинии», «Омскавиа», «Дальавиа», «Кавминводыавиа», да и сама «Трансаэро», бывшая когда-то крупнейшей частной авиакомпанией страны (по числу пассажиров и размеру флота уступала только «Аэрофлоту»).

Долгое время крупнейшим в стране эксплуатантом лайнеров Ту-204/214 являлась как раз Red Wings (до 2007 года назвалась «Авиалинии 400»). В середине 2010-х в ее парке насчитывалось восемь таких самолетов. Но с 2017-го перевозчик начал их, а также лайнеры «Сухой Суперджет», постепенно выводить из флота и пересаживаться на Airbus. После того как в 2022 году российские авиакомпании из-за санкций лишились возможности покупать иностранные самолеты, Red Wings пересмотрела стратегию.

Перевозчик избавился от Airbus и сделал заказ на новые «Суперджеты». Сейчас парк авиакомпании состоит из 19 лайнеров SuperJet 100 и трех Boeing-777, доставшихся ей от «ИрАэро». В конце 2022-го представители Red Wings заявили, что в ближайшие два года вернут в эксплуатацию отправленные в 2018 году на вечное хранение четыре самолета Ту-204/214.

Как ожидается, в 2024-м Red Wings получит еще один восстановленный Ту-204. Что же касается Ту-214, то в Сочи он сделает еще несколько рейсов, а затем будет летать из московского аэропорта Домодедово в Ереван (Армения) и Батуми (Грузия), а позднее – в Тель-Авив (Израиль).

Третий лишний

Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что в новых экономических реалиях некоторые недостатки Ту-204/214 (типа повышенного расхода топлива) могут быть нивелированы, например, более низкими лизинговыми платежами или более дешевыми запчастями, которые для иностранных лайнеров из-за падения курса рубля и сложной логистики подорожали в разы.

«Вот наличие третьего члена экипажа, бортинженера – это проблема, потому что летный состав для авиакомпании – это дорого. Да плюс еще этих бортинженеров надо найти», – добавил Гусаров.

Неслучайно именно таким было одно из основных пожеланий «Аэрофлота» к авиапроизводителю. «В части Ту-214 у нас однозначно будут требования по переходу или приведению его к двухчленному экипажу. Это сложновыполнимая задача для производителя, но мы это требование не снимем и будем на нем настаивать», – заявлял в конце 2022 года в интервью РБК гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский.

Сможет ли производитель исполнить требование перевозчиков – вопрос открытый. Тем не менее «Аэрофлот» уже сделал заказ на 339 самолетов отечественного производства. Из них 40 составят как раз Ту-214. Остальные – это 270 самолетов МС-21 и 89 «Суперджетов».

Всего, согласно инвестпрограмме российского правительства, к 2030 году в стране должны выпустить более 600 отечественных самолетов. Из них Ту-214 – 115 штук, МС-21 – 270 лайнеров, «Суперджеты» – 142, а также семьдесят Ил-114 и двенадцать Ил-96-300. В их производство планируют вложить 865,6 млрд рублей.

Воплотить в жизнь столь амбициозные планы будет крайне сложно. «Тут простая арифметика. За 30 лет два завода выпустили менее ста Ту-204/214. Фактически производили по три самолета в год. А теперь планируется, что за шесть лет они соберут 115 лайнеров, то есть будут выпускать по 20 самолетов в год. Такого ускорения авиационная промышленность еще не знала», – говорит Роман Гусаров.

Эксперт считает, что заводы соберут еще «пару десятков» самолетов моделей Ту-204/214, на которых российские перевозчики долетают до начала действительно массового производства лайнеров МС-21 (по плану первые поставки серийных моделей с российскими двигателями «Аэрофлоту» должны состояться уже в этом году).

«Самолеты Туполева хоть и хороши, и отвечают многим современным требованиям, но все-таки эти модели родом из СССР. Разработке уже больше тридцати лет, и, конечно, они не могут соревноваться с современными моделями. Поэтому, когда появится МС-21 – та же ниша, тот же класс, что и Ту-204, но намного современнее и экономичнее в эксплуатации, – многие отдадут предпочтение ему», – уверен Гусаров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer